«Нельзя ругать лекарство за то, что оно горькое!»
Новый валютный курс не всем по вкусу. Но иного рецепта обуздания кризиса в природе нет…
Так считает исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий РК Николай Радостовец. По его мнению, понятие «новый валютный курс» значительно шире используемого сегодня на бытовом уровне слова «девальвация».
«Не надо говорить о девальвации - надо говорить о новом валютном «плавающем» курсе. Это новая экономическая политика, которая соответствует реалиям сегодняшнего дня», - считает глава отраслевого союза металлургов республики. – «Мы, на самом деле, к этому уже давно морально и психологически готовы. Можно сделать опрос на улице и большинство людей подтвердят простую истину: невозможно сдержать курс, находясь в едином экономическом пространстве с Россией».
По мнению Николая Радостовца, косвенным доказательством того, что население было психологически готово к «обрушению» тенге, является факт роста покупки долларов в банках и обменниках страны.
«Очень многие люди перевели свои сбережения в доллары. И это было связано с тем, что они ожидали решения Правительства (об установлении нового курса – прим. авт.). Мы же все прекрасно понимаем, что нужно следовать экономическим законам, а не противодействовать им. И совсем неслучайно в Национальной палате предпринимателей в последние месяцы обсуждались проблемы с корректировкой курса. В дискуссии принимали участие не только экспортёры, но, прежде всего, представители перерабатывающих отраслей промышленности. Все были единодушны в мнении, что нарушение паритетного курса тенге и рубля ведет к тому, что казахстанская продукция в Казахстане, - особенно, в перерабатывающей, пищевой, легкой промышленности, - стала неконкурентоспособной. Нас уже из внутреннего рынка стали выдавливать конкуренты, и, прежде всего, российские».
По мнению эксперта, корректировка курса повысит конкурентоспособность казахстанской продукции не только на внутреннем, но и на внешних рынках. «Отечественные компании смогут попасть в объективные экономические условия. До этого они были в необъективных и проигрывали конкуренцию только из-за низкого курса рубля», - уверен председатель общественной организации горняков и металлургов. - «Если произойдет адаптация к новым экономическим условиям, то нашим производителям будет выгоднее наращивать объемы производства. А это, в свою очередь, будет способствовать не только сохранению рабочих мест, но и их росту».
По словам Н.Радостовца, Правительство страны, объявив о новом курсе, «не изобрело ничего нового».
«Это – мировой опыт! Во многих других государствах, - в Турции, в странах Европейского союза, - так или иначе проводилась корректировка курса или ослабление национальных валют. И это всегда приводило к росту отечественного производства. Не надо далеко ходить – посмотрите на Россию! Ослабление курса рубля способствовало снижению себестоимости продукции в России. Они вышли на 4-е место в мире по уровню себестоимости продукции и это делает их продукцию конкурентоспособной. Но Казахстан находится в лучших экономических условиях, так как на нас не распространяются экономические санкции Запада. Поэтому у нас гораздо больше возможностей возможности экономического роста, в связи с корректировкой курса и ослабления тенге», - считает экономист.
Однако глава отраслевого союза указывает на необходимость микроэкономического анализа конкурентоспособности все предприятий республики.
«Естественно, должна произойти переоценка ситуации. На каждом предприятии нужно разобраться какова доля долларовой составляющей в затратах, а какая – «теньговая». И насколько объективно будет расти цена из-за долларовой составляющей. Исходя из этого очень важно, чтобы в ближайшие 10-15 дней не было никакого ажиотажа, а была спокойная оценка возможностей конкурентоспособности каждого предприятия, каждого ИП в новых экономических условиях».
По мнению экономиста, именно переоценка тенге выступила решающим фактором снижения конкурентоспособности металлургических предприятий: «Не покупали как раз из-за того, что курс тенге был переоценен. Дело в том, что в связи с падением цен на основные металлы, так или иначе произошло ослабление национальных валют в странах, которые являются нашими конкурентами в производстве и продаже металлов - в Австралии, в Бразилии, в России и других государствах. В результате ослабления доллара у россиян появилась возможность продавать металлы по более низким ценам. Поэтому произошло замещение значительной части товаров, которые ранее поставлялись нашими производителями. Например, железорудные окатыши окатышей, которые Соколовско-Сарбайское ГПО ранее поставляло на соседнюю российскую «Магнитку» (Магнитогорский комбинат), теперь поставляют наши российские конкуренты - напрямую и по более низким ценам. И для того, чтобы восстановить наши традиционные маршруты поставок, нужно было ослабление курса», - отмечает эксперт.
В качестве примера того, как казахстанские производители проиграли свой рынок сбыта, Н.Радостовец привел рынок каменного угля. По его словам, «россияне выдавили наших угольщиков со своего рынка». А ведь еще совсем недавно доля казахстанского угля на российском рынке составляла около 18%, теперь она неуклонно снижается. И только ослабление тенге даст казахстанскому углю отыграть потерянные позиции.
«Ослабление тенге в любом случае означает улучшение возможностей экспортеров. А это не только сохранение существующих рабочих мест, но и их расширение. Ни для кого не секрет, что ряд предприятий отрасли этой осенью планировали сокращение заработной платы и сокращение персонала. Не помогли даже скидки на транспортировку продукции – льгота, предоставленная Правительством страны в порядке политики поддержки отечественных крупных предприятий. Мы не смогли ею воспользоваться, так как отгружали все меньше и меньше с каждым днем – падал спрос. А все почему? Наши китайские потребители искали и находили сырье по более низким ценам, нежели предлагали мы. В этом году ССГПО отгрузило лишь 500 тыс. тонн железорудных окатышей на китайском направлении, в о время как еще в прошлом году отгрузка исчислялась миллионами тонн», - отметил эксперт.
По его словам, из-за высокой себестоимости добытых руд компании были вынуждены работать «на склад», так как не могли останавливать производства, которые технологически способны работать только в круглосуточном режиме.
Эксперт категорически отвергает суждение о том, что на высокую себестоимость металла и руд влияет «техническая отсталость» казахстанских предприятий. «Доказательством тому является тот факт, что все предыдущие годы предприятия ГМК очень успешно конкурировали на внешних рынках, и занимали лидирующие позиции по продажам в своих товарных группах. Проблемы с себестоимостью возникли именно в конце 2014 - начале 2015 года из-за того, что был нарушен курсовой паритет «тенге-рубль». Что касается компаний казахстанских компаний ГМК они конкурируют с гигантами мирового масштаба! Высочайшая техническая оснащенность и внедрение инновационных технологий заметно отличают предприятия горно-металлургической промышленности от других отраслей. Взять предприятия Евразийской группы – АО «ТНК «Казхром», АО «Казахстанский электролизный завод, Анодный завод. Это предприятия, инновационность которых подтверждена зарубежными экспертами», - подчеркивает экономист.
«Нам надо понять, что новая валютная политика – это пусть горькое, но совершенно необходимое для лечения нашей экономики, «лекарство», – считает Николай Радостовец. – «И никак нельзя ругать лекарство за то, что оно горькое».
Оставьте комментарий:
Комментарии: