Жакип Асанов: «За незаконные проверки бизнеса сотрудников госорганов надо увольнять!»
Генпрокурор РК призвал обнародовать фамилии чиновников, которые «душат» бизнес необоснованными проверками
На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры под председательством генерального прокурора РК Жакипа Асанова были обсуждены предварительные результаты исполнения Дорожной карты по реализации рекомендаций форума «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства», прошедшего в июне текущего года в Генпрокуратуре.
В работе расширенного заседания коллегии Генпрокуратуры приняли участие Председатель Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Болат Палымбетов, председатель Совета по защите прав предпринимателей НПП Гани Касымов, заместители председателя Правления НПП, депутаты Парламента РК, представители партии «Нур Отан», Верховного суда, АП, госорганов.
Как отметил замгенпрокурора РК Марат Ахметжанов, Генпрокуратура добилась существенного снижения давления на бизнес в уголовно-правовой сфере. По его словам, был принят ряд мер, без корректировки законов удалось добиться снижения давления на бизнес в уголовно-правовой сфере.
«Первое - запретили органам госдоходов инициировать сообщения в Книгу учета информации (КУИ), не имеющие признаков преступления. Это существенно снизило случаи вовлечения бизнеса в уголовный процесс. Второе – приказом генерального прокурора изменили Правила регистрации в Книгу учета информации, Единый реестр досудебного расследования. Теперь запрещено регистрировать уголовные дела, когда отсутствуют сведения об ущербе, нет акта проверки либо чисто гражданские правоотношения. Третье - мы обязали без регистрации в ЕДРР направлять сообщения, где нет явных признаков преступления для рассмотрения в уполномоченные органы (на общих основаниях в порядке части 5 статьи 181 УП). Если нет состава - списывать без рассмотрения.
«Мы охватили практически все чувствительные для бизнесменов вопросы, начиная от проверок и заканчивая судебными делами. Задействовали все структурные подразделения, привлекли 12 центральных госорганов, разработали дорожную карту из 114 конкретных мероприятий по 5 основным направлениям. Запуская проект, мы говорили о снижении проверок, которые нам удалось уменьшить в 4 раза. Однако давление на бизнес сохраняется», - отметил заместитель генерального прокурора Марат Ахметжанов, докладывая об итогах реализации Дорожной карты.
Надзорные органы попытались выяснить, почему бизнес все еще «душат» проверками, и выявили три основные причины.
«Первая. Не налажена система управления рисками. Иными словами, нет четкой аналитики, какое предприятие и когда надо проверять. Более того, госорганы в свои проверочные листы заложили массу ненужных, устаревших требований к бизнесу. Некоторые абсурдны и не поддаются никакой логике. К примеру, санитарные правила для общепита требуют, чтобы помещения по приготовлению холодных блюд располагались только с северо-западной стороны. Или нелепый запрет продавать торты нарезками и частями. У нас столько подобных норм, что бизнесмену некуда деваться, он все равно окажется виновным», - резюмировал замгенпрокурора.
Чтобы выяснить, какие нормы мешают бизнесу, на сайтах прокуратуры, НПП РК «Атамекен» и партии «Нур Отан» был размещен специальный формуляр. Однако за два месяца поступило всего 15 сообщений.
Как рассказал Ахметжанов, свою работу они начали с органов по защите прав потребителей. «Там более 8 тыс. требований. До конца года планируем сократить их на треть. Такая работа будет проведена во всех сферах госконтроля», - заверил он.
Вторая причина давления на бизнес – нет четких критериев для внеплановых проверок. Как выяснилось, половина из них - по обращениям. «Жалобы потребителей составили лишь треть. В 37 % инициаторы - госорганы, а остальные 36 % писали те, чьи права никак не затрагивала деятельность бизнесменов. Можно сделать вывод, что госконтроль используется либо для устранения конкурентов, либо для оказания давления на бизнес. Доходит до того, что госорганы создают свои ТОО, чтобы мониторить предпринимателей для их последующей проверки», - поведал замглавы надзорного органа. В связи с этим Генпрокуратура предлагает сократить основания для проверок, в том числе запретить проверять по обращениям третьих лиц.
Между тем, как считает генеральный прокурор Казахстана Жакип Асанов, за незаконные проверки бизнеса сотрудников госорганов надо увольнять, и это может послужить для других уроком. Он также добавил, что в отношении каждого чиновника следует возбуждать дисциплинарные производства, независимо от того, какую должность они занимают. Более того, генеральный прокурор заявил, что в следующих раз нужно обнародовать фамилии чиновников, виновных в необоснованных проверках бизнеса.
Генпрокуратура продолжает мониторить и практику оказания госуслуг. Как рассказал замглавы надзорного ведомства, проверки лишь двух министерств выявили свыше 200 нарушений (это несоблюдение сроков, необоснованный отказ в госуслугах, истребование излишних документов и т.д.) «Сегодня прорабатываются предложения по сокращению сроков, минимизации требуемых документов. До конца года думаем реализовать», - рассказал Марат Ахметжанов.
Самым болезненным для бизнеса замгенпрокурора назвал вовлечение их в уголовный процесс. Детальное изучение ситуации позволило выявить три причины. Так, по новому Уголовно-Процессуальному кодексу теперь нет доследственных проверок, все заявления сразу же регистрируются и с этого момента начинаются расследование. Но здесь не учли специфику расследования экономических преступлений.
Вторая причина вовлечения бизнеса в уголовный процесс, по мнению Ахметжанова, это проблемы применения статьи УК за лжепредпринимательство. По его словам, большие вопросы вызывает применение статьи Уголовного кодекса за лжепредпринимательство. «В этом году почти 40% уголовных дел судами рассмотрено в согласительном производстве. Такой подход максимально упрощает процесс доказывания, но именно он вызывает больше всего нареканий. Для заключения сделки достаточно согласия виновного на любой стадии процесса, при этом ущерб от деятельности лжефирм и причастности контрагентов не проверяется. Контрагенты даже не знают, что их судьба уже решена, а после вступления приговора в силу им автоматически начисляются налоги», - отметил заместитель генпрокурора РК Марат Ахметжанов. Замглавы надзорного органа сообщил, что «есть мнение - декриминализировать это деяние и привлекать только за уклонение от налогов. Кто-то предлагает осуждать лишь за создание лжепредприятий. Все предложения сейчас изучает межведомственная группа по совершенствованию УК и УПК.
По мнению представителя ГП, для налоговых доначислений должно быть достаточно акта проверки без приговора или решения суда об отмене госрегистрации лжефирмы. Но по Налоговому кодексу требуются эти судебные акты.
В связи с этим Генпрокуратура предлагает начать реформу налогового администрирования. «Как в США и Англии, внедрить принцип «приоритета содержания над формой», то есть дать налоговику право самому определять фиктивность операций без суда», - прокомментировал М.Ахметжанов.
Представитель ГП также добавил, что еще одним механизмом защиты будут апелляционные комиссии по налоговым и таможенным спорам. «Атамекен» и Комитет госдоходов уже подготовили соответствующие поправки в Налоговый и Предпринимательский кодексы», - сообщил он.
С Презентацией Генеральной прокуратуры РК о ходе реализации Дорожной карты по защите бизнеса можно ознакомиться здесь.
Оставьте комментарий:
Комментарии: