Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Дана Жунусова:"Мы просим Правительство пересмотреть сроки реализации пилотного проекта по маркировке"

11 Августа 2016
11076 просмотров

Заместитель Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Дана Жунусова  рассказала, в чем суть маркировки меховых изделий и почему нужно продлить сроки реализации пилотного проекта.  

- Дана Бейсеновна, Соглашение по маркировке вступает в силу с 12 августа т.г. Расскажите, пожалуйста, предысторию данного вопроса.

- Начнем с того, что решение о разработке системы маркировки в Союзе было принято главами государств ЕАЭС еще в октябре 2014 года. Принятию решения предшествовали долгие и жаркие споры о том, как вводить единую систему маркировки товаров и на какие группы товаров распространить новые требования.

Ни для кого не секрет, что изначально рассматривалось предложение о маркировке всех товаров легкой промышленности. Напомним, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» неоднократно выступала против введения тотальной маркировки продукции. При поддержке Правительства РК Нацпалате удалось отстоять позицию по реализации проекта в пилотном режиме, и только на меховые изделия.

Надо сказать, что на всех площадках было заявлено, что основной целью маркировки является борьба с контрабандным ввозом товаров на территорию ЕАЭС. По мнению Евразийской экономической комиссии, маркировка поможет решить фискальные задачи, вопросы поддержки промышленности и легальной торговли и борьбы с контрафактом.  

Однако данные заявления являются весьма спорными. Но говорить об этом с уверенностью мы сможем только по результатам реализации пилотного проекта. Решением глав государств Союза дальнейшее рассмотрение вопроса создания и функционирования системы маркировки товаров легкой промышленности должно происходить с учетом запуска пилотного проекта.

- Почему именно меховые изделия были выбраны в качестве пилота?

- Учитывая, что с первых дней обсуждения маркировки речь шла исключительно о товарах легкой промышленности, бизнес-сообществом было предложено провести пилотный проект на товарах высокой ценовой категории, дабы избежать существенного роста цен на товары.

В этом свете наиболее оптимальной группой товаров являются меховые изделия, стоимость которых может позволить растворить в себе стоимость контрольных знаков без увеличения конечных цен для потребителей.  

Действие Соглашения распространяется на 7 кодов ТН ВЭД. Это предметы одежды из норки, нутрии, из песца или лисицы, из кролика или зайца, енота и овчины. В данный Перечень товаров не входят перчатки, рукавицы, а также головные уборы или их части.

- В чем заключается суть маркировки?  

- В последние дни в СМИ и социальных сетях возникает очень много вопросов и комментариев по маркировке, большинство из которых не соответствуют действительности и вводят наших предпринимателей в заблуждение.

Именно поэтому прошу обратить внимание, что требование по маркировке шуб распространяется исключительно на предпринимательскую деятельность, связанную с производством, приобретением и реализацией меховых изделий. На покупку шуб физическими лицами новые требования не распространяются. А вот при ввозе, производстве и продаже/перепродаже меховых изделий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями маркировка является обязательной.

Маркировка, другими словами, это идентификация товара, т.е. указание его происхождения и основных характеристик. Пилотный проект предполагает создание информационной системы маркировки, которая будет содержать все сведения о меховых изделиях, которые находятся в торговом обороте, т.е. обращаются на территории Республики Казахстан.

С момента начала функционирования такой системы в Казахстане нашим предпринимателям необходимо будет зарегистрироваться, оформлять заказы на получение контрольных знаков и вести учет меховых изделий в системе маркировки. Учет состоит в том, что при движении товара необходимо вносить соответствующие сведения в систему при продаже/перепродаже шуб и, конечно же, при ввозе, как из третьих стран, так и из стран Союза и производстве (пошиве) меховых изделий. Кроме того, предприниматели должны будут передавать перечень утвержденных сведений в систему маркировки при трансграничной торговле, при комиссионной торговле, при маркировке остатков товаров, при розничной торговле.

Также мы хотели бы обратить внимание предпринимателей, что нормы Соглашения регламентируют ответственность в национальных законодательствах стран Союза за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных Соглашением по маркировке. Таким образом, в случае вывоза немаркированных меховых изделий в другие государства-члены ЕАЭС, отечественные предприниматели будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством той страны, на территорию которой были ввезены товары без контрольных знаков.

Учитывая данные обстоятельства, а также разные уровни готовности инфраструктуры для введения маркировки в странах Союза, Нацпалата подготовила запрос в Евразийскую экономическую комиссию о предоставлении разъяснений по порядку осуществления трансграничной торговли до полной готовности информационных систем в каждом государстве. 

Для удобства предпринимателей разместили на сайте Нацпалаты в разделе ЕАЭС всю имеющуюся информацию о реализации пилотного проекта, в том числе и утвержденные наднациональные акты Союза.    

- Что изменится в торговле меховыми изделиями с момента вступления в силу Соглашения?

- Нацпалата уже говорила о том, что основная сложность проекта заключается в применении технологии RFID - Radio Frequency Identification (радиочастотная идентификация). Контрольные знаки, которые должны будут наноситься на каждую шубу, в обязательном порядке должны содержать электронные метки, или, как их еще называют, чипы.

RFID-метки - это современные информационные технологии, но в Казахстане отсутствует широкое применение таких меток, и основным сдерживающим фактором повсеместного использования RFID является стоимость одной метки и необходимость приобретения специализированного оборудования для считывания меток.    

Возвращаясь к пилотному проекту, следует отметить, что нанесение контрольного знака на шубы невозможно без внесения перечня сведений о товаре в информационную систему маркировки.

В настоящее время в Казахстане, несмотря на готовность бизнеса, отсутствует как информационная система маркировки, так и соответствующая нормативно-правовая база для реализации проекта.

Таким образом, с 12 августа т.г. и до момента начала функционирования информационной системы и законодательного определения всех участников пилотного проекта и порядка его реализации, отечественные предприниматели будут находиться в правовом вакууме. С одной стороны контролирующие органы на основании ратифицированного Соглашения имеют право требовать наличие контрольных знаков на шубах, а с другой стороны, до сегодняшнего дня не создана необходимая инфраструктура для начала проекта.  

Однако работа по принятию необходимых актов и созданию информационной системы уже начата, и в ближайшее время должна быть завершена. Но для полной ясности Нацпалата обратилась за содействием в Комитет государственных доходов, чтобы получить официальные разъяснения, что до принятия необходимых национальных актов и запуска информационной системы нормы Соглашения не распространяются на оборот меховых изделий в РК.

Как только информационная система маркировки товаров в Казахстане начнет функционировать, предпринимателям необходимо будет зарегистрироваться и начать работу в системе. 

- Какова роль Нацпалаты в реализации пилотного проекта?

- НПП РК «Атамекен» в целях защиты интересов отечественных предпринимателей принимает самое непосредственное участие в реализации пилотного проекта по введению маркировки. Мы уже неоднократно говорили о сложности проекта в плане технической реализации и тех требований, которые предъявляются к предпринимателям.  

В этой связи со своей стороны Палата обеспечила разработку и одобрение причастными государственными органами и организациями оптимального бизнес-процесса маркировки меховых изделий.

Всем известно, что система маркировки будет основываться на стандартах Всемирной Ассоциации GS1. В Казахстане уже 19 лет существует Ассоциация GS1 Kazakhstan. Для использования стандартов данной Ассоциации, которая занимает монопольное положение, в обязательном порядке необходимо вступить в Ассоциацию и оплатить вступительные и членские взносы.   

И в этом направлении существенным достижением Палаты стало снижение членских взносов в Ассоциацию GS1 Kazakhstan, которое стало возможным благодаря совместным переговорам руководства Палаты и Ассоциации. В настоящее время для предпринимателей, участвующих в пилотном проекте, отменен вступительный взнос в Ассоциацию, а ежегодный членских взнос снижен в два раза.

Кроме того, Нацпалата предложила механизм снижения издержек предпринимателей и исключения необходимости выполнения не соответствующих основной деятельности функций, связанных с записью в контрольный знак специального кода товара. Мы высказали позицию о необходимости привлечения коммерческих структур, которые будут оказывать услуги персонализации контрольных знаков - это запись специальных кодов GTIN в память RFID-метки.

Сложность и многоэтапность процедур, связанных с получением контрольных знаков с встроенными RFID-метками, благодаря предложенному подходу, сводится для предпринимателя в несколько «кликов» в личном кабинете информационной системы.     

Немаловажным является и предложение Палаты по минимизации сроков и дополнительных расходов при таможенной очистке товаров. По предложению НПП РК, при ввозе меховых изделий товары будут помещаться под условный выпуск и в течение тридцати календарных дней предприниматели должны будут внести корректировку в таможенную декларацию с указанием номеров бланков контрольных знаков, которые были получены при маркировке.

Что это дает нашим предпринимателям? Благодаря указанному механизму, при ввозе меховых изделий из третьих стран происходит таможенная очистка и товары следуют на склад предпринимателя, где в течение 30 календарных дней необходимо получить и нанести на изделия контрольные знаки. В итоге предприниматель получает экономию по времени и финансам ввиду отсутствия необходимости использования таможенного склада и прохождения сопутствующих административных процедур.

Также на постоянной основе проводится широкомасштабное информирование предпринимателей. Немаловажную роль здесь играют наши региональные палаты, которые на основе данных центрального аппарата НПП оповещают предпринимателей о ходе реализации проекта.

- Как будет развиваться ситуация дальше?

- Безусловно, разные уровни готовности к реализации проекта в странах Союза в конечном итоге окажут влияние на результаты реализации маркировки. По сути, на сегодняшний день еще много вопросов, как в рамках национального законодательства, так и в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченных органов ЕАЭС по вопросам маркировки, остаются открытыми и нерешенными.

Нацпалата, как представитель бизнеса в диалоге с государственными органами, четко понимает, что подобное положение дел может исказить результаты введения маркировки.

На наш взгляд, столь важный вопрос требует тщательного анализа и оценки уровня влияния введения новых требований к условиям ведения бизнеса в Союзе. И, самое главное в этом процессе, это услышать оценку пилотного проекта от непосредственных исполнителей - наших предпринимателей.

Именно поэтому мы считаем необходимым рассмотреть возможность продления сроков реализации пилотного проекта по маркировке меховых изделий до конца 2017 года, что позволит провести всесторонний анализ и оценку реализации проекта. Мы направили официальное письмо в Правительство РК о пересмотре сроков реализации пилотного проекта и надеемся на поддержку и положительное решение данного вопроса.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры