«Рыбный день» отменяется!
НПП «Атамекен»: запрет Россельхознадзора на ввоз «санкционной» норвежской рыбы в Казахстан должен быть согласован с предпринимателями-импортерами
Россия втягивает Казахстан в свои «торговые войны». Заложниками противостояния «Россия VS Весь мир» могут оказаться казахстанские потребители. Прецеденты уже есть. 26 августа Россельхознадзор на своем сайте опубликовал извещение о том, что налагает запрет не только на транзит норвежской охлажденной форели по территории Российской Федерации, но и на ее ввоз в страны-партнеры по Евразийскому экономическому союзу, включая Казахстан.
На официальном сайте Россельхознадзора была опубликована предыстория этого решения. «Компетентный орган Норвегии Mattelsynet немотивированно отказал в проведении инспекции 14 норвежских предприятий по производству лосося и форели в аквакультуре. Соответствующее обращение сегодня поступило в Россельхознадзор от главного ветеринарного инспектора Норвегии г-жи Кристины Ландсверк, а, вслед за этим, и из Посольства Норвегии в Москве. «Посольство Королевства Норвегии свидетельствует свое уважение и имеет честь сообщить о том, что норвежские компетентные органы приняли решение о нецелесообразности в текущей ситуации проведения инспекций в Норвегии на следующей неделе» - сказано в письме Посольства.
По мнению специалистов Россельхознадзора, «действия норвежских коллег являются беспрецедентными за всю историю инспектирования Россельхознадзором предприятий в третьих странах».
Как следует из сообщения, отказ от инспекции поступил в службу накануне отправки российской делегации в Осло (работу планировалось начать с 24 августа 2015), в момент, когда инспекторы Россельхознадзора уже проходили инструктаж. Примечательно, что сроки инспекции были предложены самими норвежцами еще в начале июля 2015 года.
«Как представляется, отказ от инспекции связан с несогласием Маттельсинет включить в план проверки 14 предприятий, предложенных Россельхознадзором, который в своем выборе исходил из того, что из этих предприятий на территорию государств-членов ЕАЭС поступали наиболее значительные объемы рыбопродукции для последующей переработки и перевалки на российский рынок. Однако, официально причины отказа норвежская сторона не комментирует», - подчеркивается в сообщении.
Инспекторы Россельхознадзора считают, что «опасения норвежцев понять можно», поскольку предыдущие инспекции Россельхознадзора показали, что подавляющее большинство предприятий, заявленных к инспекции, «оказываются не готовыми выполнять требования безопасности, предъявляемые законодательством России и ЕАЭС, что приводило к введению закономерных ограничений на их деятельность».
Решение ЕАЭС, предписывающее порядок проведения инспекций в третьих странах, дает уполномоченному ветеринарному органу, инициировавшему проверку, в данном случае - Россельхознадзору, право вводить временные ограничения на поставки с предприятий, отказавшихся от инспекции, что и будет сделано с 24 августа 2015 года.
«Россельхознадзор проинформировал о введении временных ограничительных мер Маттельсинет и уполномоченные ветеринарные органы республик Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизии, предупредив их, что в случае поступления такой продукции в сыром или переработанном виде на территорию Российской Федерации, она будет подлежать уничтожению», - указывается в сообщении.
Отметим, что речь идет уже не о транзите товара, а о самом факте ввоза норвежской рыбы на территорию нашей страны. То есть, грузовики или самолеты с рыбой (даже если экспедиторы, сопровождающие товар, имеют при себе сертификаты, выданные после 24 августа) не будут пропущены в нашу страну. Примечательно, что охлажденная рыба поступает сегодня в Казахстан только авиаперевозками – без какого-либо транзита по сухопутной территории других стран.
Надо ли говорить, что заявление Россельхознадзора вызвало бурю возмущения в казахстанской блогосфере. Более всего казахстанцев возмутил сам факт распространения «антисанкционных» запретов на Казахстан, который до сих пор оставался нейтральным к конфликту северного соседа и мирового сообщества. Многие оценили это как возврат к советской политике, при которой «старший брат» откровенно вмешивался в хозяйственные дела «малых республик».
Своей точкой зрения на произошедшее с корреспондентом palata.kz поделились специалисты Департамента по экономической интеграции НПП «Атамекен».
«Санкционная политика Российской Федерации началась в 2014 году, когда 7 августа было подписано Постановление Правительства РФ N 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», - рассказала нам Директор Департамента экономической интеграции НПП «Атамекен» Дана Жунусова.
Согласно указанному Постановлению, Россия ввела запрет на ввоз в пределы своего государства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия. В перечень продукции, попавшей под запрет для ввоза в Российскую Федерацию была включена рыба свежая или охлажденная (за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы) и рыба мороженая (за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы по кодам ТН ВЭД 0302, 0303).
В июне этого года Владимир Путин подписал Указ «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» с 6 августа 2015 года на один год.
«Стоит отметить, что согласно Договору о Евразийском экономическом союзе государства-члены ЕАЭС могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования. К таким мерам относятся запрет и количественное ограничение экспорта и импорта товаров, исключительное право на осуществление внешнеторговой деятельности, автоматическое лицензирование, разрешительный порядок на ввоз/вывоз товаров», - поясняет Дана Жунусова. – «При этом необходимо понимать, что принятие решения о запрете ввоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия относится к сфере ветеринарно-санитарных мер».
Разделом XI Договора о ЕАЭС определены общие принципы применения санитарных ветеринарно-санитарных мер. Приложение №12 Договора о ЕАЭС «Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер» содержит норму, согласно которой государства-члены имеют право вводить временные санитарные меры и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Кроме того, Решением Совета Евразийской экономической комиссии №94 от 9 октября 2014 года, было утверждено Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору). Согласно нормам данного Положения, формируется «Реестр предприятий третьих стран» - перечень организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров (продукции), ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза. Для включения предприятий в указанный реестр, государства-члены ЕАЭС проводят совместные проверки (инспекции) предприятий третьих стран.
Стоит отметить, что согласно официальному заявлению Россельхознадзор намерен ввести временные ограничительные меры в отношении 14 норвежских предприятий, которые ранее были включены в реестр и осуществляли поставку рыбы в РФ. По состоянию на сегодняшний день в реестр Россельхознадзора включено 30 предприятий, осуществляющих поставку мороженой рыбы лососевых пород (11 предприятий имеют разрешение на ввоз) и 32 предприятия, осуществляющих поставку свежей или охлажденной рыбы лососевых пород (5 предприятий имеют разрешение на ввоз). В Казахстане разрешение на ввоз, согласно реестра, имеют 43 норвежских предприятия.
Эксперты Департамента экономической интеграции НПП «Атамекен» отмечают, что основные опасения российской стороны связаны с контролем реэкспорта (вывоз из страны ранее ввезённых в неё товаров для перепродажи в другие страны – прим.авт) санкционной продукции из государств-членов ЕАЭС. В этой связи, с целью ужесточения контроля и предотвращения реэкспорта, Россельхознадзор планирует увеличить число постов досмотра на границе с Казахстаном. На сегодняшний день на границе с Казахстаном расположены уже 35 постов.
«В настоящее время в Министерстве сельского хозяйства РК находится на рассмотрении официальное письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ «Россельхознадзор» по вопросу ограничения ввоза рыбы охлажденной и мороженной», - указывает Дана Жунусова.
При этом неизвестно ни содержание этого письма, ни официальная реакция на него руководства Минсельхоза. Министерство не сочло нужным ознакомить с ним бизнес-сообщество и НПП «Атамекен», и в настоящий момент хранит гордое молчание, игнорируя кипящие в обществе страсти.
«Необходимо отметить, что, согласно официальным статистическим данным по импорту рыбы из третьих стран, в Казахстан ежегодно ввозится рыбы свежей или охлажденной и мороженной на 26 755 700 долларов (данные за 2014 год, предоставлены Секретариатом Комитета пищевой промышленности НПП «Атамекен») и доля рыбы, ввезенной из Норвегии на территорию Республики Казахстан составляет более 70% от общего объема ввезенной продукции», - проинформировала palata.kz Дана Жунусова.
Сумма не маленькая, и казахстанские импортеры, ритейлеры, рестораторы и просто потребители рыбы должны получить четкие и недвусмысленные объяснения государственных органов.
«Казахстанское бизнес-сообщество считает, что столь важный для Казахстана вопрос должен быть рассмотрен с участием предпринимателей, осуществляющих импорт указанной продукции в Казахстан. Нельзя забывать, что запрет на ввоз рыбы окажет влияние и на потребителей. Учитывая масштаб влияния запрета на ввоз рыбы в Казахстан, решение по данному вопросу должно быть взвешенным и коллегиальным», - считает Директор департамента экономической интеграции НПП «Атамекен».
Вечером 26 августа представители высшего наднационального органа ЕАЭС – Евразийской экономической комиссии – видимо, созрели для официальных объяснений с бизнес-сообществом Казахстана, Кыргызстана, Белоруссии и Армении. На своей странице в социальной сети Fasebook информацию следующего содержания.
«В данный момент Договор о Евразийском экономическом союзе позволяет уполномоченным ветеринарным органам государств-членов в одностороннем порядке вводить временные запреты и ограничения на продукцию, не соответствующую требованиям ЕАЭС. Но если Россельхознадзор принимает такое решение, это не значит, что оно должно распространяться на остальные страны ЕАЭС», - пишут специалисты ЕЭК.
Они признают, что на данном этапе орган-инициатор запрета, - в данном случае Россельхознадзор, - должен был только проинформировать уполномоченные органы остальных стран ЕАЭС. В то же время, отмечается в сообщении, «уполномоченные органы сторон обязаны принять меры к недопущению попадания продукции, запрещенной в одной из стран ЕАЭС, в эту страну через их территорию».
Между тем, в сообщении также отмечается, что «в Евразийской экономической комиссии есть понимание, что запреты, вводимые одной из стран, автоматически сказываются на остальных государствах-членах. В связи с этим, ЕЭК видит целесообразным разработку международного договора, который позволял бы комиссии и сторонам регулировать и устанавливать правила введения подобных запретов и ограничений с учетом интересов всех стран ЕАЭС».
Оставьте комментарий:
Комментарии: