Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Работаем на снижение адмбарьеров. Департамент общественного мониторинга и работы с административными барьерами НПП проинформировал об итогах своей деятельности за 2015 год

26 Января 2016
19221 просмотров

В целях выявления и снижения административных барьеров Департаментом общественного мониторинга и работы с административными барьерами ведется работа по следующим направлениям:

  1. анализ действующего законодательства и выработка рекомендаций по снижению административных барьеров;
  2. оптимизация разрешительной системы;
  3. реформирование контрольно-надзорной деятельности государственных органов;
  4. общественный мониторинг;
  5.  ведение Реестра проблемных вопросов и карты решения проблем предпринимателей;
  6. внедрение анализа регуляторного воздействия;
  7. рассмотрение обращений субъектов предпринимательства;
  8. экспертиза нормативных правовых актов.
  1. Анализ действующего законодательства и выработка рекомендаций по снижению административных барьеров

Всего Департаментом разработано и предложено  более 980 поправок в действующее законодательство РК, направленных на снижение административных барьеров,  806 из которых одобрено. Данные поправки реализуются в рамках принимаемых Парламентом РК законов.

1) Из 806 одобренных поправок 152 вошли в принятый в декабре 2014 года  закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по кардинальному улучшению условий для ведения предпринимательской деятельности», которые позволили существенно сократить административные барьеры и решить ряд проблем бизнеса, в том числе:

- исключено требование по получению разрешения на эмиссии в окружающую среду для объектов IV категории;

- отменены плата и необходимость получения разрешения на эмиссии в окружающую среду для крестьянских и фермерских хозяйств, работающих по специальному налоговому режиму. Расходы крестьянских и фермерских хозяйств сокращаются на сумму свыше 12,4 млрд. тенге;

- продлен срок действия установленных предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы (для объектов I, II, III категорий - десять календарных лет, IV категории -  бессрочно);

- решена проблема наличия санитарно-эпидемиологической экспертизы (требуется только в случае строительства и реконструкции объектов высокой эпидемической значимости);

- отменено проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы для проектов поисковых и оценочных работ, проектных документов на проведение работ по добыче и др.

Также при подготовке самого закона при участии НПП решены наиболее актуальные проблемы бизнеса, такие, как:

- при  изменении целевого назначения земельного участка  в коммерческих целях не требуется получение решения МИО, что позволит сократить расходы предпринимателей на сумму свыше 150 млн. тенге ежегодно;

- упрощена  дорогостоящая и длительная процедура сдачи объекта в эксплуатацию - с 2016 года объекты в эксплуатацию будут принимать сам заказчик, подрядчик и представитель технадзора;

- упорядочена процедура получения земельного участка для строительства в населенном пункте (порядок детализирован, земельная комиссия и составление землеустроительного проекта исключены), оперативные расходы предпринимателей будут сокращены  на сумму свыше 4 млрд. тенге;

- отменена обязанность  уплаты юридическими лицами - субъектами малого и среднего предпринимательства сборов при государственной регистрации и  регистрации прекращения деятельности, что позволит сэкономить предпринимателям более 77,6 млн. тенге ежегодно;

- отменена обязанность  иметь печать, позволяющая сэкономить свыше 755,95 млн. тенге в год;

- решена проблема обязательности нотариального удостоверения учредительного договора для товариществ с ограниченной ответственностью, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, позволит сэкономить свыше 375,94 млн. тенге в год.

Эффект принятых изменений в рамках данного закона – сокращение непроизводственных затрат для бизнеса, сроков получения различных разрешений, повышение эффективности деятельности бизнеса, снижение уровня коррупции при взаимодействии бизнеса с властью.

2) Следует отметить, что серьезный барьер для предпринимателей создают нормы по обязательному нотариальному заверению различного рода документов.

Департаментом проведена работа по внесению дополнения в статью 5 закона «О государственных услугах», в рамках которого при оказании государственных услуг не допускается истребования от услугополучателей нотариально засвидетельствованных копий документов, оригиналы которых предоставлены для сверки услугодателю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, регулирующим вопросы пенсионного и социального обеспечения. По предварительным данным, сокращение  нотариального заверения документов при оказании государственных услуг позволит снизить  нагрузку на бизнес ежегодно на 25 -26 млрд. тенге.

3) Наряду с этим путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство решены следующие проблемы:

- из Санитарных правил по установлению санитарно-защитных зон производственных объектов исключены нормы по установлению санитарно-защитных зон для химчисток, прачечных и автомоек.

- решен вопрос об отмене 8 статформ, внесены изменения в 151, переведена с ежемесячной на ежеквартальную основу - 1 форма. Внесены изменения в Приказы Председателя комитета по статистике МНЭ РК № 21 от 24.10.14 г. и № 66 от 04.12.14 г. Экономический эффект: сокращены издержки бизнеса не менее чем на 2 млрд. тенге в год.   

- внесены предложения в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности» в части устранения запрета на розничную реализацию пива в пластиковую тару. Решение позволит сохранить порядка 5000 торговых точек и не менее 20 тыс. рабочих мест.    

- Решены проблемные вопросы тяжеловесных и крупногабаритных специализированных автотранспортных средств: увеличены параметры по высоте, ширине и общей массе (принятые предложения будут закреплены в приказе министра по инвестициям и развитию РК «Об утверждении допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам РК». Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, где снижены размеры штрафов за превышение весовых параметров в два раза, а для отдельных категорий - в 4 раза (на общую сумму более 300 млн. тенге)

- Внесены изменения в Налоговый кодекс РК (ст. 645) в части изменения  сроков начала применения контрольно-кассовых машин  с функцией фиксации и передачи данных с 1.07.2014 г. на 1.07.2015 г. Это позволит сократить издержки бизнеса на сумму 3,8 млрд. тенге.

- В закон РК «О платежах и переводах денег» введена отлагательная норма по установке и применению POS-терминалам - с 01.01.2016 г. для бизнеса, применяющего специальные налоговые режимы. За счет данной нормы МСБ не понесет дополнительных расходов только на оплату комиссий за транзакции: по патенту – не менее 7 млрд. тенге и по упрощенной декларации – не менее 10 млрд. тенге в год.

- Внесены изменения в «Стандарт по услугам объектов дорожного сервиса на территории Республики Казахстан» (приказ и.о. председателя Комитета технического регулирования и метрологии № 205  от 25.10.14 г.), что позволит сохранить действующий бизнес 300 предпринимателям (1200 рабочих мест) и сократить издержки предпринимателей не менее 150 млн. тенге.

4) Департаментом проведен правовой анализ с выработкой соответствующих рекомендаций по следующим темам:

- правовой анализ по вопросам деятельности АО «МЦПС «Хоргос» и АО «Управляющая компания СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота»;

- правовой анализ по тарифообразованию в сфере электроэнергетики;

- правовой анализ по деятельности Социально-предпринимательских корпораций (СПК);

- правовой анализ по вопросам создания и функционирования индустриальных зон в Республике Казахстан.

  1. Оптимизация разрешительной системы

При активном участии сотрудников Департамента разработан и принят закон РК «О разрешениях и уведомлениях». Принятие закона стало логическим завершением большой системной работы по совершенствованию разрешительной системы Казахстана.

Так, в 2007 году был принят закон «О лицензировании», которым утвержден исчерпывающий перечень лицензий, введены принципы «одного окна» и «молчания знак согласия».

В 2009 году одобрена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы 2009-2011 годы, которая предусматривала проведение инвентаризации разрешительной системы с целью реализации метода «Гильотины».

В 2008 году начата разработка Государственной базы данных «Е-лицензирование», полное внедрение которой было завершено в 2012 году. В этом же году начато расширение ее функционала на все разрешения.

Наряду с этим утверждена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы, разработке которой предшествовали два этапа сокращения разрешений по 30%, проведенных в соответствии с поручениями Президента в 2011 и 2012 годах. В разработанной Концепции был учтен весь предыдущий опыт.

Закон позволил решить проблему неконтролируемого роста количества разрешительных документов, так каждое новое разрешение для бизнеса будет вводиться только посредством включения соответствующего разрешения в перечень, утвержденный законом, и только после того, как государственный орган - инициатор введения разрешения, проведет анализ регуляторного воздействия вводимого разрешения.

Кроме того, в настоящее время Министерством национальной экономики (при активном участии Департамента) по поручению Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. разработан проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур», предусматривающий 50 - процентное сокращение разрешительных документов.

На законодательном уровне планируется сократить количество разрешительных документов еще на 50 % (порядка 198 разрешительных документов).

В рамках проделанной работы на площадке НПП «Атамекен» проведено 17 заседаний экспертных групп, в ходе которых рекомендовано к отмене 198 разрешительных документов, к оптимизации процедур выдачи - 182 разрешения.

Для достижения эффективного и взвешенного результата были выработаны концептуальные подходы, предусматривающие отмену дублирующихся и излишних разрешений, их перевод на уведомительный порядок, а также пересмотр требований для их получения.

При этом инвентаризации не подлежали разрешения на осуществление  наиболее опасных видов деятельности (в сфере оборота оружия, наркотических средств, атомной энергии, пожарной и т.д.) и регламентируемые в рамках международных обязательств Республики Казахстан.

Основной целью проекта закона является снижение административного давления на бизнес путем отмены дублирующихся и излишних разрешений, их перевод на уведомительный порядок и оптимизации разрешительных процедур.

Проектом закона предполагается внесение изменений и дополнений в 9 кодексов и порядка 35 законов Республики Казахстан.

В итоге это будет способствовать общему развитию предпринимательства в республике, активизации бизнеса и расширению границ его деятельности, росту национального дохода страны за счет увеличения совокупных объемов производства в предпринимательском секторе, соответственно - сокращению безработицы и другим, положительным социально-экономическим последствиям, а также позволит создать максимально благоприятные условия для ведения бизнеса.

Ввиду того, что будет сокращено значительное количество разрешений и упрощена процедура их выдачи, это повлечет сокращение финансовых издержек бизнеса:

  • в 2016 году на 467 633,2 тыс. тенге;
  • в 2017 году на 500 358,3 тыс. тенге;
  • в 2018 году на 535 383,5 тыс. тенге.

(данные из Приложения № 1.6 к протоколу Республиканской бюджетной комиссии №9 от 03.06.2015 г.).

В настоящее время проект закона находится на рассмотрении Мажилиса Парламента РК (прошел I чтение).

  1. Реформирование контрольно-надзорной деятельности государственных органов

В соответствии с  законом о кардинальных мерах отменены плановые проверки и введена система, состоящая из трех видов проверок (особый порядок проведения проверок, выборочные, внеплановые).

В реализацию предусмотренных реформ МНЭ совместно с НПП (Департаментом) разработана и утверждена Методика формирования государственными органами системы оценки рисков.

В настоящее время МНЭ РК совместно с НПП (Департаментом) проведена работа по разработке новой системы управления рисками и форм проверочных листов.

Так, в соответствии с новыми изменениями государственный контроль будет ориентирован на недобросовестных субъектов предпринимательства, путем определения субъективных и объективных критериев.

С мая по сентябрь текущего года в Департамент поступил 51 проект совместных приказов об утверждении Критериев оценки степени риска и форм проверочных листов от 11 государственных органов.

Департаментом по результатам изучения разработанных государственными органами проверочных листов даны замечания о сокращении более 4500 необоснованных требований. Замечания Нацпалаты приняты, неправомерные требования исключены.

Так, в проверочные листы в сфере промышленной безопасности были включены требования, которые невозможно проверить во время проверкинедопущение строительно-монтажных работы на высоте при ветре силой 5 баллов и более, во время грозы, ливня и сильного снегопада, при гололедице и тумане с видимостью менее 100 м, либо нахождение людей в кабине автомашины самоходных установок кроме водителя на крутых подъемах и спусках. Также включались обобщённые требования, что недопустимо в проверочных листах - соблюдение требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере гражданской защиты.

Кроме того, в проверочные листы двух Министерств были включены аналогичные дублирующие требования.

Например, предприниматели, осуществляющие разведку и добычу нефти, газа и нефтегазоконденсата, были включены как подконтрольные субъекты по одинаковым вопросам, как Министерством энергетики, так  и Министерством по инвестициям и развитию. По замечаниям НПП данное дублирование было исключено.

  1. Общественный мониторинг качества оказания государственных услуг

В целях определения отношения предпринимателей к качеству оказываемых услуг, установления персональных нарушений со стороны работников государственных органов и организаций, наличия в государственных органах причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений и выработки предложений по улучшению ситуации НПП «Атамекен» проводится общественный мониторинг качества оказания государственных услуг.

1) в период с января по февраль 2014 года

Общественным мониторингом охвачено 30 государственных услуг.

Всего в ходе общественного мониторинга проведено анкетирование 12839 предпринимателей, 141 фокус-группа, 327 «таинственных покупателей», интервьюировано 589 респондентов, в 389 государственных органах проведены наблюдения общей продолжительностью 4614 часов. 

В целом, по стране количество неудовлетворенных качеством оказываемых государственных услуг предпринимателей составило 35,4% от общего числа респондентов.

Итоги были направлены в Правительство и Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, в результате наказано 74 должностных лица и внесены изменения в 19 стандартов госуслуг.

2) в период с октября 2014 года по февраль 2015 года.

Общественным мониторингом охвачено 40 государственных услуг (по 15 услугам общественный мониторинг проводится повторно).

Всего в ходе общественного мониторинга проведено анкетирование 22421 предпринимателей, 209 фокус-групп с участием 1317 человек, 548 «таинственных покупателей»,  интервьюировано 3177 респондентов, в 389 государственных органах проведены 1088 наблюдений общей продолжительностью 3644 часа. 

Итоги массового опроса показали, что в целом по стране количество неудовлетворенных качеством оказываемых государственных услуг предпринимателей составляет 16,6% от общего числа респондентов.

Установлено, что имеют случаи незаконных действий работников государственных органов и организаций по требованию незаконных вознаграждений за оказание услуг, лоббирования интересов отдельных коммерческих структур, создание условий для совершений коррупционных правонарушений путем запроса непредусмотренных законодательством документов, многочисленные  факты  нарушения порядка и сроков оказания услуги, утери представленных документов, некомпетентности и грубости  работников государственных органов и организаций, бездействия руководства государственных органов по фактам нарушений.   

Кроме того, в ходе общественного мониторинга дана оценка инфраструктурной обеспеченности зданий и помещений государственных органов и организаций, по созданию комфортных и удобных условий для оказания государственных услуг (справка прилагается).

Всего обследовано 408 зданий по всем регионам Казахстана, оценка проведена по 15 критериям (наличие электронной очереди, кресел для ожидания, информационных стендов, форм заявлений, устройств для дачи оценки работе каждого работника и др.).

Так, установлено, что инфраструктурная обеспеченность обследованных 147 зданий местных исполнительных органов лишь на 49% отвечает требованиям по качеству и удобству оказания государственных услуг, территориальных  подразделений Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики – на 56%, Министерства сельского хозяйства – 51 % и т.д.

Аналитические материалы по результатам общественного мониторинга рассмотрены Правительством Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, и по итогам рассмотрения принят комплекс мер по повышению качества оказываемых государственных услуг.

  1. Ведение Реестра проблемных вопросов и карты решения проблем предпринимателей

Реестр проблемных вопросов предпринимателей и карта их решения был опубликован на официальном интернет-ресурсе Национальной палаты 19 февраля 2014 года.

В рамках Реестра систематизируются все имеющиеся проблемы бизнеса в едином документе,  определяются подходы по снижению имеющихся  административных барьеров, проводится оценка состояния бизнеса в стране  и определяются приоритетные направления, нуждающиеся в поддержке,  отслеживается  и контролируется реализация запланированных  мероприятий по решению проблем предпринимательства.

На сегодняшний день в Реестре проблемных вопросов имеется 446 проблемных вопросов, сформированных на основании предложений субъектов предпринимательства, региональных палат предпринимателей и структурных подразделений НПП.

446 проблем, в том числе:

  1. 42 – на рассмотрении структурных подразделений ЦА НПП, РПП;
  2. 121 – на рассмотрении государственных органов;
  3. 43 – отклонены государственными органами;
  4. 67 – пути решения одобрены государственными органами;
  5. 173 – решены/исполнены.

Анализ данных показывает, что наибольшее количество проблем у предпринимателей возникает в сфере налогообложения, сельского хозяйства, земельных отношений, экологического регулирования, строительства, закупок, разрешительной системы, транспорта, логистики и связи.

В настоящее время по нерешенным проблемам проводится системная работа по организации на площадке НПП стола переговоров при участии первых руководителей государственных органов, в рамках которых вырабатываются подходы по решению и устранению барьеров для ведения бизнеса в различных отраслях и сферах.

Так, на сегодняшний день проведены встречи с и.о. Председателем Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Косачевым М.Б., Председателем Комитета государственных доходов Ергожиным Д.Е. в рамках которых была достигнута договоренность и выработан комплекс мер по решению проблем в сфере строительства (вопросы перепланировки и определения термина «чистовая отделка») и налогообложения (пересмотр порядка уплаты НДС).

Кроме того, в целях стимулирования региональных палат на выявление административных барьеров Департаментом  инициированы предложения по включению вопроса выявления системных проблем в их Рейтинговую оценку.

Более того, по инициативе Департамента в целях минимизации бюрократизма утвержден приказ Председателя Правления НПП «Атамекен»  от 04.02.2015 года №17, в рамках которого введен принцип «одного окна» по включению системных проблем в Реестр.

Так, за февраль-ноябрь текущего года в Департамент поступило 232 проблемных вопросов, из них 75 включены в Реестр проблем.

В последующем данный Реестр может стать основным документом, которым будет руководствоваться Правительство РК при разработке различных программ, приказов и указов, посвященных вопросам решения проблем предпринимателей и государственной поддержке предпринимательства.

  1. Внедрение анализа регуляторного воздействия

Законом о кардинальных мерах в законы «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстане», «О частном предпринимательстве», «О разрешениях и уведомлениях», «О нормативных правовых актах» при активном участии НПП внесены изменения касательно внедрения анализа регуляторного воздействия (далее – АРВ).

АРВ – это аналитическая процедура сопоставления выгод и затрат от вводимого регуляторного инструмента (разрешения и уведомления, наделение контрольными функциями, информационные инструменты) предусматривающего ужесточение регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства и связанных с ним требований, а также на действующие инструменты регулирования, позволяющая оценивать достижение целей государственного регулирования в последующем.

Внедрение АРВ позволит повысить эффективность государственной политики в части использования конкретных регуляторных инструментов через оценку альтернативных подходов регулирования для достижения определенных целей или решения четко определенных проблем.

По вопросу внедрения АРВ 30 января 2015 года в НПП было проведено совещание с экспертами Всемирного Банка, который принимает непосредственное участие и техническую поддержку внедрения АРВ.

Также в течение первого полугодия 2015 года Всемирным Банком:

  1. разработаны пособия для проведения АРВ;
  2. проведены тренинги для заинтересованных лиц;
  3. оказывается техническая поддержка при проведении АРВ для двух пилотов (как на новые, так и на существующие инструменты регулирования).

Наряду с этим, в целях повышения эффективности государственной политики в части использования конкретных регуляторных инструментов через оценку альтернативных подходов регулирования для достижения определенных целей или решения четко определенных проблем, МНЭ совместно с НПП «Атамекен» (Департаментом) разработана Методика проведения и использования анализа регуляторного воздействия вводимых и действующих разрешительного или уведомительного порядков.

Также сотрудниками Департамента были проведены тренинги для экспертов НПП согласно утвержденному графику, в рамках которых были предоставлены консультации по процедуре проведения АРВ.

На сегодняшний день существует проблема при внедрении АРВ:

Необходимость проведения АРВ установлена законодательством, однако не всеми государственными органами соблюдается.

К примеру, в текущем году в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» было представлено 22 проекта концепций и законов (15 проектов концепций и  7 проектов законов по вопросам налогового и таможенного администрирования, по вопросам перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике», по вопросам индустриально-инновационной политики, об обязательном социальном медицинском страховании и др.), в которых содержались 78 регуляторов, при этом АРВ представлены только по 11 из них.

Так, подготовленным МФ РК в августе 2015 года проектом Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогового и таможенного администрирования» было предусмотрено внедрение таких требований и дополнительных регуляторных инструментов как:

- снижение порогового значения постановки налогоплательщиков на учет по НДС в 10 раз;

- увеличение  более чем в 40 раз размера налога на добычу полезных ископаемых;

- введение контроля органами государственных доходов за товарно-транспортными накладными, как при импорте товаров, так и при перемещении по территории Казахстана с последующим внедрением электронных ТТН;

- создание системного оператора по сбору и передаче в органы государственных доходов данных контрольных приборов учета этилового спирта и алкогольной продукции, нефтепродуктов;

- установление минимальных оптовых цен на водки и водки особые, крепкие ликероводочные изделия;

- определение нового вида алкогольной продукции – пивной напиток и установление в отношении него ставки акциза в размере равном ставке акциза на пиво.

При этом ни на один из этих инструментов анализ регуляторного воздействия проведен не был.

Министерством здравоохранения и социального развития подобный анализ проводится формально, вначале законопроект вносится в Парламент, только после начинают проводить АРВ на предмет эффективности и необходимости принятых решений. 

Так, законопроект «Об обязательном социальном медицинском страховании» 2 сентября внесен в Мажилис Парламента РК, был одобрен в двух чтениях и 7 октября направлен в Сенат Парламента РК. И только 9 октября 2015 года Министерством организованы  общественные обсуждения с бизнес-сообществом и проведен анализ регуляторного воздействия.

За рассматриваемый период экспертами Департамента подготовлено и направлено разработчикам проектов законов 14 альтернативных АРВ.

Кроме того, в целях стимулирования государственных органов на снижение административных барьеров для бизнеса  Департаментом предположено:

- создание независимой негосударственной структуры, которая будет анализировать и готовить отчет по итогам работ министерств, согласовывать все проекты АРВ. Данная структура должна будет быть подотчетной исключительно Правительству. Для альтернативы считаем возможным создать подобный институт на базе НПП «Атамекен»;

- проведение анализа деятельности госорганов по результатам проводимых ими регуляторных функций;

- внедрение Рейтинга государственных органов по снижению административных барьеров;

- стимулировать госорганы можно путем определения 3 лучших госорганов по снижению административных барьеров и 3 худших госорганов, увеличивших административные издержки либо не проводивших снижение административных барьеров.

В результате по 3 худшим госорганам проводится анализ их деятельности путем выработки рекомендаций по сокращению их штатной численности и объема финансирования;

- направление информации в Правительство и Администрацию Президента, освещение в СМИ.

Данные инициативы направлены на рассмотрение Правительства письмом исх. № 12812 от 03 ноября 2015 года, согласно резолюции Первого вице-Премьера Сагинтаева Б.А. сводящее министерство – МНЭ отрабатывает предложения НПП  с центральными и местными государственными органами.

  1. Экспертиза нормативных правовых актов

Всего за рассматриваемый период в Департамент поступило 370 запросов государственных органов на проведение экспертизы нормативных правовых актов, из них по 97 Департамент является сводящим, по 283 является соисполнителем.

По итогам рассмотрения представленных на экспертное заключение нормативных правовых актов по 197 проектам даны замечания, 183 согласованы без замечаний.

  1. Рассмотрение обращений субъектов предпринимательства

За рассматриваемый период Департаментом рассмотрено 318 обращений/запросов субъектов предпринимательства, РПП, государственных органов, из них по 233 Департамент является сводящим, по 85 - соисполнителем.

Все обращения/запросы рассмотрены в установленном порядке, проведена соответствующая работа и направлены ответы.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры