Айгуль Соловьева: «Нацхолдинги отстранились от отслеживания хода закупок»
Эксперты отмечают неэффективность работы служб внутреннего аудита в квазигосударственном секторе
Многочисленные проблемы выявили члены экспертной группы, по заказу Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» изучившие ход закупок в национальных компаниях и холдингах.
Факты и выводы экспертов на заседании Совета по противодействию коррупции и теневой экономике НПП «Атамекен» представила член Совета Айгуль Соловьева. Она отметила, что все проблемы рассматривались через призму обращений предпринимателей, поступивших в «Атамекен», причем речь идет о компаниях, участвовавших в закупках, проведенных нацкомпаниями и нацхолдингами. Несмотря на наличие документов, в которых оговорены правила проведения закупок и создание специального подразделения Фонда «Самрук-Казына» - ТОО «Самрук-Казына Контракт», без вопросов все же не обходится. «Экспертная группа все-таки пришла к выводу, что в Фонде фактически свернута реформа по снижению коррупционных издержек. Основанием для такого утверждения является слабое внедрение передового международного опыта, отраженного в «Плане нации - 100 конкретных шагов» по созданию новой правовой основы госсистемы закупок», - сказала Айгуль Соловьева.
В качестве примера она назвала АО «НУХ «Байтерек», «КазЭкспортГрант», «АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов», которые, по данным экспертной группы, «функционируют лишь на основании Правил закупок, базирующихся на типовых правилах, без регламентации организации открытых процедур и комиссионного рассмотрения жалоб».
По информации экспертов, аналогичная система есть и в дочерних компаниях АО «КазАгро». «Так, например, холдинг формирует Перечень ненадежных поставщиков, утверждаемый Правлением. Между тем в открытом доступе порядок его составления, ведения и утверждения не размещен, однако включенные в него лица не допускаются к участию в закупках в течение двух лет», - продолжила А. Соловьева. В связи с этим у экспертов возникли вопросы: почему в холдинге не применяются формы е-закупа, а конкурсные процедуры являются закрытыми?
«В системе закупок квазигосударственного сектора практически отсутствуют механизмы осуществления контроля за дочерними и зависимыми организациями. Национальные холдинги, можно сказать, отстранились от отслеживания хода закупок, что создает условия для коррупции», - отметила Айгуль Соловьева. При этом эксперт отметила, что неэффективность работы служб внутреннего аудита приводит к значительным операционным рискам, и, возможно, поэтому нет фактов передачи ими выявленных нарушений правоохранительным органам. В подтверждение этого экспертная группа привела данные Национального бюро по противодействию коррупции по фактам хищений средств, непосредственно связанных с проведением закупок.
Другая проблема, отмеченная экспертами, это недостаточный контроль возможности для совершения преступлений не только самими структурами квазисектора, но их поставщиками.
«По информации Генпрокуратуры, за 2015 год и за первый квартал 2016 года по нарушениям, допущенным субъектами этого сектора, начато 119 досудебных расследований. Основную долю составляют присвоение или растрата вверенного имущества и мошенничество», - сказала А. Соловьева.
Следующая проблема - локальные акты, регулирующие порядок проведения закупок и затрагивающие права предпринимателей, остаются без мер, направленных на предварительное выявление коррупциогенных факторов до их издания.
Так, экспертная группа обратила внимание на подпункт 2 пункта 96 Правил закупок товаров, работ и услуг АО «Самрук-Казына» при проведении тендера с использованием двухэтапных процедур, дающий право комиссии вносить изменения на втором этапе в уже подтвержденную на первом тендерную документацию. «Причем аналогичная норма имелась в пункте 94 предыдущих правил, поэтому несложно догадаться, из чего складывается приверженность к этой «мутной» традиции, которая предоставляет возможность выбора «нужного» поставщика», - констатировала Айгуль Соловьева.
По мнению экспертов, существующий порядок организации закупок лишает возможности привлечения к ответственности виновных должностных лиц, что противоречит принципам неотвратимости наказания. Для исправления ситуации эксперты предложили сделать «переход от корпоративной ответственности, которая не прижилась в нашем квазигосударственном секторе, к ответственности, установленной законами». Специалисты убеждены, что это позволит уменьшить нарушения и обеспечить сокращение уровня теневой экономики и коррупции.
Жанар Сердалина
Оставьте комментарий:
Комментарии: