Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

10 шагов «Атамекен» для развития бизнеса

15 Сентября 2016
13495 просмотров

На расширенном заседании Правительства в сентябре текущего года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил ряд конкретных задач по обеспечению экономического роста. В качестве одной из главных обозначено стимулирование массового предпринимательства и обеспечение занятости. Также были даны поручения по развитию агропромышленного комплекса, в частности, сельхозкооперации, а также по диверсификации экспортного потенциала.

По словам Председателя Президиума Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Тимура Кулибаева, для реализации поставленных Главой государства задач НПП разработала 10 приоритетных шагов для развития бизнеса.

Шаг 1. Микрокредитование – самое быстрое и эффективное средство для МСБ.

В настоящее время микрокредиты бизнесу предоставляются в рамках «Дорожной карты бизнеса - 2020», «Дорожной карты занятости – 2020» и инструментов холдинга «КазАгро». Несмотря на выгодные финансовые условия этих программ, предприниматели сталкиваются с проблемами залогового обеспечения, большого количества требуемых документов и отсутствия сопровождения проекта. К примеру, для получения микрокредита по ДКБ-2020 предпринимателю необходимо предоставить 13 документов.

Анализ ситуации на рынке микрокредитов показал, что, с одной стороны, имеет место низкий охват сельской местности, с другой, -  для большинства начинающих предпринимателей микрокредиты являются недоступными в связи с высокими процентными ставками (в среднем 40% годовых). В связи с этим, с начала текущего года НПП «Атамекен» за счет привлечения частных инвестиций и средств местных бюджетов приступила к микрокредитованию в пяти пилотных областях: Алматинской, Актюбинской, Кызылординской, Костанайской и Мангистауской.

Ключевым преимуществом реализуемых НПП «Атамекен» подходов микрокредитования стали гибкость по залогам, предоставление поручительства, сопровождение бизнес-проектов от обучения предпринимателей до их реализации, возможности кооперации и прямого сбыта. Микрокредиты выдаются в сумме до 15 млн. тенге под 6% годовых сроком до 5 лет без отраслевых ограничений. При этом, для получения микрокредита предпринимателю необходимо предоставить всего 5-6 документов. Широкий охват услугами микрокредитования обеспечивает развитая инфраструктура НПП «Атамекен», в том числе, на районном уровне.

В настоящее время в пяти пилотных областях в микрокредитные организации поступило 365 заявок на сумму 1 942 млн. тенге. 185 проектам уже представлено финансирование на сумму 825 млн. тенге. Предлагается в рамках первого шага применить опыт микрокредитования НПП «Атамекен» в рамках ДКБ-2020, ДКЗ-2020, инструментов НУХ «КазАгро», а Нацпалата может выступить единым оператором в сервисной части микрокредитования по всем госпрограммам.

Шаг 2. Бизнес обучение в массы.

Существующий формат обучения основам бизнеса неэффективен и формален. В рамках реализации действенных мер для обеспечения занятости населения, снижения социальной напряженности, а также развития предпринимательства в регионах, «Атамекен» при поддержке Правительства РК завершила два пилотных проекта - «Bastau Бизнес» и «Bastau Кәсіп» в Мунайлинском районе Мангистауской области. В стадии реализации находится проект онлайн-обучения «Атамекен Бизнес Академия», а также создается методологический центр для обучения бизнес-тренеров.

Учитывая эффективность проектов, их гибкость и адаптированность под запросы обучающихся, а также присутствие элемента сопровождения бизнес-проектов, предлагается обеспечить его масштабирование по всем регионам страны. Их включение в качестве инструментов нефинансовой поддержки предпринимательства в единую программу поддержки и развития бизнеса «ДКБ-2020» было бы логичным и рациональным. Стоит подчеркнуть, что все программы обучения НПП «Атамекен» будут увязаны с системой микрокредитования.

Создать возможность для начала бизнеса по итогам обучения могут специальные мини-индустриальные зоны (МИЗ), в рамках которых будут размещаться предприятия МСП одного профиля деятельности (к примеру, все швейные производства). Общее название этой программы - «Город мастеров». На МИЗ площадью 1-2 га будут размещены от 20 до 60 компаний. Опыт Польши и Турции показывает, что такие бизнес-инкубаторы с необходимой базовой инфраструктурой стали серьезной формой поддержки для малых производственных предприятий и начинающих производителей. Такие инструменты помогают им выжить и вырасти в стартовый период, когда они больше всего уязвимы с финансовой точки зрения.

Предлагается направить средства в рамках госпрограмм на создание во всех регионах малых индустриальных зон в формате готовых быстровозводимых зданий и сооружений промышленной направленности с подведенными инженерными коммуникациями, где на условиях аренды будут размещаться малые производственные предприятия.

Шаг 3. В приоритете сельхозкооперация.

Одной из сдерживающих проблем развития АПК является преимущественно мелкотоварный характер производства. Для решения данной проблемы в октябре 2015 года был принят закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах», реализуется совместный План НПП и МСХ по созданию и реализации 10 пилотных кооперативов.  Также Нацпаллатой реализуется программа «200 сельхозкооперативов с НПП «Атамекен». На сегодняшний день сопровождается уже более 283 сельскохозяйственных кооперативов, которые объединяют около 7 тыс. крестьянских/фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения.

Вместе с тем, сельхозтоваропроизводители, укрупняясь в форме сельхозкооперативов, сталкиваются с проблемой отсутствия доступа к дешевым длинным деньгам.  Для решения проблем доступа к финансам предлагается определить приоритет микрокредитования личных подсобных хозяйств населения, объединенных в кооперативы, а также внедрить новый продукт льготного кредитования через институты АО «НУХ «КазАгро».

Анализ цепочки добавленной стоимости продукции показывает, что из-за отсутствия системы прямого сбыта происходит удорожание продукции до 20-40%. В этой связи, предлагается трехэтапный подход развития торговли между сетями и сельхозкооперативами. Во-первых, объединение фермеров в кооперативы с углублением специализации производства и прямой торговлей с сетями. Во-вторых, реализация концепции пилотного Оптово-распределительного центра (ОРЦ) для организации доработки, фасовки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, надлежащего фитосанитарного и ветеринарного контроля, эффективного межрегионального перераспределения. В-третьих, формирование эффективной сети ОРЦ для распределения потоков продукции между регионами и экспортом на внешние рынки сбыта, с интеграцией в аналогичные сети соседних государств.

Шаг 4. Местное содержание - актуально.

В сложившихся экономических условиях важно стимулировать спрос на продукцию отечественного производства. Ключевую роль в данном процессе играют товары повседневного, постоянного спроса в рамках государственных закупок, закупкок квазигоссектора и недропользователей.  Ежегодный объем потребления товаров повседневного спроса (одежда, обувь, продукты питания, мебель) составляет порядка 1,9 трлн. тенге. При этом, общая доля потребления товаров повседневного спроса за счет отечественного производства не превышает в среднем 30%. В связи с этим, необходимо принять меры по повышению конкурентоспособности отечественных производителей путем повышения доли местного содержания за счет заключения долгосрочных договоров и предоставления государственной поддержки в обмен на локализацию производства.

Одним из механизмов стимулирования спроса на отечественную продукцию является централизация системы государственных закупок. К примеру, в США существует Офис государственного заказа США (Контрактный офис), который все закупки осуществляет в форме долгосрочных государственных контрактов. Правительство в США разделяет с производителями риски и выгоды технологических проектов участвуя в перспективных разработках с начальной их стадии до испытания опытных образцов продукции. Кроме того, государственный контракт на товары и услуги принимается американскими коммерческими банками в качестве залогового документа для предоставления кредита.

НПП предлагает создать на базе АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLоC» централизованного офиса государственного заказа по опыту США под доверительным управлением НПП «Атамекен». В свою очередь, отбор предпринимателей для получения комплексных мер господдержки и заключения долгосрочного контракта должен проводиться на основе понятных и четких требований: наличие индустриального сертификата и стратегии дальнейшей локализации производства, внедрения самых передовых технологий и новаций для дальнейшего выхода на экспорт в течение 2-5 лет. Таким образом, поддержка предпринимателей за счет внутреннего спроса будет увязана с программой по развитию экспорта.

Шаг 5. МСБ - ключевой драйвер роста экономики.

Замедление экономического развития страны стимулирует нас на поиск новых драйверов роста. Если на протяжении десятилетий экономика страны зависела от крупных компаний, то сегодня мы должны изменить свою парадигму в сторону малого и среднего предпринимательства. В особенности, уделить внимание экспортоориентированным предприятиям, которые могли бы реализовать свой потенциал на огромных рынках Китая, России и Ирана.

По предварительным оценкам, только в ближайшей перспективе экспортная выручка от реализации продукции АПК может быть увеличена более чем в 2 раза, т.е. на 1,7 трлн. тенге, что даст Казахстану возможность войти в десятку стран-экспортёров. Так, реально можно увеличить производство растительных масел в 4-5 раз (до 2 млн тонн); мяса говядины - в 2 раза (с 400 тыс. тонн до 800 тыс. тонн, из которых можно экспортировать 300-400 тыс. тонн); мяса баранины - со 160 тыс. тонн до 300 тыс. тонн, 50% из которой можно экспортировать.

Сектор малого и среднего предпринимательства также имеет свои внутренние проблемы. К примеру, в развитых странах вклад МСП в экспорт в десятки раз превышает казахстанские показатели и колеблется от 25 до 50%. Это объясняется тем, что значительная часть предпринимателей страны заняты в секторе торговли, а в других передовых странах наоборот, они являются производителями. К примеру, в Польше 93% предприятий МСП занимаются экспортной деятельностью.

Сегодня в Казахстане существуют все общепризнанные меры государственной поддержки экспорта, которые «размыты» между различными государственными учреждениями. Это приводит к несогласованности мер, накладыванию одинаковых функций между организациями по поддержке экспорта. От всего этого недопонимания между органами страдает наш предприниматель. Поэтому, учитывая, что поддержка экспортеров является разносторонним механизмом и требует использования различных инструментов, необходимо взаимоувязать все меры в единый органичный и последовательный процесс. Для этого необходимо выработать новую Стратегию продвижения экспорта с консолидацией на экспортоориентированность МСП всех мер поддержки экспорта с операторством в едином окне с учетом сформировавшейся региональной инфраструктуры вплоть до районных центров и наличием оцифрованной базы средних и крупных предприятий, налаженными связями с системой торгово-промышленных палат зарубежных стран. Единым оператором в сфере экспорта могла бы управлять НПП «Атамекен».

Шаг 6. Бизнес-навигатор и бизнес-конструктор.

Региональная карта развития предпринимательства – это электронный портал, представляющий собой бизнес-навигатор, где сосредоточена актуальная информация для предпринимателей, потенциальных предпринимателей, инвесторов и иных пользователей, имеющих заинтересованность в предпринимательской деятельности. Бизнес-навигатор включает в себя информацию о мерах государственной поддержки и развития предпринимательства; аналитический обзор по всем регионам страны (экономическая специализация и основные показатели социально-экономического развития). Также на портале размещен Единый реестр предпринимателей страны с актуальными контактами и иной необходимой информацией о бизнес-субъектах.

Но региональная карта может стать реальной основой для принятия индустриальных и инвестиционных решений. В настоящее время в карте сформировано 105 перспективных инвестиционных проектов. Представители более 103 стран уже посещают портал. В то же время предприниматели на сегодняшний день испытывают проблему по доведению бизнес-идей до уровня инвестиционных проектов в форме ТЭО с целью дальнейшего привлечения инвесторов.  А заявляемые предпринимателями инвестпроекты обычно не соответствуют требованиям инвесторов.

В НПП считают, что РКС обязана учитывать данные Региональной карты развития предпринимательства при принятии решений о включении проектов в Карту индустриализации. Необходимо включить в программу «ДКБ-2020» меру государственной поддержки возмещения затрат предпринимателей по разработке ТЭО. При этом утвердить требования к компаниям по оказанию услуг разработки ТЭО. Ситуация требует создания на базе региональной карты подсистемы по принципу «бизнес-конструктора», как инструмента поиска оптимальной территориальной рыночной ниши на основе ключевых данных о рынке.

Шаг 7. Проект «Правительство для бизнеса».

За последние годы государство инициировало и создало инфраструктуру мер поддержки бизнеса, необходимые программы и институты. Сегодня настал момент, когда необходимо консолидировать эти меры поддержки, сделать их удобными и эффективными, предоставляя меры поддержки предпринимателей из «единого окна» по аналогии «Правительство для граждан». Проект «Правительство для бизнеса» позволит создать эффект синергии от консолидации мер поддержки в «едином окне», увеличит охват и доступность мер поддержки для предпринимателей, а также повысит прозрачность процедур получения мер поддержки.

Операторство, с учетом имеющейся инфраструктуры до районного уровня и опыта работы по сервисному обслуживанию предпринимателей, предлагается закрепить за НПП «Атамекен» при координации со стороны Правительства.

Правительство для бизнеса – это одно окно, в котором предпринимателя консультируют, оказывают услугу и сервис в едином стандарте и формате, объединяя все меры, оказываемые институтами развития для бизнеса, начиная от субсидирования, грантования, сертификации, факторинга, торговых площадок, СЭЗы, НИОКР и т.д.

Шаг 8. Провести ревизию контрольно-надзорных функций государственных органов.

В целом по стране контрольные и надзорные функции осуществляет 61 ведомство.  Анализ показал, что ведомства обладают 512 контрольными функциями в различных сферах. О тотальности контроля говорит и такая цифра: в отношении предпринимателей на сегодня действует более 18 тыс. требований.

Никто не оспаривает, что основной задачей государственного контроля должно выступать обеспечение безопасности продукции (работ, услуг). Но вопросы качества должны регулироваться самим рынком, так как основная цель рынка – деловая репутация, привлечение потребителя и стратегическая ориентация на потребителя, что жизненно необходимо каждой организации и предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка. Наступило время, когда необходимо провести ревизию контрольно-надзорных функций государственных органов. И НПП «Атамекен» также разработало здесь ряд предложений.

Шаг 9. Лжепредпринимательство и защита добросовестных предпринимателей.

В новом Уголовном кодексе существенных смягчений по экономическим преступлениям, в целом, не наблюдается. Наказания за некоторые из них вполне сопоставимы с наказанием за убийство, к примеру, за выписку фиктивного счета-фактуры, уклонение от уплаты налогов, лжепредпринимательство предусмотрено до 10 лет лишения свободы. Учитывая проводимую политику последовательного отхода от карательных мер к профилактике, к уголовным правонарушениям в экономической сфере следует применять экономические меры ответственности.

В ходе уголовного процесса по делам лжепредпринимательства не соблюдаются требования законодательства в части объективности и полноты исследования. Сам состав «лжепредпринимательства» дублирует другие составы преступлений (по сути это один из способов уклонения от уплаты налогов, банковских кредитов, мошенничества). Сложилась порочная практика отмены регистрации юридических лиц (лжепредприятий). Все их сделки с контрагентами признаются недействительными. Как следствие, последним доначисляются дополнительные суммы налогов и штрафов.

Уголовное преследование также используется как инструмент для «внеплановых» проверок и все еще остается средством оказания давления на бизнес. Если для обычной проверки госорган должен доказать его обоснованность в органах прокуратуры, то для начала уголовного преследования таких преград нет.

Несмотря на недавнее принятие нового Кодекса «Об административных правонарушениях», в нем  остается ряд вопросов, требующих решения. В целом кодекс содержит 608 составов правонарушений, из которых более 400 составов применяются в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Из этих 400 всего 14 статей предусматривают взыскание в виде «предупреждения», т.е. на безальтернативной основе.

Конечно, эта тема требует особого разговора. Можно привести массу примеров из каждодневной жизни НПП, когда представители бизнеса приходят в «Атамекен» за защитой. Но сегодня необходимо применять системные меры. Речь идет об исключении излишней репрессивности Уголовного кодекса с отходом от карательных мер к профилактике. Не менее важно   провести работу по расширению института предупреждения в рамках Административного кодекса, исключив зависимость штрафов от размера бизнеса, а также установить верхние пределы штрафов для всех категорий бизнеса.

Шаг 10. Внедряя стандарты ОЭСР.

На расширенном заседании Правительства в сентябре Глава государства отметил необходимость проведения повторной инвентаризации подведомственных организаций министерств и ведомств с целью передачи их в конкурентную среду или на местный уровень.

В настоящее время роль квазигосударственного сектора в экономике остается чрезмерно высокой. Доля активов контролируемых государством организаций достигает 60% ВВП. Отсутствует информация о точном количестве госкомпаний, поскольку Реестр государственного имущества КГИП МФ РК включает дочерние и зависимые организации госкомпаний до 5-го уровня аффилированности, хотя отдельные государственные компании имеют организационную структуру до 9-го уровня.

Для преодоления сложившейся ситуации в рамках исполнения поручения Главы государства по снижению доли участия государства в экономике до 15% от ВВП по опыту стран ОЭСР НПП предлагает параллельно с исполнением Комплексного плана приватизации на 2016-2020 на правительственном уровне создать специальную рабочую группу - Правительственный штаб.  Вместе с представителями бизнес-сообщества она проведет полноценный анализ функций подведомственных и дочерних структур госорганов и МИО на предмет нарушения рыночных принципов и стандартов ОЭСР.  И выдаст вердикт: приватизировать и/или ликвидировать субъекты и организации.

Вышеперечисленные меры полностью соответствуют задачам, обозначенным Главой государства в Стратегии по вхождению Казахстана в 30-у развитых стран и внедрению стандартов ОЭСР.  НПП «Атамекен» готова участвовать в обсуждении и доработке предложений с государственными органами, а также представить подробные механизмы, необходимые расчеты, предложения по изменению нормативно-правовых актов.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры