Ценового сговора не было!
Участники рынка ГСМ считают, что доводы антимонопольного органа, обвиняющего их в согласованных действиях, являются необоснованными
Ситуация, в которой оказались предприниматели, занимающиеся реализацией нефтепродуктов, стала поводом для проведения совещания в Национальной палате предпринимателей с участием представителей антимонопольного органа и участников топливного рынка.
Как отметил управляющий директор - директор департамента макроэкономики Нурлан Сакуов, в НПП поступили обращения от ассоциаций, объединяющих субъектов рынка ГСМ, касательно расследований нарушений антимонопольного законодательства.
Отметим, в настоящее время Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции проводятся 23 расследования в отношении 186 субъектов рынка, которые, по мнению антимонопольного органа, подняли цены на бензин, действуя согласованно. А это, по сути, ценовой сговор, говорят антимонопольщики. Однако сами предприниматели так не считают.
«Дело в том, что после отмены в сентябре текущего года государственного регулирования цен на бензин АИ -92 субъекты топливного рынка получили право устанавливать цены по своему усмотрению. Но, поскольку ГСМ является социально значимым продуктом, антимонопольный орган немедленно и среагировал, усмотрев в этих действиях ценовой сговор, и оштрафовал отдельные крупные компании. К слову, размер штрафов колеблется от 3 до 5 % от дохода деятельности», - прокомментировал Нурлан Сакуов.
В свою очередь, как отметил представитель Казахстанской топливной ассоциации Жаксылык Жанкалов, несмотря на прогнозы Министерства энергетики, заявившего в сентябре о цене на бензин АИ-92 в пределах 140-150 тенге, розничные реализаторы продавали его по 120-130 тенге за литр.
«Если бы государственное регулирование осталось в силе, предельная розничная цена на указанный вид топлива была бы гораздо выше сложившейся в настоящее время на рынке», - сказал он.
По его словам, отставание в прошлом году регулируемых розничных цен от закупочных оптовых привело к катастрофическому дефициту нефтепродуктов в стране. В этом году с августа на розничном рынке ГСМ также нарастало напряжение вследствие дефицита бензина марки АИ-92 и 4 сентября 2015 года Правительством принято решение об отказе от регулирования цен на бензин марки АИ-92. Согласно данным Министерства энергетики, если до 5 сентября 2015 года в Казахстан было завезено порядка 22 тыс. тонн бензина и еще 11 тыс. тонн находились в пути, то после отказа от регулирования цен на бензин, т.е. с 5 по 9 сентября было законтрактовано около 80 тыс. бензина марки АИ-92, что помогло избежать дефицит бензина. При этом никто из розничных реализаторов нефтепродуктов не пытался заработать сверхприбыль, а лишь устанавливали рыночные цены, по которым стал возможен импорт из России», - пояснил представитель ассоциации, добавив, что законодательство они не нарушали.
Однако, по его словам, Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, несмотря на объективные причины, начал расследования в отношении субъектов рынка, посчитав их действия на рынке антиконкурентными и согласованными. То есть нормы о конкуренции, как говорят сами предприниматели, трактуются не в их пользу, да и факт согласованности должен быть доказан. Участники топливного рынка на совещании задались вполне резонным вопросом: почему же действия банков, ежедневно повышающих курс валют на рынке, не считаются сговором.
Как считает управляющий директор НПП, проблема - в несовершенстве законодательства, вследствие чего страдают предприниматели. По его словам, «антимонопольщикам достаточно зафиксировать повышение цены в регионах, чтобы начать в отношении субъектов рынка расследование».
Между тем, как говорит Нурлан Сакуов, антимонопольный орган, прежде чем наказывать предпринимателей, обвиняя их в ценовом сговоре, должны были предварительно уведомить их, как это делают в цивилизованных странах.
Однако в действующем законе РК «О конкуренции» при антиконкурентных согласованных действиях отсутствует обязанность антимонопольного органа уведомлять субъекта рынка. Уведомление только при определенных случаях злоупотребления доминирующим положением.
Между тем, как говорит Нурлан Сакуов, в законе прописана норма о создании согласительной комиссии. «Будет создана согласительная комиссия при проведении антимонопольным органом расследования, в состав которого, помимо их сотрудников, войдут независимые эксперты. Их задача - рассмотреть проекты заключений по результатам расследования на предмет полноты и качества в нем доказательств», - пояснил Н.Сакуов.
К слову, антимонопольные органы не публикуют итоги расследования, ссылаясь на коммерческую тайну, что, по сути, тоже неправильно. В других же странах эта работа ведется прозрачно, результаты расследования публикуются на сайте антимонопольного ведомства. Отныне, как отметил представитель НПП, эта норма также будет прописана.
Впрочем, даже с принятием новых поправок в законодательство, остается проблема с правоприменительной практикой, особенно в регионах, где зачастую, как рассказали предприниматели, к ним необоснованно применяются «карательные меры». То есть налицо грубое попирание их прав.
«Между тем, к примеру, в Великобритании существует принцип презумпции невиновности в отношении предпринимателя, согласно которому он может доказать, что не нарушал закон. В странах ОЭСР любое расследование основывается на анализе, проводимого рабочей группой с участием экспертов, причем эта работа может вестись в течение года. Это свидетельство профессионального подхода к делу, когда не ущемляются интересы предпринимателя. У нас же, к сожалению, происходит все совсем наоборот», - прокомментировал Нурлан Сакуов.
Он также сообщил, что с нового года в НПП станет действовать специально созданный Совет по защите конкуренции, на заседаниях которого будут рассматриваться все факты нарушений антимонопольного законодательства в отношении предпринимателей.
Оставьте комментарий:
Комментарии: