Электромобили - это элементарно удобно
Председатель Совета директоров группы автомобильных компаний «AllurGroup» Андрей Лаврентьев считает, что Казахстану под силу стать одной из первых стран, где электромобили будут популярней обычных автомобилей.
В интервью корреспонденту palata.kz глава «AllurGroup» рассказал о возможной формуле успеха.
- Андрей Сергеевич, 2016 год на исходе, сейчас принято подводить промежуточные итоги. О каких результатах «AllurGroup» вы уже можете сообщить?
- Информации пока нет.
- Хорошо, всё ли удалось реализовать из стратегических планов группы компаний?
- Еще не всё. Есть еще несколько брендов, которые должны были попасть к нам в копилку, мы вели переговоры, в том числе, и с китайским партнером по большому крупному проекту. Переговоры ведутся до сих пор.
- О каком автобренде из КНР идет речь?
- Пока не могу сказать. Мы ждем еще один бренд сегмента лоу-кост с ценой до 9 тысяч долларов, не китайский. Мы ведем переговоры. Надеемся, что до конца года они завершатся, и те необходимые поправки, конкретно касающиеся автопрома, возможности продления льготного кредитования, они практически завершены, переговоры проведены. И мы надеемся, что на будущий год льготная программа будет дополнительно профондирована. Покупатели получат больше возможностей приобретать автотранспорт в кредит и в лизинг, мы находим поддержку у Правительства.
- Если говорить о ваших совместных с китайцами автоперспективах, то, наверняка, речь идет о сборке в Казахстане легковых автомобилей FAW. В рамках пресс-тура по Китаю недавно я посетила завод FAW, его представители сообщили о начатом поиске партнера в Казахстане. Топ-менеджеры FAW строят довольно амбициозные планы для открытия совместного предприятия. Впечатлил, конечно, и ежегодно растущий масштаб самого завода.
- Объективно говоря, в перспективе на ближайшие 5-10 лет, а мы не можем меньше строить нашу стратегию, чем на 5-10 лет, считаю, что китайские бренды будут превалировать. Потому что объем производства в КНР достиг 27 млн автомобилей.
- На том же FAW рассчитывают, что с казахстанско-китайского конвейера ежегодно будет сходить минимум 5 тысяч легковых авто. На ваш взгляд, найдется ли столько же покупателей в Казахстане?
- Объективно говоря, сейчас у нас такой сложный рынок в силу разных причин. Мы надеемся, что самый большой кризисный этап пройден, и в следующем году будет какое-то потепление. Если мы дадим хорошую конкурентную цену, потому что к качеству китайского автомобиля вопросы уже прошли, когда раньше говорили, что оно плохое и т.п. Опыт потребления уже есть. В этом отношении надо работать, вкладывать большие деньги в маркетинг, это достаточно сложная инвестиционная вещь, все равно наши покупатели пока не активно приобретают китайские авто.
- В чем фишка китайских автобрендов, что может привлечь казахстанских покупателей?
- Фишка – это стоимость, качество, которое выше, чем стоимость. Китайские автопроизводители вкладывают большие средства в развитие дилерской сети, маркетинг, рекламу. Они прекрасно понимают, что рынок надо покупать, это стоит денег. В этом отношении европейцы давно уже не хотят тратить деньги, с ними сложно вести переговоры. Определенная ниша есть у японцев. Корейцы, которые еще пять-семь лет назад были агрессивны, но потихонечку свою маркетинговую агрессию направляют в другие страны, считая, что у нас рынок все-таки сложный. Незанятые ниши с учетом кризиса или тех компаний, которые «отвалились», нам необходимо занимать, наверное, именно с китайскими автопроизводителями.
- В Костанае на «СарыаркаАвтоПром» выпускаются электромобили. Как вы считаете, будет ли эта ниша устойчивой для вашего предприятия, получится ли сформировать стабильный платежеспособный спрос у казахстанцев на электромобили?
- В любом случае выпуск электромобилей везде подлежит субсидированию на первом этапе. Потому что на самом деле мы всегда выигрываем в снижении потребления топлива, понятно, что стоимость топлива у нас не рыночная. И чем больше будет электрических автомобилей, тем затраты правительства на приобретение топлива будут снижаться, это очевидно. Мы работаем над программой, которая позволит на фоне экономики объяснить, что субсидирование электромобилей – это есть благо. И наличие большого количества связаны не только с вопросами экологии, но именно экономически оправданно, чтобы мы субсидировали каждый автомобиль.
- Цена вопроса, то есть субсидии в каких объемах вы ждете из бюджета?
- Цена автомобиля китайского производства на электробатарее, которую мы привезли и тестируем здесь в Казахстане, причем морозы наши они нормально выдерживают, стоит в районе где-то 25 тысяч долларов. Для того, чтобы эта машина достаточно активно продавалась в рынке, была конкурентна с автомобилями на бензиновых двигателях, она должна иметь аналогичную цену. Речь идет о субсидировании 8-10 тысяч долларов за один автомобиль. И, поверьте, если посчитать там затраты на топливо и глобальные вопросы, которые у нас есть, эта цена будет оправдана. Потому что машина приобретается не на один раз, а на определенное количество времени - на пять лет. То есть этот автомобиль уже выбывает из потребителя недорогого топлива, которое государство вынужденно оплачивать внутри страны. И вот на самом деле экономика там есть. Мы сейчас готовим расчеты и предложим достаточно большую программу.
- Но Казахстан пока не может похвастать развитой инфраструктурой для электромобилей.
- На самом деле все электромобили имеют свою портативную подзарядку, которая с удлинителем заряжается, как лампочка. Потребление его невысокое, домашняя проводка позволяет выдержать зарядку электромобиля. Что касается уличной инфраструктуры - да, здесь надо заниматься. Здесь отдельные деньги. Но когда мы говорим о достаточно больших объемах производства, если это будет четкая конкретная государственная программа, то, считаю, будет оправданно. Потребление топлива, нефти, имеет тенденции к снижению в ближайшие 10-15 лет с точки зрения ресурсов в целом. Нам надо задуматься о том, чтобы продавать больше, а не брать на себя затраты в сторону внутреннего потребления. Мы вполне могли бы стать страной, которая одной из первых отказалась бы от этого вопроса и глобально перешла бы на использование электромобилей. Все равно это тенденция мировая, и все равно мы к этому придем. Но у нас есть возможность быть одними из первых, и на этом построить и инфраструктуру, и зарядные станции, и собственно, некое новое видение автопрома и так далее. Считаю этот проект перспективным, и мы работаем сейчас над ним.
- Согласитесь, что потребуется и долгая рекламная раскрутка электромобилей, поскольку в основном, менталитет казахстанцев сфокусирован, простите, на до сих пор живучих авто-понтах, когда чуть ли не каждый мечтает о «мерседесе», «лексусе», внедорожниках, нежели об электромобилях.
- Мода все же наступает, молодежь - провайдеры моды. На самом деле эта тенденция потихоньку меняется. Да, у наших закоренелых юзеров автомобилей, тем, кому за 50, наверное, сложно будет сломать ментальность. Но мы сейчас видим, что возрастной ценз на рынке меняется, думаю, что мы здесь найдем поддержку. Электромобили – это элементарно удобно. А всё, что удобно, недорого – всегда становится мировым трендом. Мы думаем, что эти доводы пересилят, надежда на это есть.
Жанар Сердалина
Оставьте комментарий:
Комментарии: