Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Новый Налоговый кодекс: максимально упростить и сделать доступным для бизнеса

12 Мая 2017
- г. Шымкент
3501 просмотров

Бизнесмены Южного Казахстана и специалисты департамента госдоходов обсуждают проект нового Налогового кодекса.

Палате предпринимателей ЮКО прошло совещание, на котором бизнес и налоговики озвучили свои идеи по реформированию налогового законодательства. Как отметил заместитель руководителя областного департамента госдоходов Галымжан Орынов, нынешний Налоговый кодекс у нас используется с 1995 года.

Налоговый кодекс самый непостоянный из всех кодексов и законов страны. Только с 2008 года его изменяли уже около 100 раз. То есть Налоговый кодекс РК менялся в среднем каждый месяц, причем зачастую столь существенно и основательно.

 

В нем  очень много отсылочных норм. Читаешь одну статью, там идет ссылка на другую, открываешь ее – отсылка на третью статью и так далее, - отметил он. -  Помимо того, написан этот документ таким специфическим и заумным языком, что порой не только предпринимателям, но и сертифицированным главным бухгалтерам и даже моим коллегам в нем сложно разобраться. Вот и попробуй в такой ситуации соблюсти все тонкости этого документа и не попасть в нарушители налоговых обязательств перед государством. 

 Поэтому главный налоговик области призвал бизнес максимально откликнуться и внести свои поправки в проект главного налогового документа страны.

 На совещании бурно обсуждали, каким же должен стать Налоговый кодекс с позиции бизнеса? Безусловно, максимально понятным, простым и доступным. Предприниматели отмечали, что в действующем кодексе много неоднозначных норм, допускающих их различное понимание и толкование на практике. В этом плане работа должна вестись скорее в направлении оттачивания формулировок, терминов и понятий, самих норм с точки зрения их соответствия друг другу, непротиворечивости, ясности и понятности. Это вопросы юридической техники. Однако, как бы хорошо мы ни сформулировали свои мысли при написании закона, на практике все равно останутся разночтения и вопросы по поводу сформулированных правил. На такие случаи жизни в Новом кодексе должны обязательно найти свое отражение коллизионные нормы о том, как следует понимать эти нормы и в чью пользу их толковать. Очень важно сделать новый Налоговый кодекс законом прямого действия, исключающим неоднозначность толкования статей.

Но самое главное желание предпринимателей было одно: новый Налоговый кодекс должен обеспечить  снижение налоговой нагрузки на бизнес.  Данную точку зрения разделяет и Галымжан Орынов.

Многие знают, что НДС порождает проблему теневой экономики бизнеса, так называемого лжепредпринимательства, - подчеркивает он. -  Чтобы изменить почву для развития этого явления, я считаю, надо снизить ставку НДС с 12 процентов до 7-8.  А также снизить  пороговое  значение для постановки на учет по НДС. Любой налогоплательщик, думаю, в таком случае не станет покупать фиктивные счета-фактуры, ему легче будет заплатить эти 7-8 процентов. Это позволило бы вывести обороты из тени.

Обсудили предприниматели и еще одну проблему, которая касается всех владельцев автотранспортных средств. Это налог на транспорт, механизм расчета которого тоже непонятен.

Нынешнее  налогообложение на автомобили не отражает реальной транспортной нагрузки  на общество, отмечали предприниматели. - Имеется виду ситуация, когда автомобиль стоит, а налог платится не справедливо. Если сравнить пенсионера, которому дети подарили, к примеру джип, с теми, кто использует транспорт как средство производства, к примеру, таксистом, у которого машина на ходу 24 часа в сутки?  Первый накатывает за год те же километры, которые второй накатывает за месяц. Где справедливость?

В вопросе налогообложения на авто предложено оперировать к конкретным ситуациям. Здесь надо исходить из такого принципа: кто больше ездит, больше засоряет экологию, больше пользуется дорогами, тот и должен платить больше налогов. Поэтому налоговики  поддержали систему включения налога в стоимость бензина. То есть вообще отменить налог на транспорт и перенести его в акциз для простоты исчисления и уплаты,  по примеру законодательства в европейских странах.           

 На совещании затронули  еще одну проблему налогообложения, характерную сугубо для южного региона. Наша область расположена на Приташкентском водном бассейне подземных термальных вод, на котором базируются знаменитые курорты Южного Казахстана. Везде есть скважины, которые раньше были государственными, а  потом перешли в частную собственность. На данный момент ставка налогов на подземную воду исчисляется от ее объемов. К примеру, в каком-то сельском круге у бизнесмена есть скважина, по контракту он за нее обязан платить налоги -  точки зрения налоговиков, с каждого кубометра подземной воды! Если посчитать – выходят бешенные суммы. Этой водой пользуются все близлежащие населенные пункты. А закрыть скважину нельзя, вода может исчезнуть навсегда. И это головная боль для производителей бутилированной питьевой воды и субъектов предпринимательства, занятых санаторно-курортным лечением.

Поэтому в новом Налоговом кодексе должны быть прописаны понятные правила исчисления налогов - понятные и налоговикам, и бизнесу.

 Есть проблемы и с налогоисчислением на рынках, которых в ЮКО – великое множество.

В  преддверии всеобщего декларирования мы отказались от разовых талонов на торговлю на рынках,  но мы-то  знаем, что у этого сегмента бизнеса  -  большой товарооборот. Общеизвестно, что заставить всех торговцев применять контрольно-кассовые машины практически невозможно. Рынки не готовы к этому. А многие предприятия, к сожалению, до сих пор покупают стройматериалы на рынке, естественно без счетов-фактур и контрольно-кассовых чеков. А эти расходы завтра этим же предпринимателям по любому надо будет закрыть. Это тоже большая проблема, - признавались налоговики.  

Новый Налоговый кодекс должен соответствовать  принципам: простота, стабильность и справедливость, а налоговые обязательства должны способствовать развитию малого и среднего бизнеса, а не душить его – к такому единодушному мнению пришли участники совещания. Все предложения будут направлены в центральный аппарат НПП «Атамекен».


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры