Приоритет: интересы отечественного производителя
Казахстан и Россия не намерены вводить единую валюту. Некорректная подача информации спровоцировала дискуссию
Широко упоминаемое в связи с этим Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка было подписано 5 декабря 2012 года в Ашхабаде главами государств-членов СНГ. Казахстан ратифицировал его 15 апреля 2015 года. В Государственную думу РФ законопроект о ратификации соглашения был внесен 28 августа текущего года. После чего в СМИ появились публикации с громкими заголовками о том, что президент России Владимир Путин «предлагает отказаться от доллара в СНГ».
На самом деле документ не содержит положений о переходе к единой, наднациональной валюте.
В пояснительной записке к российскому законопроекту, опубликованной на официальном сайте президента РФ ясно сказано, что вышеупомянутое Соглашение подготовлено во исполнение пункта 1 Плана реализации совместных мер государств-участников СНГ по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса на 2009–2010 годы, утверждённого решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 года.
«На нынешнем этапе развития интеграционного сотрудничества государств-участников СНГ принципиально важным является формирование общего финансового рынка, который позволит укрепить торгово-экономическое сотрудничество государств-участников Содружества», - говорится на сайте главы РФ.
Кроме того, отмечается, что Соглашением предусматривается прямой допуск банков-резидентов сторон на внутренние валютные рынки друг друга для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставлены национальным коммерческим банкам, что будет способствовать расширению использования национальных валют при осуществлении платежей в сфере внешней торговли и предоставления финансовых услуг и таким образом создаст предпосылки для повышения ликвидности рынка национальных валют.
В результате будут созданы условия, при которых максимальное развитие получат рынки национальных валют, возникнут предпосылки для проведения согласованной валютной политики, направленной на создание дополнительных возможностей реализации долгосрочных стратегий торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также на достижение общей макроэкономической стабильности в регионе.
При этом, статья 2 Соглашения содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в части, касающейся предоставления на территории одной из сторон Соглашения банкам-резидентам других сторон Соглашения, обладающим в соответствии со своим законодательством правом на осуществление валютных операций, национального режима при проведении межбанковских конверсионных операций на внутреннем валютном рынке.
В то же время частью 2 статьи 4 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям по валютному регулированию и валютному контролю непосредственно.
В пояснительной записке также подчеркивается, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора».
Проект федерального закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-участников Содружества Независимых Государств» соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Стоит отметить, что, согласно условиям Договора, в настоящее время разрабатывается Международный договор «О согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации». Утверждение данного документа планируется на уровне Глав Правительств стран ЕАЭС. Экспертная работа еще продолжается. В связи с чем, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» считает необходимым обсуждение данного проекта документа с заинтересованными сторонами (ассоциациями, банками второго уровня, Национальным банком РК, Евразийской экономической комиссией) в целях выработки позиции казахстанской стороны.
Принципиальной позицией НПП РК в данном вопросе является критерий экономической выгоды для отечественных производств. Этот подход нашел отражение в Концепции внешней политики РК на 2014–2020 годы, в которой определено, что в рамках интеграционного процесса необходимо соблюдать такие основополагающие принципы, как незыблемость политического суверенитета, экономическая обоснованность принимаемых решений, поэтапность, прагматизм и взаимная выгода, равное представительство сторон во всех органах интеграции и консенсус на всех уровнях интеграционного взаимодействия.
Оставьте комментарий:
Комментарии: