В Казахстане растет уровень коррупции в сфере природопользования
Основной причиной сложного положения дел называют пробелы в законодательстве
По данным Комитета в 2016 году в сфере природопользования и экологии было выявлено 26 коррупционных преступлений. При этом их количество по итогам 4 месяце 2017 года выросло в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом доложили в ходе селекторного совещания по подведению итогов проделанной работы в сфере природопользования и экологии с участием НПП РК «Атамекен».
В 2016 году было зарегистрировано 5 610 административных правонарушений. Общая сумма штрафов составила свыше 2 млрд тенге.
По словам заместителя председателя агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алика Шпекбаева, основным фактором повышения уровня коррупции является несовершенство действующего законодательства. Об этом говорит анализ коррупционных рисков, который провело.
«Мы установили, что 81 процент (причин появления фактов коррупции, прим.ред.) составляет несовершенство закона и 19 процентов организационно-управленческие недостатки. Все это говорит, что у нас сегодня большие проблемы в применении, и в целом, в разработке законов. Они имеют пробелы, противоречия, коллизии», - отметил Алик Шпекбаев.
Помимо появления коррупционных рисков, несовершенство законодательства, по мнению директора департамента экологии «Атамекена» Куаныша Балтабаева, влияет на развитие отрасли переработки отходов.
«Со стороны законодательства идет притеснение компаний, которые хотят самостоятельно перерабатывать свои отходы. Естественно, что отходы не образуются сразу. Необходим определенный период, чтобы накопить какой-то их объем, который будет экономически целесообразно перерабатывать. Например, отработанное масло на предприятии собирается от трех до пяти тонн в год. Естественно, что если у меня килограмм-другой масла образовался, я не пойду его сразу перерабатывать. Нужно время для того, чтобы накопить его. Но это время ограниченно у нас сегодня», - рассказал Куаныш Балтабаев.
По данным статистики, из ежегодно образуемых 5-6 млн тонн твердых бытовых отходов, перерабатывается только 1,8 процента. Остальной мусор просто складируется на полигонах.
Тем не менее, коррупционная составляющая также имеет место быть. Так, в Атырау были установлены случаи незаконного премирования сотрудников, устройство родственников на работу, необоснованные отказы в предоставлении государственных услуг.
В Восточно-Казахстанской области был зарегистрирован необоснованный запрет на санитарную рубку в хвойных насаждениях на участках государственного лесного фонда без каких-либо предупреждений и объяснений. Теперь фирма, занимающаяся рубкой, несет колоссальные убытки. Еще одной серьезной проблемой является перепродажа лесных фондов. Так, основными санитарными рубщиками леса официально является лесхозы, в обязанности которых не входит данный вид деятельности, и которые не имеют соответствующей материально-технического оснащения. Но пользуясь своим доминирующим положением, лесхозы незаконно оформляли на себя фонды, а затем перепродавали их другим лесопользователям, при этом собирая с приобретателей два вида оплаты: плата в бюджет и оплата «услуг» лесхозов.
Были установлены факты нерегламентированной законодательством предпринимательской деятельности по продаже саженцев и срубленных деревьев. Также предпринимателям устанавливали заведомо неисполнимые требования по переработке мусора. Все это мешает добросовестному выполнению работы.
По мнению Канатбека Сафина, ответственного секретаря Министерства энергетики РК, на трудную ситуацию в сфере природопользования больше всего влияет все-таки человеческий фактор.
«Мы с вами согласны, что коррупционная среда очень активная и, зачастую, не сам закон неплохой. Законные акты работают, подзаконные акты достаточно эффективные, но правоприменительная практика, люди, которые его исполняют, могут испортить самый хороший закон», - резюмировал Сафин.
По итогам совещания Агентством выработаны 37 рекомендаций по устранению коррупционных рисков и административных барьеров в нормативно-правовых актах и управленческой деятельности госорганов в сфере природопользавания и экологии.
Оставьте комментарий:
Комментарии: