Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Совершенствование системы закупок: ожидание и реалии

25 Октября 2017
8366 просмотров

Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова в интервью изданию рассказала о проводимой Нацпалатой работе в отношении совершенствования системы закупок.

- Правительством РК совместно с НПП РК «Атамекен» проводится активная работа в отношении совершенствования системы закупок. Расскажите об итогах данной работы?

- Да, действительно с начала года на площадке Правительства РК проведено более десяти совещаний, которые были посвящены сфере закупок и рассмотрению путей решения проблемных моментов. При этом, работа по совершенствованию ведется как в сфере в государственных закупках, так и в закупках квазигосударственного сектора. И нам удалось добиться весьма серьезных результатов в пользу наших предпринимателей.

С начала года Нацпалата активно вносила комплексные предложения, направленные на повышение транспарентности проведения закупок, повышения ответственности уполномоченного органа, совершенствования кодификации, повышения количества объема конкурентных закупок и снятия избыточных барьеров, возникающих у малого и среднего бизнеса при участии в закупках.

Хотелось бы отметить, что Правительством РК концептуально были поддержаны основные предложения «Атамекена».Учитывая тот объем проблемных, на наш взгляд, вопросов в системе закупок, мы разделили работу на два направления: государственные закупки и закупки квазигосударственного сектора.

В части закупок квазигосударственного сектора проведена предметная работа непосредственно с Фондом «Самрук-Казына», по итогам которой были достигнуты значительные результаты.

Во-первых, стоит отметить высокую значимость работы по совершенствованию ЕНС ТРУ, так, как и государственные закупки, и закупки Фонда, чьи объемы составляют более 5 трлн тенге ежегодно, проводятся с применением данного справочника.

Проведена ревизия кодов ЕНС ТРУ, по результатам которой произведен пересмотр всей текущей базы кодов: из ранее действующих 174 тыс. кодов сокращено более 120 тыс кодов. Кроме того, принят регламент утверждения кодов через коллегиальную комиссию и модернизирована информационная система справочника.

Во-вторых, в целях исключения «затачивания» технической спецификации под определенного поставщика, с июля текущего года внедрен институт отраслевых экспертов, а также до 26 дней увеличен срок рассмотрения экспертами Нацпалаты техспецификаций и предоставления к ним замечаний.

В-третьих, Фондом также поддержано предложение НПП по сокращению закупок, проводимых в рамках внутрихолдинговой кооперации. По итогам данной работы в настоящее время идет обсуждение о передачи в конкурентную среду 18 видов услуг (нефтесервисные и охранные) на сумму порядка 50 млрд тенге, что позволит расширить конкурентный рынок.

В целом, взаимодействие «Атамекена» и Фондом идет очень активно, и мы видим, что Фонд открыт для обсуждения в части совершенствования системы закупок.

Несомненно, на этом наша совместная с Фондом работа не завершена и если в государственных закупках ситуация не изменилась, то в закупках квазигосударственного сектора мы добились определенного прогресса.

Что касается государственных закупок, то в реализацию послания Главы Государства, Министерством финансов РК был разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора», который до конца текущего года должен быть внесен на рассмотрение депутатам.

- Как «Атамекен» оценивает проводимую работу?

- Учитывая, что главной нашей задачей является защита предпринимателей, мы, как Национальная палата предпринимателей, можем дать оценку законопроекта только в части изменения условий для бизнеса.

Несомненно, в разработанном законопроекте есть положительные моменты, такие как, внедрение централизации закупок, установление единых правил и административной ответственности в квазигосударственном секторе. Но, к сожалению, данные изменения не поменяют текущую ситуацию в целом. Их недостаточно, чтобы бизнес почувствовал, что система закупок стала более удобной и транспарентной.

Именно исходя из данных аспектов, Нацпалата постоянно настаивает на комплексном изменении системы закупок.

При этом нужно понимать, что наши предложения не берутся «с потолка», а формируются на основании поступивших жалоб от предпринимателей. Только с начала года таких жалоб поступило более девятиста. Проанализировав жалобы и проблемы предпринимателей, а также весь процесс закупок,

- обязательное указание в технической спецификации национальных стандартов РК;

- установление обязательной выплаты аванса при закупках работ по строительству (не менее 30%);

- сокращение сроков полной оплаты по договору с 30 до 15 календарный дней;

- пересмотр минимальных порогов демпинговых цен;

- исключение нормы по предоставлению заказчику «права» на указание в технической спецификации «эквивалента (аналога)»;

- установление Единых подходов в систему предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков;

- предоставление допуска поставщикам к участию в госзакупках при наличии незначительной задолженности по исполнительным документам.

Но, несмотря на высокую значимость поднятых предпринимателями проблем и выработке комплексных подходов по их решению, которые устроили бы как государство, так и бизнес, предложения Нацпалаты не были приняты Министерством финансов РК.

По сути, наши поправки не являются новыми. Свои нарекания бизнес высказывает не первый год.

Таким образом, в случае принятия законопроекта без учета поправок «Атамекена», текущая ситуация для бизнеса не поменяется, количество нарушений в сфере закупок не изменится, не говоря уже об отсутствии поддержки производителей.

- Одним из основных предложений НПП является использование национальных стандартов РК в закупках. При этом, другие государства, к примеру Российская Федерация, широко их используют. Так почему в наших закупках мы их не применяем?

- К сожалению, не всегда принятые меры приносят желаемые результаты. С 1 августа текущего года в Правила осуществления государственных закупок внесены изменения, предусматривающие не обязанность, а право заказчикам составлять технические характеристики на продукцию с указанием национальных стандартов РК.

На наш взгляд, данная норма создает условия для «затачивания» технической спецификации под определенных поставщиков и дает возможность производить поставку импортных товаров, не соответствующих стандартам качества.

Такое положение дел противоречит принципу прозрачности закупок, а также не защищает заказчиков от поставок товаров низкого качества.

Следует отметить, что международные обязательства не запрещают использовать инструменты стандартизации. Международная практика показывает, что использование национальных стандартов в закупках не только защищает внутренний рынок от поставщиков иностранной продукции, но и позволяет применять повышенные требования к безопасности и качеству продукции.

Учитывая необходимость обеспечения нужд государственных учреждений качественными товарами, мы должны понимать, что разработка и утверждение национальных стандартов, а также их использование при формировании технических спецификаций к товарам является суверенным правом государства, как заказчика.

Таким образом, имеется эффективная возможность применения допустимой меры защиты внутреннего рынка, которой, на сегодняшний день, Казахстан к сожалению, не пользуется.

Именно по вышеуказанным причинам, Национальной палатой предлагается отразить в Законопроекте норму по обязательному указанию национальных стандартов РК в конкурсных документациях.

- Рассказывая о совершенствовании закупок, Вы упомянули демпинг и внедрение единых подходов в предварительном квалификационном отборе. Не могли бы мы остановиться на данных поправках поподробнее, поскольку, как известно, ранее Правительством РК были даны поручения по детальному рассмотрению данных вопросов. Какие меры приняла Нацпалата в данном направлении?

- На сегодняшний день система закупок построена на принципе оптимизации цены, а не качества. Ярким примером является сфера строительства (строительно-монтажные работы, разработка проектно-сметной документации), где происходит снижение стоимости, несмотря на законодательно установленные тарифы.

Новшество об антидемпинговых мерах, принятое в 2015 году получило обратный эффект и позволило недобросовестным поставщикам искусственно занижать цену. Такие действия поставщиков, не увязанные с их квалификацией, качеством выполнения прежних заказов, приводит к срыву сроков выполнения госзаказа, к расторжению контрактов, ухудшению качества товаров, работ, услуг, использование разного рода «серых» схем, в т.ч. уклонения от уплаты налогов, и как следствие растрате бюджетных средств. Но самое главное – антидемпинговые меры демотивируют и разлагают предпринимательское сообщество.

Если рассматривать зарубежный опыт, то в качестве главного критерия определения победителя конкурса используется предложение с наилучшим соотношением цены и качества. Соотношение цены и качества должно учитывать издержки жизненного цикла товара (услуги), такие как обслуживание, утилизация и т.д. К качественным параметрам относится гарантийные сроки службы товара (услуги), минимальные затраты на обслуживание и ремонт в период гарантийного срока, экологические и социальные аспекты товара (услуги).

В этой связи, «Атамекен» при поддержке Правительства РК внесены предложения о необходимости пересмотра минимальных порогов демпинговых цен и совместно с МИР РК, а также бизнес-ассоциациями были созданы рабочие группы и определены соответствующие пороги.

Несмотря на то, что данные минимальные пороги значений демпинговых цен определены с учетом предложений строительных ассоциаций и согласованы с компетентным органом - Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИР РК, Министерство финансов РК не согласно с данными предложениями.

Складывается мнение, что возможно Министерство финансов РК принимает предложения основываясь только на принципах и интересах самого Министерства финансов без учета мнений не только бизнес-ассоциаций, но и других государственных органов. И работа по Законопроекту реально подтверждает сложившуюся ситуацию.

Говоря о внедрении единых подходов в систему предварительного квалификационного отбора, то в настоящее время несмотря на то, что предварительный квалификационный отбор предусмотрен в государственных закупках и закупках Фонда «Самрук-Казына», целевая направленность и подходы его проведения значительно разнятся. При этом, предприниматели вынуждены проходить аналогичные процедуры отбора для участия на разных площадках закупок, что соответственно приводит к увеличению их издержек.

В этой связи, Нацпалатой было предложено проводить Единый предварительный квалификационный отбор и взаимно признавать его, как в государственных закупках, так и в закупках квазигосударственного сектора. Данное предложение было поддержано Правительством РК и 2 августа текущего года Министерством финансов РК была создана рабочая группа по внедрению соответствующего механизма.

Однако, несмотря на необходимость закрепления данной поправки на законодательном уровне, соответствующая норма не отражена в Законопроекте.

- Для совершенствования системы государственных закупок требуется проведение анализа их состояния. Осуществляет ли «Атамекен» мониторинг и анализ государственных закупок и на основании каких данных?

- НПП РК «Атамекен» посредством использования веб-портала государственных закупок (www.goszakup.gov.kz) на постоянной основе производится выгрузка данных и проводится анализ планов и способов закупок, количества и суммах исполненных договоров.

Однако, зачастую, размещенные на веб-портале закупок данные некорректны и не отражают реальное положение дел в закупках, поскольку при условии фиксированного состава этих данных, плановые и фактические показатели закупок на разные даты разнятся по неустановленным причинам.

К счастью, Правительством РК одобрено предложение Национальной палаты об онлайн интеграции существующих информационных систем по закупкам с информационной системой НПП путем создания Единой точки доступа.

Мы считаем, что это не только позволит предпринимателям получать информацию по принципу «единого окна», но и существенно повысит общественный контроль за процессами.

Получив доступ к необходимым данным в режиме реального времени, мы сможем анализировать объемы закупок, корректировки планов, обоснованность проведения закупок способом из одного источника и мониторить процессы закупок на всех стадиях.

- Несмотря на возникшие разногласия будет ли Нацпалата отстаивать свои предложения по законопроекту?

- Безусловно. Одной из основной задачи «Атамекена» является защита прав и интересов бизнеса. Мы будем добиваться «справедливого», а не «поверхностного» рассмотрения законопроекта.

Ведь все предложения Нацпалаты формировались с учетом мнений всех отраслевых ассоциаций соответствующих отраслей. По сути, это предложения отечественных предпринимателей, направленные на совершенствование системы закупок, соблюдение принципов добросовестной конкуренции и создание благоприятных условий для развития бизнеса.

- Спасибо за беседу!


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры