Оценку качества образования будет давать бизнес
В 2017 году работодатели будут обязаны предоставлять студентам рабочие места для прохождения практики
Такие поправки внесены в новый законопроект об образовании. Но не все предприниматели готовы вкладывать деньги в подготовку кадров и идут на это неохотно.
Компаниям покрупнее сложно делать долгосрочные прогнозы. А у владельцев малых и средних предприятий просто нет на это средств. По мнению бизнесменов, необходимы законодательные механизмы, регулирующие оплату труда наставников. Эта тема активно обсуждается на проходящем в Шымкенте семинаре для наставников предприятий и мастеров производственного обучения колледжей.
«Выпускник школы в Германии, определяясь с будущей профессией, начинает не с выбора вуза, а с поиска предприятия, которое возьмёт его на обучение. Если выпускник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор и оплачивает его обучение», - говорит руководитель проекта Ремесленной палаты города Трир (Германия) Альберт Овер. Немецкий коллега поведал об интересных фактах германской программы дуального обучения: к примеру, срок, на который рассчитаны у них эти программы, варьируется в промежутке от двух до трёх с половиной лет. Теоретический курс осваивается в профессиональных школах, практические навыки – на предприятии. Экзамены немецкие выпускники сдают и по теории, и по практике.
В нашем казахстанском законопроекте пытаются ввести нечто подобное. Например, в техническом и профессиональном образовании вместо аттестации планируют ввести аккредитацию. Предполагается, что независимую оценку качества образования будет давать бизнес. Чтобы старания предпринимателей не пропали зря, выпускники, которые прошли обучение по государственному гранту, в соответствии с новым законопроектом, должны отработать по специальности не менее трёх лет после окончания вуза.
Дискуссия на семинаре развернулась вокруг статуса и роли наставников на производстве. Это понятие в настоящий момент не закреплено законодательно ни в одном из документов сфер профессионального образования или труда, но наставники – распространенная должность на многих современных предприятиях, большинство казахстанских крупных организаций уделяют внимание подготовке таких сотрудников, закрепляют требования к ним в документе.
На семинаре активно обсуждались трудности, возникающие как при организации производственного обучения, так и при реализации Дорожной карты дуального обучения в РК. Чем отличаются обязанности, права и цели работы наставника на производстве и мастера производственного обучения в образовательной организации? Как влияет наставник на качество профессионального образования? Должен ли быть нормативный документ, закрепляющий требования к наставнику на федеральном уровне? Какова мотивация человека, работника быть наставником? Какие меры по его мотивации могут быть со стороны предприятия, государства? В чем особенности подготовки наставников? Нужны ли специальные программы для их обучения? Необходима ли процедура аттестации (сертификации квалификации) наставника? На эти вопросы попытались ответить участники семинара.
Анализ зарубежного и казахстанского опыта показывает, что из основных задач наставника – мотивация студента, создание позитивной атмосферы обучения, обеспечение безопасности и высокого качества образовательной среды на рабочем месте.
Итогом семинара будет экзамен, по успешным результатам которого обучающие получат сертификат Ремесленной палаты г. Трир, признаваемый на международном уровне.
Семинар «Профессиональная и трудовая педагогика. Аттестация мастеров-наставников» проходит в рамках реализации проекта по развитию дуального обучения в Казахстане между НПП РК и Ремесленной палатой г.Трир.
Работа семинара продолжится еще три дня. В нем принимают участие представители Ремесленной палаты Трир (Овер Альберт, Илона Ризер), НПП РК "Атамекен" (Марат Исабеков, Динара Шарипбаева), наставники компаний «Эмбамунайгаз», «KAZENERGI», «Казфосфат», «СК «Базис», «Раим», «Solisltd», «BestServiceLTD», «Ладушки», «КТЗ» и т. д.
Оставьте комментарий:
Комментарии: