Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Госзакупки в Алматинской области: Акиматы не хотят менять правила игры

14 Июля 2017
- Область Жетісу
4309 просмотров

Вопросы связанные с государственные закупками входят в ТОП-3 проблемных вопросов предпринимателей. В этом списке также проблемы в сфере земельных отношений, архитектуры и градостроительства. Кроме того, за десятилетия госзакуп превратился в главную кормушку чиновников и бизнесменов. Поэтому, с момента создания «Атамекена» решение вопросов в сфере закупок, оказание поддержки отечественным товаропроизводителям (ОТП) является одним из ключевых направлений работы, также за Региональными палатами предпринимателей закреплен как один из основных векторов деятельности.

«Соглашение с Самрук-Казына: Начало»

Говоря о работе нацпалаты, необходимо отметить, что в этом году подписано важное соглашение с АО «ФНБ «Самрук-Казына». Ранее, бизнес-сообщество часто жаловалось на непрозрачные закупки нацфонда и просила НПП разобраться в этом деле. После чего НПП совместно с Фондом в декабре 2015 года выработала новые подходы для поддержки казахстанских поставщиков товаров, работ и услуг. И в июня этого года было подписано дополнительное соглашение к основному документу, предусматривающее утверждение Дорожных карт по нескольким ключевым вопросам.

Благодаря этому, закупки «Самрук-Казыны» станут более прозрачными. Фонд передал часть закупок в конкурентную среду. Также у отечественных производителей будет возможность заключить долгосрочные контракты, что в дальнейшем обеспечит стабильный рост предприятия. Кроме того, будет пересмотрена методология формирования Единого номенклатурного справочника товаров, работ и услуг. Сторонами планируется внедрение механизма коллегиального принятия решения о включении новых кодов. Как было отмечено, это было только начало совместной работы.

В областях региональные палаты также пытаются выстроить диалог с местной исполнительной властью и сделать закупки более открытыми и доступными. Оказалось, на практике реализовать это очень непросто, даже сложнее чем с ФНБ «Самрук-Казына». Вот такой казахстанский парадокс. До появления на арене “Атамекена” районные и городские акиматы жили своей жизнью, закупки проводились по старинке, и несмотря ни на что акимат был и оставался прав. Практически всегда за срыв строительства, поставок или друг услуг винили предпринимателей. За последние три-четыре года status quo удалось изменить. Алматинская область не исключение.

Второго победителя не бывает

В ходе изучения проблемных вопросов предпринимателей области и исходя из анализа обращений выявлены ряд основных проблемных вопросов по государственным закупкам. Так, в Законе «О государственных закупках» есть статья, из-за которой страдает не только победитель закупок, но и все лица, которые подали заявку на участие. Таким образом, при не заключение договора первым победителем, заказчик согласно пункта 7 статьи 43 Закона направляет договор второму победителю, который обязан, да-да в обязательном порядке должен подписать договор несмотря на наличие денежных и материальных средств. Не подписания договора влечёт автоматическое включение в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Вот такие правила игры.

Приведем пример Гурбана Исаева (ИП «Исаев Г.Ф.»), который не пожелал играть по таким правилам за что и поплатился. Департамент внутреннего государственного аудита области признал ИП недобросовестным участником государственных закупок по факту уклонения от заключения договора о государственных закупках. Хотя ранее, Службой пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Алматинской области подписан договор с другим ИП. Но из-за ненадлежащего исполнения договорных обязательств со стороны первого победителя государственный орган, прежде не расторгнув заключенный договор, направил предложение в адрес второго победителя ИП «Исаев Г.Ф.» подписать договор о государственных закупках. Однако по закону правовым основанием для направления проекта договора второму победителю является наличие факта отказа от подписания договора первым победителем.

«Из обстоятельств дела следует, что договор первым победителем был подписан и договор о государственных закупках считается заключенным. В этой связи, государственный орган не имел права направлять договор для подписания второму победителю. Кроме того, срок поставки товара, который определил госорган к моменту подписания договора срок поставки товара был истекшим, так что ИП «Исаев Г.Ф.» не имел бы возможности подписать документ», - отмечает эксперт отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров Палаты предпринимателей Алматинской области Айдар Кажымухан.

Несмотря на все вышеперечисленные обстоятельства, уполномоченным органом было принято необоснованное и незаконное решение о включении в реестр недобросовестных участников государственных закупок ИП Гурбана Исаева на фоне подписания договора с первым победителем. Поэтому, Палатой было предложено исключить пункт об автоматическом внесение вторых победителей закупок в реестр недобросовестных потенциальных поставщиков в случае их уклонения от заключения договора.

Всегда ли прав заказчик?

Необоснованное и незаконное включение в реестр недобросовестных поставщиков государственных закупок еще одна частая проблема бизнеса. В связи с чем эксперты областной палаты предлагают ужесточить ответственность роли заказчиков при не исполнении договорных обязательств. Поскольку, из-за допущенных пробелов со стороны заказчиков с начала года десятки компаний попали в черный реестр. Так, ИП «Tehno-Dom» в рамках заключенного договора по оказанию услуг по обслуживанию сервисного оборудования оборудования с государственным центром по выплате пенсий (ГЦВП) Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан» до сегодняшнего дня не может получить более 3 млн тенге. По договору общая сумма составляла 5,7 млн, по факту ГЦВП произвела оплату лишь на 2,4 млн.

«Как хочу, так и пишу»

Государственные органы не перестают нарушать закупки при составлении конкурсной документации. Системная проблема стала настоящей головной болью для предпринимателя. В ходе проведения мониторинга выявлены нарушения в госзакупках Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики. Комитет при размещении объявления на портале госзакупок методом запроса ценовых предложений в документации указал марку картриджей (HP Lazer Jet m1120). Согласно п.3, статьи 21 Закона «О государственных закупок» в конкурсной документации запрещается устанавливать условия государственных закупок, которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков. После данного факта было направлено письмо в департамент внутреннего государственного аудита Алматинской области. В своем ответе заместитель Председателя Комитета внутренного государственного аудита Шолпан Шайназарова также подтвердила факт правонарушения. «В ходе камерального контроля установлено нарушение требований норм законодательства о государственных закупках. В связи с чем, в целях устранения и недопущения впредь нарушений в сфере государственных закупок в адрес ГУ направлено уведомление об устранении выявленных нарушений в сроки, установленные законодательством о государственных закупках, по итогам принятых мер данная закупка была отменена», - говорится в официальном ответе. Аналогичные нарушения зафиксированы в закупках районных акиматов и отделов.

Комиссия поможет

Главные проблемы ясны. А как поддержат бизнес в сфере госзакупок.

Поддержка в данной сфере оказывается в рамках рабочих комиссий и групп. В августе 2016 года постановлением акима области была создана рабочая комиссия в сфере закупок в рамках поддержки отечественных производителей. Комиссию образовали для обеспечения взаимодействия государственных органов и отечественных товаропроизводителей по вопросам повышения доли местного содержания в государственных закупках. В составе комиссии представители “Атамекена”, государственных органов и бизнес-сообщества. В прошлом году проведено 25 заседаний на котором рассмотрены 75 проблемных вопросов предпринимателей области. На заседаниях комиссии рассмотрены и обсуждены годовые планы 28 администраторов закупок.

Рабочая комиссия в сфере закупок - уникальная диалоговая площадка для бизнеса, где с участием первых руководителей управлений и департаментов обсуждаются вопросы, но и рассматриваются планы по закупкам. Предприниматели могут озвучить предложения, презентовать товары и услуги. Важно подчеркнуть, что практически все рекомендации комиссии учитываются государственными органами. Например, при содействии комиссии с ОТП области заключены договора по государственным закупкам на сумму более 637 млн тенге.  

Еще одним значимым результатом можно отметить помощь в заключении 7 долгосрочных договоров с 7 отечественными производителями по поставке более 40 наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения на сумму 485,2 млн тенге. Тем самым отечественные товаропроизводители фармацевтической продукции  как «Аксель и А», «Дольче», «Алмерек», «Абди Ибрахим Глобал Фарм», «Элеас», «Нобел», «Келун-Казфарм» получили дополнительную возможность для развития.

В нынешнем году комиссия провела 5 заседаний, в рамках которого оказана помощь в заключении договоров на сумму 1,4 млрд тенге в различных сферах бизнеса.

Закупки в квазигосударственном секторе - отдельная тема для обсуждений. В апреле 16-го для обеспечения гарантированного сбыта товаров отечественного производства, повышения местного содержания в закупках была создана комиссия по повышению доли местного содержания в закупках квазигосударственных компании по Алматинской области. В задачи группы входит осуществление координации деятельности государственных органов и ОТП по обеспечению местного содержания,  стимулирование дальнейшего роста импортозамещения со стороны производителей.

В состав комиссии впервые были включены представители ТОО «KTZE – Khorgos Gateway” и АО "УК СЭЗ "Хоргос - Восточные ворота". С прошлого года комиссией проведено около 30 заседаний. На одном из заседаний была достигнута договоренность о взаимодействии МЦПС “Хоргос” с ОТП области. Как говорят в МЦПС совместное сотрудничество с местными компаниями намного облегчит и оптимизирует работу. Опыт показывает, что сотрудничество с ОТП из других регионов Казахстана в связи с  их отдаленностью создает ряд проблем с поставкой и оказанием услуг и товаров.

Одним из результатов работы комиссии можно отметить заключение договоров с ОТП области в государственных закупках на сумму около 120 млн тенге. Также, на одном из выездных заседаний в городе Жаркент Панфиловского района оказана помощь в заключении договора на гостиничные услуги ИП «Медет» на сумму 20 млн.тенге с ТОО «KTZE – Khorgos Gateway”.

По пути посттендерного контроля

Сегодня актуальным для нашей области является система посттендерного контроля, где механизмом является проектирование, а рычагом управления - администратор программы, госэкспертиза, управление архитектурно - строительного контроля и лицензирования. Контроль во время закупок и приемки должен производить заказчик. Пред,- и посттендерный контроль позволит в целом увидеть потребность в товарах отечественного производства и обеспечить загрузкой отечественные компании через государственные закупки. Работа по данной системе ведется и в Алматинской области.

Так например, в ходе посттендерного контроля выявлены нарушения со стороны заказчика - отдела образования Илийского района по закупу мебели. Согласно проекту договора сроком поставки является 15 дней с момента подписания договора. Общая количество закупаемых товаров составляла 1677 комплектов гарнитур. Однако за две недели сделать такой объем работы не реально, о чем подтверждает и Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Республики Казахстан.

По мнению председателя Ассоциации проектных, проектно-изыскательских организаций Алматинской области Александра Аникина операторы госзакупок часто нарушают законы при подаче документов, определении требований и сроков исполнения по строительным объектам. Согласно смете и требованиям,  заказчик должен указывать в качестве минимального срока выполнения работы 6 месяцев, хотя некоторые заказчики дают только 2 месяца на выполнение всех работ, отмечает он.

А ты зарегистрирован в реестре?

Еще одна важная работа ведется в реестре товаропроизводителей Алматинской области otp.alm-reg.kz. Уникальный интернет-портал представляет  каталог отечественных производителей, в котором достоверные контакты, презентации и прайс-листы компании, а также данные о бюджетных объектах, государственных программах. В настоящее время в реестр включены 5606 производителей товаров зарегистрированных на территорий Алматинской области. Реестр служит подсказкой для заказчиков при выборе предприятий. Если говорить по отраслям, то большинство предприятий представляют пищевую и сельскохозяйственную отрасль (4710), а также строительную индустрию и производство строительных материалов (689), легкую промышленность (96), производство мебели (32), горно-металлургическую (30), химическую (18), производство напитков (12), машиностроение (12), фармацевтическую (7), производство бумажной и пластмассовой продукции (7).

В настоящее время продолжается работа по включению предприятий в реестр.

Госзакупки это не шутки

По словам эксперта Палаты Айдара Кажымухана, данным ОТП осуществляется ежемесячная рассылка о предстоящих закупах, на базе Центра обслуживания предприниматей организовывается практическое обучение в портале государственных  закупок РК, а также семинары по изменениям в законодательстве и работе на веб-портале государственных закупок. В рамках сервисной поддержки оказываются консультации и практическая помощь начинающим предпринимателям по работе на портале государственных закупок и АО «ФНБ «Самрук-Казына».«Медет» 

Если предприниматель столкнулся проблемой в сфере закупок, в таких случаях эксперты советуют незамедлительно обращаться в Палату предпринимателей. Потому как каждый потерянный день влечет за собой штраф и в итоге все это может обернуться неприятными последствиями. Так, в прошлом году Палатой предпринимателей Алматинской области были защищены права шести предпринимателей в судебных разбирательствах по факту признания их недобросовестными участниками государственных закупок. Из них пять процессов решены в пользу предпринимателей, по одному делу вынесено частное определение. Около 1000 компаниям оказана юридическая помощь в составлении конкурсной документации на сумму 1,4 млрд. тенге.

 

Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры