Вид на заманчивый кредит
На днях министр экономики и бюджетного планирования РК Ерболат ДОСАЕВ объявил просто сенсационную новость: выделенный из Национального фонда триллион тенге для поддержки малого и среднего бизнеса раздадут предпринимателям в виде кредитов под 7 процентов!
Но у кого есть реальный шанс их получить?
После девальвации тенге для поддержки малого и среднего бизнеса правительство решило выделить триллион тенге из Национального фонда. В одном из номеров “Каравана” мы вместе с членом правления Национальной палаты предпринимателей Тимуром НАЗХАНОВЫМ попытались просчитать, каким должен быть процент по кредитам для предпринимателей, чтобы выделенные государством деньги сработали эффективно.
– По-хорошему бы – 7 процентов, но таких доступных кредитов у нас не бывает, – сокрушались мы. Банки готовы выдавать деньги предприятиям не менее чем под 20 процентов, да и залог нужен серьезный.
То ли сила нашей мысли сработала, то ли голос разума государственных мужей восторжествовал, но на этой неделе министр экономики Ерболат Досаев просто ошарашил бизнесменов, объявив, что выделенный триллион раздадут в виде кредитов под 7 процентов годовых.
– Мы определились по нескольким направлениям. Первое – поддержка МСБ по проектам обрабатывающей промышленности... Примерные сроки кредитования – до 7 лет, и ставка, которую мы предложили, – до 7 процентов годовых.
Все это здорово. Но что представляет собой обрабатывающая промышленность в стране?
Шкурные интересы
Обрабатывающая промышленность у нас, как падчерица. Стоит взглянуть на ее доходы, чтобы понять, в каком она положении находится сегодня. По официальным данным, вся промышленность страны зарабатывает в месяц 1 триллион 410 миллиардов 046 миллионов тенге. Доля обрабатывающей промышленности – 364 миллиарда 344 миллиона тенге, в основном за счет производства продуктов питания и нефтепереработки.
Во всем мире именно этот сегмент малого и среднего бизнеса процветает, у нас же едва сводит концы с концами.
Причем среди тех, кто обрабатывает и производит свой продукт, есть и такие виды бизнеса, которые существуют формально. Несмотря на то что это перспективная деятельность, которая могла бы приносить миллиарды!
Хуже всех, по данным статистики, живется производителям кожи. За месяц они выпустили продукции меньше всех, всего на 155 миллионов тенге. Хотя именно мы являемся поставщиками сырья для предприятий Китая и Турции.
– 70 процентов шкур идет за рубеж, а ведь могли их перерабатывать сами, – говорит председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь ХУДОВА. – У нас только один комбинат занимается обработкой кожи. Но средний и малый бизнес могли бы здесь развернуться. Судите сами: сегодня шкуры забирают у нас по 300 тенге за штуку. А спрос на кожу огромный! Мы же сами ее потом покупаем за баснословные деньги, а в готовых изделиях вообще переплачиваем в разы.
Ставка на туалетную бумагу
Еще одна перспективная отрасль, которая существует у нас только на бумаге, – это, собственно говоря, производство самой бумаги. В электронном справочнике производственных предприятий Казахстана мы нашли весьма оптимистичную информацию: в стране 23 “бумажных” предприятия. Однако, когда дозвонились до них, выяснили, что большинство из них просто перепродают бумагу.
– Вы что, всерьез думали, что мы производим бумагу формата А4? Да знаете, какие деньги нужны для этого? Малый и средний бизнес сегодня это не потянет. Все, что производят казахстанские бизнесмены, – это туалетная бумага, салфетки и картонные коробки, – сообщили в одной из организаций.
Может, неперспективное это дело? Еще какое перспективное! Спрос на бумагу в стране огромный. Открывать свое производство под баснословные проценты никто не рискует, но вот, взяв кредит под те самые 7 процентов, обещанные государством, рискнуть бы стоило.
Закидаем страну бахилами!
– У меня супербизнес-идея, – как-то сказала мне знакомая. – Давай шить бахилы!
Тогда я улыбнулась, а сегодня, изучив цифры статистики, поняла, что была в ее словах сермяжная правда. Представьте себе: подобное производство у нас тоже проходит в графе “Обрабатывающая промышленность”, и значит, есть шанс получить выгодный кредит. Производство фармацевтических продуктов – звучит громко, ведь наши малые предприятия производят только маски, бинты да те самые бахилы.
В одну такую фармацевтическую мини-компанию мы дозвонились. И нам рассказали, что, сколько ни пытались за это время принять участие в госпрограммах поддержки бизнеса, ни разу не удалось. Но в этот раз приложат все усилия, уж больно заманчиво выглядят эти 7 процентов!
Эпилог про залог
Как видите, есть перспективы потратить триллион тенге с пользой. Но эксперты считают, что недостаточно только заманчивого процента. У малого бизнеса есть и другая проблема, которая может встать на пути получения дешевых денег.
– Есть трудности с предоставлением залога в банки для получения этих самых кредитов, – говорит Любовь Худова. – Под залог бизнеса деньги выдают минимальные, так как сам этот бизнес оценивается в полцены. Вот если бы на уровне регионов акиматы смогли бы выступить с гарантией по проектам! Тогда предприниматели могли бы реально поднять производство.
Тормозом на пути освоения заветного триллиона могут стать и условия участия в этой госпрограмме – обычно процесс так заформализован, что редко у кого хватает терпения дойти до финала, многие, столкнувшись с требованиями собрать кипы справок, отказываются от этой затеи. Как же обработать наших чиновников, чтобы они не “забюрократили” очередную хорошую идею?
Оставьте комментарий:
Комментарии: