Альберт Овер: «Мы приезжаем сюда не обучить кого-то чему-то, а в поисках равноправных партнеров»
Дуальное образование: немецкий опыт с учетом казахстанских реалий
В 2014 году НПП РК «Атамекен» совместно с Ремесленной палатой г.Трир (Германия) приступила к реализации проекта по внедрению стандартов дуального обучения в Казахстане. Отметим, опыт Германии считается одним из самых успешных в мире.
Координатор Ремесленной палаты города Трир Альберт Овер рассказал, как построена работа палаты и в целом система подготовки кадров для бизнеса в их стране.
- Г-н Альберт Овер, какая работа проводится НПП РК по повышению квалификации наставников? Каковы результаты сотрудничества Палат Казахстана и Германии в рамках обучения наставников?
- Прежде всего, хочу отметить, что проект реализуется благодаря инициативе Президента РК Нурсултана Назарбаева и канцлера Германии Ангелы Меркель, подписавшим в 2012 году соглашение о взаимном сотрудничестве в сфере профессионального образования. Первыми партнерами Ремесленной палаты тогда были отраслевые ассоциации, колледжи, а уже в 2014 году нашим партнером стала Национальная палата предпринимателей, которая подключила к этому проекту и региональные палаты, что, несомненно, является большим плюсом. НПП, у которой есть региональные представительства, может выстроить отличную систему обучения и подготовки специалистов для бизнеса. Во многих регионах страны предприятия уже делают палате заказы на специалистов. У вас есть все шансы реализовать эту задачу. Насколько мне известно, несколько колледжей в стране уже переданы под шефство предприятий.
Данный партнерский проект в области профессионального образования между НПП и Ремесленной палатой города Трир действует до 2017 года. Должен заметить, что Национальная палата также работает в этой сфере и с Министерством образования и науки Казахстана, благодаря чему во многих областях республики дуальная система уже действует, причем весьма эффективно.
-Понятие «наставничество» в Германии применяемо ли здесь в Казахстане? Имеется ли положительный сдвиг в ведении понятия наставничества в систему профессионального образования Казахстана?
- В Германии именно палаты отвечают за профессиональное образование, как правило, обучение производится непосредственно на самом предприятии, палаты контролируют процесс обучения, кроме того, они также занимаются организацией и проведением итоговых экзаменов. В эту работу включаются и профессиональные школы, в вашем случае, это казахстанские колледжи. Подобные проекты в Германии называются партнерскими.
Сотрудничество с НПП происходит следующим образом: мы приезжаем сюда не обучить кого-то чему-то, мы приезжаем сюда и ищем себе равноправных партнеров, в данном случае, мы нашли их в лице Национальной палаты предпринимателей Казахстана. Мы совместно сотрудничаем, но не обучаем. По сути, это обмен опытом. В Германии очень хорошая система профессионального образования. Но в то же время примерно 20-22 % предприятий занимаются непосредственно обучением на предприятиях.
Если говорить об итогах сотрудничества с НПП, то определенные результаты уже есть. Было много прений, но в любом случае мы попытались достичь того, чтобы уровень знаний у коллег с обеих сторон был примерно одинаковый. Представители казахстанского министерства образования, которые отвечают за профессиональное образование, встречались со своими коллегами в Германии, представители НПП также имели возможность пообщаться с коллегами из палаты Германии, даже преподаватели могли между собой поговорить. То есть мы постарались сделать так, чтобы представители всех уровней смогли найти общий язык, и, исходя от всей проделанной работы, мы набросали небольшую схему, как должна выглядеть идеальная система образования в Казахстане. То есть речь не о том, чтобы взять немецкий опыт и привнести в казахстанские реалии, речь о том, что должна быть реальная система профобразования для Казахстана. Насколько будет принята эта система, насколько она вживется, я, конечно, еще не могу сказать. Пока рано говорить, я полагаю. Но в любом случае за столь короткий период времени уже очень много достигнуто.
Затем следует второй уровень работы с НПП - это разработкасовместно с казахстанскими коллегами всей концепции профобразования, начиная от стандарта, заканчивая выпускными экзаменами. То есть здесь учитываются полностью и содержание, и форма, и структура. Мы не теорией занимаемся, а активно сотрудничаем непосредственно с казахстанскими коллегами, в частности, с региональными палатами, к примеру, мы тесно работаем с региональными палатами города Алматы и Шымкента. Так, сотрудники региональных палат, где мы занимаемся туризмом и сферой обслуживания, разработали новые стандарты по отдельным профессиям. Осенью прошлого года эта профессия уже была запущена в колледжи, и данный опыт, который региональная палата приобрела, теперь следует распространить и в других палатах.
И третий уровень - сотрудничество не только с колледжами, но и с самими предприятиями. Потому что, несмотря на то, что существуют колледжи, студенты в любом случае должны также получать практическое образование именно на предприятиях. Мы исходим из того, что представители предприятий, которые занимаются непосредственно обучением на предприятиях, уже имеют соответствующие квалификации. То есть, владея предметом, они при этом зачастую не имеют педагогических навыков. Даная проблема в Германии тоже существует, поэтому сотрудник, который хочет заняться обучением студентов на предприятии, обязательно должен получить дополнительную квалификацию, стараясь приобрести педагогические навыки. В общем-то, данный метод существует в Казахстане в виде наставничества. Палата пытается нацелить предприятия на открытие курсов для наставников, приглашать специалистов, для того, чтобы они приобретали дополнительную квалификацию. Учитывая все эти нюансы, с прошлого года мы открыли курсы повышения квалификации для наставников в городе Шымкенте. Надо сказать, курсы эти оказались очень востребованными, на них записалось более 50 человек. Данный курс был разработан на основе немецкой концепции подобных курсов, но мы учли и казахстанскую специфику. Экзамен будет приниматься немецкой стороной, кроме того, слушателям курсов выдадут сертификаты. Национальная палата также примет участие в сертификации, на сертификате будут стоять две печати - казахстанской и немецкой сторон. Следующий курс по обучению наставников НПП уже будет проводить сама. Конечно, содержание может измениться в связи с текущей ситуацией, но в целом курс уже будет проводиться самостоятельно и казахстанскими силами.
Кроме того, мы еще занимались популяризацией дуального образования. В Казахстане есть немало предприятий, на которых уже давно внедрена данная система. К примеру, это компании «Казфосфат», «Казахмыс». Концепция наставников давным-давно практикуется на этих предприятиях. Но задача теперь состоит в том, чтобы познакомить этой концепцией малый и средний бизнес. Конечно, нельзя от страны, которая буквально три года назад начала вводить дуальное образование, требовать очень больших результатов, но, тем не менее, работа, которая была проведена в рамках этих трех лет,поражает.
Оставьте комментарий:
Комментарии: