Бизнес в Казахстане: успехи налицо, нужно продолжать развитие
Более 3 млн человек работает на предприятиях малого и среднего бизнеса
Становлению бизнеса как устойчивого сегмента экономики страны правительство Казахстана уделяет самое пристальное внимание на протяжении многих лет. Разрабатываются различные программы поддержки предпринимательства, постепенно снижаются административные барьеры. По оценке экспертов Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», свой положительный результат эта работа уже принесла.
«Несколько лет назад глава государства говорил о том, что до 2050 года мы должны довести долю МСБ в ВВП довести до 50%, - напомнил на брифинге в службе центральных коммуникаций заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Нуржан Альтаев. - Тогда это казалось несколько фантастическим и казалось, что эта цифра, наверное, недостижима. Но сейчас, спустя несколько лет, что если в 2006 году доля малого и среднего бизнеса составляла 9,8%, то уже по итогам 2015 года мы достигли цифры 25,6%».
За последние десять лет тенденция в развитии бизнеса характеризуется как устойчиво положительная: количество активно работающих субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось на 206%, количество занятых в малом и среднем бизнесе выросло на 168%. Показатель выпуска продукции МСБ вырос за 10 лет на 1027%, производительность труда выросла на 614%. Количество активно действующих субъектов МСБ составляет 1,2 млн. Малый бизнес стал и крупным работодателем - по итогам 2015 года более 3 млн человек работает на предприятиях МСБ.
Как отмечает заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тулемис Шотанов, сегодня в стране для развития бизнеса создана вся необходимая инфраструктура. Так, в каждом районе (всего в Казахстане 188 районов) действуют центры поддержки предпринимателей, где каждый начинающий бизнесмен может получить всю необходимую информацию.
«Что необходимо для бизнесмена? Бизнесмену необходима информация, необходимо обучение и консультирование, ему нужно финансирование, и самое главное - сбыт продукции, - объясняет г-н Шотанов. - В этом отношении НПП, мы стараемся оказать полный пакет услуг, весь инструментарий полностью. (...) Мы можем создать уникальные условия, мы можем за 15 мин зарегистрировать предприятия, мы можем убрать все административные барьеры, но если нам некуда будет сбывать нашу продукцию, наш бизнес элементарно встанет».
В НПП «Атамекен» провели анализ и определили три наиболее перспективных рынка сбыта - Китай, Россия, Иран. «Это рынки с большой плотностью и численностью населения, и для нас это является приоритетом. В этом отношении у нас есть дочерняя структура - внешнеторговая палата Казахстана, которая помогает, содействует нашим предпринимателям в выходе на внешние рынки. Ну и кроме того, не надо забывать, 17 миллионов населения - это внутренний рынок, и здесь предпринимателям нужно прежде всего получать информацию», - рассуждает г-н Шотанов.
С получением информации у начинающих предпринимателей нередко возникают проблемы. Поэтому в Нацпалате предпринимателей разработана концепция «Правительство для бизнеса», один из разделов которой предусматривает создание специальных справочников. «Любой начинающий предприниматель может указать размерность своего бизнеса, вид деятельности, оборот своего бизнеса и получить подробную информацию о том, на какие меры господдержки он может рассчитывать», - объяснил Тулемис Шотанов суть идеи.
Помимо этого, есть немало и институциональных вопросов, которые НПП предлагает решить правительству. В частности, сегодня, для развития бизнеса в агросекторе необходимо создать публичную электронную базу данных всех свободных земельных участков; предоставлять земельные участки без утвержденного генерального плана, плана детальной планировки, плана застройки; перевести услуги предоставления участков исключительно на электронный формат; реформировать земельный налог и так далее.
Кроме того, Нацпалата считает необходимым осуществлять постоянный мониторинг процедуры экспорта и импорта через ключевые пункты пропуска путем проведения периодических замеров временных и денежных затрат на транспортировку товаров.
Также необходимо скорректировать и отраслевую программу развития агропромышленного комплекса с тем, чтобы динамичный рост экспортной направленности АПК по традиционным видам продукции стал приоритетом. Импортозамещение, построенное на основе внутреннего спроса, будет малоэффективным, считают в Нацпалате.
Нужно увеличить производство основных видов сельхозпродукции. Совокупная экспортная выручка от реализации данных товаров может быть увеличена более чем в два раза, то есть на 5 млрд долларов или 1,8 трлн тенге. А это 6,3% импорта агропродукции Китая или 7,4% от всего импорта России в стоимостном выражении. Таким образом, Казахстан войдет в десятку стран-экспортеров, которые поставляют агропродукцию в Китай и Россию.
В НПП отмечают, что основные проблемы бизнеса, препятствующие его развитию, касаются вопросов доступности финансовых средств, закупок, недоступности или дороговизны ресурсов, административных барьеров, коррупции, монополизации отраслей, а также высоких штрафов. Для решения этих проблем предлагается на законодательном уровне в каждом регионе страны создать Фонд поддержки бизнеса с привлечением софинансирования со стороны республиканского и местного бюджета для предоставления льготного кредитования начинающим предпринимателям и развития сельского бизнеса с переносом центра принятия решения по кредитованию на региональные структуры НПП и акиматов.
Оставьте комментарий:
Комментарии: