По принципу «свои» и «чужие»?
«Атамекен» призывает уполномоченные органы РФ обеспечить равный доступ к услугам морских, речных портов и транспортных терминалов, независимо от страновой принадлежности
Как известно, среди государств-членов Евразийского экономического союза морские порты с выходом на мировые океаны имеет только Российская Федерация. В ходе разработки Договора о Евразийском экономическом союзе была предусмотрена обязанность государств-членов утвердить правила регулирования, обеспечивающие равный доступ к услугам морских, речных портов и транспортных терминалов, независимо от страновой принадлежности. Однако сегодня вопрос доступа в порты все еще остается открытым и весьма актуальным.
«Принимая во внимание, что морской транспорт является наиболее дешевым средством перевозок, его значение в некоторых отраслях экономики является определяющим фактором состоятельности развития экспорта. Наиболее остро вопрос доступа к портам РФ стоит для угольной промышленности Казахстана, которая является одной из важнейших ресурсных отраслей Республики», - рассказывает заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова.
Связано это, в первую очередь, с сокращением объемов потребления на традиционном рынке сбыта казахстанского угля, каковым является РФ, и, как следствие, географической и товарной диверсификации экспорта угля за счет глубокой переработки.
По состоянию на 2015 год, объем доказанных запасов угля в Казахстане составил 33,6 млрд тонн, что ставит нашу страну на восьмое место в мире по запасам этого полезного ископаемого.
Общий объем добычи угля в Казахстане в 2015 году составил 102,2 млн тонн (без учета угольного концентрата), общий объем экспорта каменного угля - 27,99 млн тонн (код ТН ВЭД 2701), из которых 23,89 млн тонн экспортировано в страны СНГ. При этом более 21,5 млн тонн составлял экспорт в РФ, а в страны дальнего зарубежья - 4,1 млн тонн.
По сравнению с 2011 г. (24,6 млн тонн), экспорт угля в РФ в 2015 году сократился на 3,06 млн тонн, причиной тому послужил переход российских электростанций от использования казахстанского угля на российский, а также переход отдельных электростанций России на газовое топливо.
«В этой связи за период 2011-2015 гг. казахстанским угольщикам удалось увеличить экспорт в страны дальнего зарубежья с 1,6 млн тонн в 2011 г. до 4,1 млн тонн в 2015 году, что является неплохим показателем. Учитывая, что существующий потенциал увеличения добычи в Казахстане высококачественного угля, пригодного для экспорта на внешние рынки, ежегодно составляет 7-8 млн тонн, а экспорт казахстанского угля в Российскую Федерацию падает из года в год, доступ для экспортеров казахстанского угля к услугам инфраструктуры морских портов РФ является жизненно важным», - подчеркивает Дана Жунусова.
Благодаря интеграции в рамках ЕАЭС с 1 января 2015 года на территории стран ЕАЭС при перевозке экспортной продукции в направлении морских портов государств-членов применяются внутригосударственные железнодорожные тарифы. Однако вопрос доступа в порты все еще остается открыт.
Одной из причин отсутствия равного доступа для отечественных предпринимателей к морским портам РФ является то, что в Российской Федерации до настоящего времени не утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам в морских, речных портах и транспортных терминалах, и этот процесс затягивается уже несколько лет.
«Несмотря на то, что первый проект этих Правил был разработан еще в 2013 году, на сегодняшний день они все еще не приняты. Целью подобного умышленного бездействия со стороны уполномоченных органов РФ, по мнению Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», является лоббирование интересов российских экспортеров и предоставление преимущества российским предпринимателям. НПП РК «Атамекен» неоднократно, на различных уровнях, в том числе на площадке Евразийской экономической комиссии, поднимала вопрос касательно отсутствия утвержденных Правил в РФ, что является прямым нарушением условий Договора, противоречит его принципам и создает барьер для равного доступа к услугам в морских портах и транспортных терминалах РФ для экспортеров государств-членов ЕАЭС.
В результате 9 августа 2016 года Совет Евразийской экономической комиссии обратился в Правительство РФ с целью ускорить принятие Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах», - отмечает заместитель Председателя Правления НПП.
В настоящее время проект Постановления разрабатывается Федеральной антимонопольной службой РФ. Согласно закону принятия нормативных правовых актов в РФ, разработанному документу необходимо пройти процедуру публичного обсуждения. Следующим этапом будет получение заключения об Оценке регулирующего воздействия в Министерстве экономического развития РФ, и только после этого проект Постановления передается в Правительство РФ на рассмотрение.
«Палата, со своей стороны, в ноябре прошлого года обращалась в орган -разработчик РФ в лице ФАС РФ за разъяснением текущей ситуации, касательно принятия проекта Постановления. Согласно официальному письму ФАС, документ внесен на рассмотрение в Правительство РФ.
Однако, как следует из информации, полученной в рабочем порядке, проект Постановления до настоящего времени все еще не поступил в уполномоченный госорган для получения заключения об ОРВ. Кроме того, согласно алгоритму проведения ОРВ проектов НПА РФ, от момента завершения публичного обсуждения до момента направления документа в Правительство предусмотрено минимум 10 рабочих дней для получения заключения об ОРВ с одновременным размещением на официальном сайте уполномоченного государственного органа.
В соответствии со сводным отчетом ФАС публичное обсуждение завершено 28 ноября 2016 года. В свою очередь информация о том, что проект Постановления находится в Правительстве РФ, направлялась 5 декабря 2016 года. Следуя элементарной логике, а также ввиду отсутствия полноценного доступа к информации, полагаю, что ФАС предоставляет не вполне достоверные сведения», - отметила Дана Жунусова.
Принимая во внимание вышесказанное, НПП РК «Атамекен» призывает уполномоченные органы РФ исполнять взятые на себя обязательства по обеспечению равного доступа к услугам морских, речных портов и транспортных терминалов, прекратив чинить искусственные препятствия на пути утверждения Правил и саботируя тем самым основы Договора о ЕАЭС.
Оставьте комментарий:
Комментарии: