Трудоустройство выпускников - не головная боль колледжей
Колледжи не должны отвечать за трудоустройство своих выпускников, уверены участники республиканского круглого стола
Проблемы и перспективы дуального обучения обсудили представители бизнеса и государства за круглым столом в Палате предпринимателей области. Снять ответственность с колледжей за трудоустройство выпускников предлагает руководитель управления образования области Асхат Аймагамбетов. Свою позицию он озвучил на республиканском круглом столе по вопросам организации дуального обучения.
Представители бизнеса различных регионов Казахстана, министерства образования и науки, Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) собрались в Караганды, чтобы поделиться идеями о дальнейшем развитии дуального образования.
Расхожее мнение о том, что хорошо подготовленного специалиста «с руками оторвут», а если многие молодые специалисты не могут найти работу, то это значит, что их плохо обучили, аргумент не рыночный, считает А. Аймагамбетов. Проблема трудоустройства гораздо глубже. Очевидно одно: колледжи должны выпускать подготовленные кадры. Но не дело педагогов потом бегать по адресам, выяснять дальнейшую «биографию» своих бывших учащихся и, чего греха таить, порой прибегать к искажению отчетности. Если каждого выпускника «проводить» через центр занятости, то в регионах и в целом по стране будет не только реальная картина ситуации на рынке труда, но и возможность ее регулировать, высказывались участники круглого стола.
Напомним, в новом Трудовом кодексе РК есть теперь понятия «дуальное обучение», «договор о дуальном обучении», новая статья (119) «Дуальное обучение». В закон РК «Об образовании» внесены соответствующие изменения и дополнения в части определения компетенции заинтересованных сторон и увеличения практики до 60% в образовательных программах, а также, согласно компетенциям министерства, в январе текущего года утверждены Правила организации дуального обучения. В настоящее время принципы дуального обучения внедряются в 409 колледжах страны с участием 2269 предприятий с охватом 26524 студентов по 80 специальностям и 160 квалификациям. В Карагандинской области по этой системе работает 31 колледж с охватом более 1,5 тысячи человек. Сегодня дуальное обучение является перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики с участием бизнеса, ориентированным на международные стандарты качества как выпускаемой продукции, так и квалификации кадров.
Вместе с тем, как признают обе стороны, есть много проблем и вопросов, тормозящих данный процесс.
«Сегодняшний круглый стол имеет очень важное значение, его участникам предстоит выработать предложения для совершенствования нормативно-правового обеспечения дуального обучения», - сказала руководитель управления партнерства и международных проектов Министерства образования и науки Рауза Ширгатова.
«Наш бизнес пока скептичен к системе. Колледжи испытывают сложности в поиске партнеров. «Сближение» не происходит из-за слабой стимуляции потенциального работодателя, предусмотренные налоговые меры практически не используются. Наши предприниматели не готовы еще вкладывать средства в долгосрочную перспективу. Вроде и нужны квалифицированные кадры, но ждать 4-5 лет они не хотят», - говорит Карлыгаш Оспанова, начальник отдела развития человеческого капитала ПП Карагандинской области.
Роль связующего звена между теорией и практикой, учебным заведением и производством в дуальном обучении отведена наставнику. Но что это за фигура, какими полномочиями наделена, кем и как финансируется? Пока больше вопросов, чем ответов.
«По сути, это работяга, который может передавать свой опыт молодым, - кратко сформулировал руководитель управления образования области. - Но для того, чтобы это у него действительно получалось, ему необходимы знания не только по профессии, но и психологии, педагогики и др. Значит, требуется программа обучения наставников».
Как сообщил Асхат Аймагамбетов, педагогов области в этом деле можно считать пионерами, в учебно-методическом центре такие программы разрабатываются, и обучение ведется. Есть также мнение, что расходы по наставничеству должны нести колледжи.
Участники круглого стола внесли ряд предложений по вопросам присвоения квалификации, заключения договоров с несовершеннолетними учащимися и т.д.
Эксперт GIZ Райнер Гертц поделился опытом организации дуального обучения в Германии. Ежегодно там тратится на подготовку кадров около 30 млрд евро. В эту программу вовлечено около 500 предприятий. Среднемесячная зарплата обучаемого составляет от 650 евро, работать на производстве студенты колледжей начинают уже со второго курса. Об эффективности совместной работы государства и работодателей говорит тот факт, что процент трудоустройства - более 60.
Вместе с тем наши педагоги против слепого копирования чужого опыта, пусть даже и весьма показательного, ведь надо учитывать разницу социально-экономических систем, менталитета, культуры и др.
«Караганда всегда считалась кадровым потенциалом для всей страны, но в последнее время квалификация специалистов падает. Мы не должны терять этот важный фактор привлекательности инвестиций в регион, и это еще раз подчеркивает важность развития дуального обучения», - отметил директор региональной палаты предпринимателей Мадениет Божбанов, резюмируя заседание.
Оставьте комментарий:
Комментарии: