Россияне обещали в течение суток объяснить причину досмотра казахстанских перевозчиков
По настоянию Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», Правительство страны предпринимает экстренные меры, чтобы разрешить ситуацию на казахстанско-российской границе
Напомним, что более сотни груженных автофур, следующих транзитом в Казахстан, застряли на российско-казахстанской границе. В нарушение достигнутых соглашений в рамках ЕАЭС и Таможенного союза, они подвергаются полному таможенному досмотру и терпят убытки.
В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» прошла очередная пресс-конференция, посвященная этой ситуации. На этот раз – с представителями ответственных госорганов.
«Принимая во внимание то обстоятельство, что до сегодняшнего дня ситуация с казахстанскими перевозчиками, простаивающими в пунктах пропуска на российско-казахстанской границе, не изменилась, НПП РК «Атамекен» пригласила государственные органы для проведения совместного брифинга с целью разъяснения сложившейся ситуации. В НПП продолжают поступать жалобы от перевозчиков, которые, по указанию таможенных органов РФ, до сих пор находятся на складах временного хранения где и ожидают досмотра», - отметила управляющий директор-директор департамента экономической интеграции НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова.
Журналистам показали две видеозаписи, которые перевозчики прислали по whatsapp. «Псковская область, Пыталовский район, переход «Убылинка». Был произведен полный досмотр: полная выгрузка, полный пересчет товара. Теперь две промежуточные таможни: приехали в город Ржев, Тверская область. Там произвели досмотр. Приехали в Самару и опять же нас загоняют на СВХ – полный пересчет, полная выгрузка – за это все надо оплачивать. Никаких условий нет, холодильных установок нет», - комментирует за кадром предприниматель, снимавщий видео.
Союз транспортников Казахстана "Kazlogistics" подтвердил факты обращений казахстанских перевозчиков с жалобами на действия таможенных органов РФ.
«Нынешняя ситуация касается не только применения книжки МДП (TIR) транзитом, она также затрагивает в целом возможность транзитного проезда по территории Российской Федерации. Если раньше ФТС лишь ограничивала действия конвенция МДП, то на сегодня казахстанские перевозчики, даже если используют систему поручительства, то таможенники не принимают во внимание сертификаты, которые выданы российскими компаниями «Ростэк» и «Арсенал». Все равно их останавливают и принудительно загоняют на досмотр», - сказал и.о. генерального директора Союза Дмитрий Милишихин.
Любопытно, что ранее все проблемы с транзитом по территории РФ сводились к применению книжек МДП и к «санкционным» товарам. Но сегодня таможенные органы РФ останавливают уже всех перевозчиков, вне зависимости от вида обеспечения и характера груза. При этом сотрудники ФТС задерживают исключительно фуры, следующие в Казахстан.
Заместитель директора департамента экономической интеграции Министерства по инвестициям и развитию РК Ерлан Абсатов сообщил, что накануне этот вопрос стал темой специального совещания под председательством главы МИР РК Асетом Исекешевым.
«Мы направили два обращения в адрес ФТС и Министерства транспорта России. К нам также подключились МИД, Посольство Казахстана в России. Сотрудники таможенных служб сейчас, непосредственно, координируют переговоры с ФТС. Вчера состоялся телефонный разговор ответственного секретаря министерства с заместителем руководителя ФТС, и он попросил сутки для прояснения ситуации», - отметил он.
«По поступающим от водителей сведениям, казахстанские транспортные средства по-прежнему задерживаются. Простои составляют примерно 5-7 суток. К примеру, сегодня один водитель позвонил и сказал, что стоит с 6 сентября. Его очередь продвигается медленно, сегодня он еще 33-ий» - добавил Е.Абсатов.
Журналисты ждали, когда свое веское слово скажет отечественная таможня. И оно не заставило себя ждать. Заместитель начальника управления таможенного контроля Комитета госдоходов Минфина РК Ерлан Нуралиев, заявил, что на следующей неделе в Минске состоится Объединенная коллегия Таможенного союза, «где данная ситуация и все вопросы будут проговорены».
Это, по меньшей мере, странно, ведь еще в прошлом году два госоргана договорились о транзите санкционных товаров в Казахстан. В мае этого года таможенники Казахстана сформировали Список добросовестных перевозчиков, осуществляющих перевозки товаров, включенных в санкционный список, грузы которых могли беспрепятственно следовать в нашу страну. По информации казахстанской таможенной службы, Список был передан россиянам еще в мае этого года. С тех пор о судьбе этого документа ничего не известно…
Возвращаясь к теме брифинга, Дана Жунусова отметила, что представительство НПП в Москве сейчас также пытается добиться официального комментария ФТС.
Прямо во время пресс-конференции с ней связался еще один перевозчик - Андрей Ултаков из города Уральска. По громкой связи он рассказал журналистам о том, что происходит на границе.
«Наша машина едет из Украины с грузом бытовых принадлежностей. Четвертые сутки ее держат на Новокуйбышевском переходе – это возле Самары. Всех загнали на полный досмотр. Там собралось машин 100 или 150. Теперь вынесли списки, подъехал ОМОН. И всех гонят за 150 километров в город Тольятти в связи с тем, что российские таможенные органы не справляются с таким потоком машин. У водителей денег нет, там надо заплатить 15-20 тыс. только за грузчиков - все за наш счет. И плюс 5 тыс. рублей за каждые сутки простоя на СВХ», - заявил он.
«Никто ничего не объясняет, говорят, это какое-то внутреннее распоряжение. Мы сейчас попадаем на неустойку. С меня сейчас возьмут деньги за досмотр, СВХ и я еще остаюсь должен, потому что не успеваю по срокам», - добавил возмущенный предприниматель.
По словам руководителя транспортной компании, у его водителя денег уже нет, а «солярки хватит только до Тольятти доехать, а дальше он не знает, на чем ему возвращаться в Казахстан».
По информации Департамента экономической интеграции НПП, ситуация доведена до крайности. Многие водители, везущие в Казахстан скоропортящиеся продукты питания, жалуются на их порчу. Несоответствие условий хранения, небрежность при выгрузке-погрузке, нарушают целостность товаров. И остается только догадываться, какие убытки понесут перевозчики и грузополучатели нашей страны.
От водителей фур в «Атамекен» каждый день продолжают поступать акты таможенного досмотра автотранспортных средств, которые были оформлены на Самарском таможенном пункте пропуска и уведомления о проведении таможенного досмотра, счета-фактуры за оплату погрузки/выгрузки товаров на СВХ, товарно-транспортные накладные с отметками таможенных органов РФ об установлении маршрута следования.
Отрицать факт задержания казахстанских транспортников на российских таможенных пунктах пропуска не имеет смысла. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» требует от государственных органов Казахстана и России немедленно урегулировать конфликт, который таит угрозу серьезных экономических потерь для обеих стран, а главное – утрату доверия к идее экономической интеграции.
Оставьте комментарий:
Комментарии: