Региональный план по модернизации рынков разрабатывают в РК
21 сентября 2017 года состоялось открытое заседание Комитета торговли под председательством Кайрат Мажибаева
В формате видеоконференции были подключены все Региональные палаты предпринимателей.
Повестка дня включала обсуждение проекта программы развития и поддержки сферы торговли и вопросов, касающихся ревизии действующего законодательства в части регулирования торговой деятельности. В работе Комитета приняли участие представители Министерства национальной экономики РК, АО «Центр развития торговой политики» и АО «Институт экономических исследований».
Директор департамента регулирования торговой деятельности МНЭ РК рассказал о проводимой Министерством работе по модернизации сферы внутренней торговли в стране. Говоря о текущих проблемах в торговой инфраструктуре и механизмах перехода на современный формат рыночных взаимоотношений, Кайрат Ертуганов высказал позицию Министерства. В частности, МНЭ РК предлагает пересмотреть объем государственных инвестиций в создание и модернизацию объектов, переводить торговые здания на современный формат для повышения конкуренции на рынке арендных площадей, а также приступить к упорядочению товаропроводящих систем в сфере реализации продовольственной продукции.
«Мы приняли поправку Нацпалаты о снижении площади торговых предприятий для получения субсидии или господдержки. В городах Астана и Алматы порог снижен с 5000 кв.м. до 3000 кв.м, а остальных городах с 2000 кв.м. до 1000 кв.м. Убрали обязательную норму по наличию двухэтажности торговых объектов», – сказал представитель Министерства.
Отдельно рассмотрены перспективы развития в РК рынка электронной коммерции. В качестве основных инструментов в этом направлении представитель МНЭ отметил необходимость снижения входных барьеров для ведения онлайн бизнеса и опять же – совершенствования регулирования электронной торговли. «Ряд мероприятий будет отражен в Единой программе «Дорожная карта бизнеса 2020».
Председатель Комитета торговли обратил внимание представителей уполномоченного государственного органа на отсутствие значимых результатов по решению «застарелых» проблем отрасли. В частности, он отметил нерыночные методы регулирования цен на социально значимые продовольственные товары, давление на торговые сети со стороны местных исполнительных органов, проблемные вопросы снижения конкурентных позиций отечественных предприятий в связи с колебанием курса валют, а также вопросы интеграции финансового (банковского) сектора с торговлей, высокие процентные ставки при межбанковских трансакциях и др.
«Вопросы по межбанковским операциям действительно являются сдерживающим фотокором развития торговли, и непременно должны решаться», – заверил директор департамента регулирования торговой деятельности МНЭ РК.
Презентуя международный опыт развития внутренней торговли, заместитель генерального директора АО «Центр развития торговой политики» Нурлан Кулбатыров представил опыт пяти государств, а именно: Малайзии, США, Франции, Австралия и России. Результаты данного исследования только подтвердили знакомые для присутствующих проблемы отрасли.
Как было указано в сравнительном анализе, для Казахстана актуальными остаются проблемы, связанные с диспропорцией в развитии розничной торговли по регионам, низкой долей обеспеченности стационарными торговыми объектами в расчете на 1 тыс. человек и крайне невысокой производительностью труда в отрасли. Однако, принимая во внимание масштабы развития оптовой и розничной торговли (по оценкам, в отрасли заняты порядка 1,5 млн. человек), в целом, отмечены положительные перспективы роста внутренней торговли в РК.
«Мы также изучили нормы регулирования, направленные на защиту конкуренции, стимулирование инвестиционных проектов, на примере России. Проведен анализ законодательства, нормативных правовых актов, и уже получили рекомендации со стороны ОЭСР», – рассказал Н. Кулбатыров. «Ведется работа по привлечению франшиз и развитию конкурентоспособности отечественных брендов. Изучаются возможности по снижению барьеров межрегиональной торговли. Мы опросили торговые предприятия, выявили транспортно-логистические проблемы, трудности в части доступа к торговым площадям, а также недостаток оборотных средств. В основном, эти проблемы заявляли производители сельскохозяйственной продукции», – рассказал заместитель генерального директора Центра.
Директор Центра отраслевого анализа Института экономических исследований Тулепбекова Айжан рассказала об основных положениях разработанного проекта Программы развития сферы услуг в РК до 2020 года. Именно в этом программном документе предлагается решение фундаментальных проблем отрасли. При этом, отмечена необходимость ускоренного рассмотрения проекта бизнес сообществом (2 дня). К. Мажибаев высказал несогласие с указанным сроком, отметив, что госорганы годами разрабатывают тот или иной проект, а бизнес сообществу на внесение предложений отводят два дня. В этом контексте председатель положительно оценил активность НПП в части привлечения ассоциаций для обсуждения различных отраслевых вопросов.
Управляющий директор/директор департамента развития малого и среднего бизнеса НПП РК «Атамекен» Динмухамед Абсаттаров резюмировал, что по итогам изучения поступившего от ЦРТП материала выработано порядка 25 концептуальных предложений, которые необходимо учесть при дальнейшей работе. Кроме того, предусмотрены некоторые инструменты, которые должны быть включены в «Дорожную карту бизнеса – 2020».
Наряду с прочим, в качестве рекомендаций для корректировки исследования Д. Абсаттаровым была отмечена необходимость изучения международной практики развития и функционирования биржевой торговли.
Как отметил Д. Абсаттаров, необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон в разработке и принятии отраслевой программы развития торговли РК. В этом направлении было сформировано три рабочих групп. Первая группа по развитию внутренней торговли работает при МНЭ РК, вторая – Проектная группа, под руководством Института экономических исследований и третья рабочая группа действует при Нацпалате. В настоящее время совместными усилиями разработан детальный план дальнейших практических действий, с учетом позиций бизнес сообщества. Детальный план состоит из 15 разделов и 99 мероприятий, и отражает следующие предложения НПП:
- включение сферы торговли в Перечень приоритетных секторов экономики ДКБ-2020;
- предоставление частичной компенсации затрат на инфраструктуру и субсидирования кредитов при модернизации/строительстве современных торговых объектов;
- разработка дорожных карт по трансформации рынков в торговые комплексы современного формата;
- освобождение от уплаты таможенных пошлин целевого ввоза материалов и оборудования при строительстве/модернизации и обновлении технической и технологической базы в сфере торговли;
- упрощение таможенного декларирования международных отправлений юридическими лицами, в части возврата НДС;
- выработка изменений и дополнений в НПА по вопросам электронной торговли;
- развитие инфраструктуры электронных платежей и электронной торговли путем снижения процентной ставки за транзакцию;
- выделение части квот социальной рекламы для развития электронной торговли (социальные ролики);
- снятие ограничения с банковских карточек для проведения интернет оплаты;
- упрощение отправки международных посылок с товарным вложением от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- совершенствование методологии статистики электронной торговли, гармонизация с международной методологией;
- разработка правил о добровольной регистрации онлайн магазинов на сайте отраслевой ассоциации либо уполномоченного органа;
- создание e-commerce центров для повышения предпринимательской грамотности, оказание услуг по созданию интернет-магазинов «под ключ» (реализация планируется на базе АО «Казпочта»).
В заключении управляющий директор НПП поделился мнением о том, что имеет смысл сохранить часть существующих рынков в классическом формате, но при условии подведения всех необходимых коммуникаций. Тем самым торгующим будут созданы условия, отвечающие современным требованиям, с сохранением культурной составляющей и национальных традиций. По его мнению, данный подход в том числе оптимизирует финансовые затраты и снимет растущее социальное напряжение.
Оставьте комментарий:
Комментарии: