Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Без права пролета

26 Марта 2016
10869 просмотров

Вопрос получения роялти российскими авиакомпаниями за пролет по транссибирским маршрутам является барьером для равной конкуренции

С 27 марта т.г. ведущий казахстанский авиаперевозчик «Эйр Астана» намерен открыть новое регулярное прямое авиасообщение «Астана – Улан-Батор» в рамках исполнения Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ в части развития и введения новых международных направлений.

В данном случае, при совершении авиасообщения Астана – Улан-Батор казахстанский борт, ввиду соответствующего географического расположения Казахстана, должен будет пролететь порядка 300 км через воздушное пространство соседней страны (Российской Федерации). 

Стоит отметить, что согласно двустороннему Соглашению между Казахстаном и Россией о воздушном сообщении стороны имеют право совершать пролет территории другой Договаривающейся Стороны без посадки.

Вместе с тем, российская сторона требует от «Эйр Астаны» оплаты роялти (платы за пользование воздушным пространством России), как за пользование системой Транссибирских маршрутов (ТСМ). При этом, как отмечает казахстанский авиаперевозчик, по определению ИКАО (International Civil Aviation Organization – Международная организация гражданской авиации), к системе ТСМ не относятся воздушные трассы, используемые при выполнении полетов из Казахстана в Монголию, Китай и Южную Корею.

В свою очередь, казахстанская сторона, в соответствии с положениями двухсторонних международных соглашений между Казахстаном и Россией не выставляет каких-либо ограничений, связанных с пролетом российских бортов над воздушным пространством Казахстана в третьи страны, это относится и к полетам в трансазиатские направления.

«НПП неоднократно подчеркивала, что вопрос получения роялти российскими авиакомпаниями за пролет по транссибирским маршрутам является барьером для равной конкуренции. Стоит понимать, что негосударственная поддержка, которую получают наши российские коллеги, ставит в неравное положение казахстанские авиакомпании и искажает взаимную и добросовестную конкуренцию», - отметила и.о. заместителя Председателя Правления НПП РК Дана Жунусова.

Согласно, представленной казахстанским перевозчиком статистики использования воздушного пространства Казахстана российскими авиакомпаниями и пользования казахстанскими перевозчиками воздушного пространства России, налицо значительная разница в пользу российских авиакомпаний. Так, в неделю российские авиакомпании совершают порядка 640 рейсов через воздушное пространство Казахстана, тогда как казахстанские авиакомпании над территорией России не более 25 рейсов в неделю.

Необходимо отметить, что российская сторона в рамках требования по оплате роялти по новому авиасообщению «Астана – Улан-Батор» выставляет казахстанской стороне взамен, далеко не выгодные и не равнозначные условия, что нарушает экономический паритет сторон.
Так, одним из требований является предоставление посадочных мест в пользу российского перевозчика, в рамках заключения коммерческого соглашения с ведущей российской авиакомпаний ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии», которому и осуществляется выплата роялти со стороны иностранных авиаперевозчиков за использование системы ТСМ.

Дана Жунусова  напомнила, что данный вопрос поднимался в ходе 18 заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией 11 февраля т.г. Однако, несмотря на достигнутые договоренности о предоставлении нашими российскими коллегами информации о правовых основах и условиях использования ТСМ для казахстанских авиаперевозчиков, решение до сих не найдено.

Более того, в переговорном процессе, российской стороной было выставлено требование о предоставлении также взамен на безвозмездное пользование воздушным пространством России по новому авиасообщению, дополнительных коммерческих прав по действующим маршрутам: «Москва – Астана» и «Москва – Алматы» в части права назначить еще одного российского перевозчика и увеличить частоту рейсов (прим. В соответствии с 2-х сторонним международным соглашением о воздушном сообщении между Правительствами Казахстана и России, от каждой стороны назначается по одной авиакомпании и оговаривается количество рейсов). 

"Необходимо понимать, что транспортная отрасль, а, в частности, сфера гражданской авиации, является особенно чувствительным сектором экономики Казахстана. На этом фоне особую обеспокоенность у отечественного бизнеса вызывает принятое  в начале марта т.г. Постановление Правительства РФ (от 7 марта 2016 года № 171) в части приобретения авиабилетов, возмещаемых за счет средств федерального бюджета только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств-членов ЕАЭС", – подчеркнула Дана Жунусова.

По мнению НПП данный акт вызывает настороженность ввиду того, что могут быть предоставлены преимущества российским авиакомпаниям перед авиапредприятиями других государств-членов Евразийского союза, выражающиеся в необходимости приобретения авиабилетов, возмещаемых за счет федерального бюджета у российских авиакомпаний в первоочередном порядке.

"В условиях углубляющихся процессов интеграции, основанных на партнерских отношениях между Казахстаном и Россией, казахстанское бизнес-сообщество надеется на положительное разрешение данных вопросов без создания дополнительных барьеров в двусторонних дружественных экономических отношений", - сказала и.о. заместителя Председателя Правления Д.Жунусова. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры