Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Новый Налоговый кодекс - выход из «тени»

11 Августа 2017
2320 просмотров

Налоговая политика нацелена на стимулирование выхода бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе

В мировой практике есть страны, которые значительно повысили собираемость НДС за 1-5 лет. Канада благодаря реформе 2009 года повысила собираемость НДС за один год на 42%, и за 5 лет – на 54% за счет:

  •  перехода с двух НДС, федерального и провинциального на  единый,  для 2-х крупных провинций;                             
  •  развертывания системы электронного администрирования.

Испания благодаря реформе 2009 года на 40%, и за 5 лет – на 60% за счет:

  • повышения эффективности администрирования, усиления системы электронного мониторинга совместно с таможней;
  • применения схемы обратного зачета для некоторых категорий товаров.

Аргентина в рамках реформы 1990 года на 47%, и за 2 года – на 150% за счет:

  • значительного увеличения налогооблагаемой базы с 52,2% ВВП в 1989 до 80% в 1992 через оптимизацию льгот;
  • значительного усиления налогового администрирования.

В Азербайджане после введения НДС-счетов поступление НДС увеличилось на 75 %,  от предприятий не нефтяного сектора - в 2,3 раза. Для предотвращения нарушений в части неправомерного возврата НДС в Чили введено обязательное использование электронных счетов-фактур. Предотвращен неправомерный возврат в размере до 600 млн долл. США (~3% выручки от НДС). В Мексике обязательное применение электронных счетов-фактур позволило увеличить налоговые сборы на 79 млрд. песо (~12% выручки от НДC).

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В Казахстане необходимо совершенствование налоговой политики с приближением к стандартам ОЭСР.

В этих целях Законопроектом предусматривается:

  • изменение структуры кодекса с текста «по налогам» на текст «по налогоплательщикам»;
  • введение принципа добросовестности налогоплательщиков – возможность исключения ответственности при ошибочных разъяснениях положений налогового законодательства;
  • возможность толкования в пользу налогоплательщика неясных, неточных положений;
  • совершенствование механизмов взимания НДС;
  • реформирование действующих СНР с установлением обязательного ведения налогового учета доходов и расходов, а также особенностей налогообложения;
  • совершенствование социального налога и социальных платежей;
  • определение особого порядка налогообложения самозанятых лиц;
  • отмена неэффективных налоговых льгот и норм, противоречащих правилам ВТО;
  • совершенствование системы налогообложения недропользователей;
  • выработка подхода к отнесению платежей за осуществление действий к сборам, платам или государственной пошлине;
  • совершенствование механизма налогового стимулирования организаций, реализующих инвестиционные приоритетные проекты и участников специальных экономических зон;
  • совершенствование взимания социального налога, в том числе с установлением максимально унифицированной базы обложения социальными платежами (социальные отчисления, обязательные профессиональные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование);
  • структурирование льгот по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе;
  • совершенствование механизмов взимания сборов и плат;
  • иные вопросы в рамках совершенствования налоговой политики.                                                                                              Предусматривается совершенствование налогового администрирования:
  • по противодействию размыванию налоговой базы и вывода прибыли из под налогообложения (BEPS);
  • перевод отдельных налоговых услуг на электронный формат;
  • отмена предоставления некоторых форм налоговой отчетности, в связи с переходом на электронный формат обмена информацией государственными органами; 
  • совершенствование процедур назначения проверок, пересмотр и сокращение оснований для назначения внеплановых налоговых проверок;
  • прекращения работы в принудительном порядке налогоплательщиков, не осуществляющих деятельность в течение 5-ти лет и более;
  • увеличения порога совокупного годового дохода у ликвидируемых налогоплательщиков до 150 000 МРП для возможности проверки аудиторской организацией;
  • распространению упрощенного порядка прекращения деятельности физических лиц, занимающихся частной практикой на основе камерального контроля (без проведения налоговой проверки);
  • исключению административной ответственности для аудиторской организации в виде лишения лицензии за нарушения по проведению аудита по налогам;
  • введению статей по правам и обязанностям должностных и проверяемых лиц при проведении налоговых проверок в главе «Налоговые проверки»;
  • исключению привязки к налоговому периоду при определении излишне уплаченной суммы налога, платы;
  • введению дифференцированного подхода в целях налогового администрирования, в том числе при применении способов и мер принудительного взыскания задолженности, на основе градации налогоплательщиков в зависимости от степени риска;
  • введению горизонтального мониторинга;
  • исключению предлицензионного обследования для получения лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции, обеспечив постлицензионный контроль на основании системы управления рисками;
  • исключению требования о представлении копий документов для подтверждения экспорта подакцизных товаров;
  • совершенствование механизма взыскания налоговой задолженности, путем стимулирования налогоплательщиков к добровольному и своевременному исполнению налоговых обязательств, повышения ответственности за неуплату налогов;
  • иные вопросы в рамках совершенствования налогового администрирования.

Разработка нового Налогового кодекса продиктовано условиями глобальной интеграции Казахстана с мировым сообществом (ВТО, ЕАЭС, вхождение Казахстана в 30 конкурентоспособных стран и стремление к стандартам ОЭСР), реализуется в рамках исполнения Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие».

                                                                                                                                                   Гульдана Ахметжанова


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры