Дорожные карты по решению проблем инновационных проектов ГПИИР нуждаются в корректировке
Из 770 проектов, введенных в эксплуатацию за последние 5 лет, 105 имеют серьезные проблемы.
К такому выводу пришли эксперты НПП «Атамекен».
Анализ региональных карт, проводившийся путем опроса предприятий-участников, показал, что из 770 проектов, введенных в эксплуатацию за последние пять лет, 105 являются проблемными. Деятельность предприятий либо приостановлена, либо они работают с неполной загрузкой.
Низкий уровень сбыта продукции показали 33 проекта, 27 – в связи с нехваткой финансирования, 9 – из-за высокой себестоимости продукции по сравнению с конкурентами в рамках ЕАЭС.
Еще 20 проектов – имеют проблемы в связи с недостаточностью развития инфраструктуры, высокими тарифами и пошлинами. 7 проектов имеют проблемы с разрешительными документами, 3 – отсутствие сырья и еще 6 приостановлены по разным причинам.
Правительство сделало все необходимое для нормализации обстановки. По поручению первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева, с целью поддержки проблемных проектов акиматами областей были разработаны и утверждены 11 дорожных карт.
Однако, по мнению экспертов Национальной палаты предпринимателей, выработанные дорожные карты имеют исключительно формальный характер и это лишь подтверждает отсутствие реальных путей решения проблем проектов Карты.
К примеру, в дорожной карте Кызылординской области вместо необходимых мер государственной поддержки указан весь технологический процесс крестьянского хозяйства «Тату Агро» по производству томатов – подготовка земельного участка для посева, покупка семян, посев, орошение и сбор урожая и т.д. Это указывает на то, что при составлении дорожных карт не были определены конкретные критерии их формирования.
Эксперты НПП обращают внимание, что акиматы не привлекли к работе региональные палаты предпринимателей. В этой связи, Палата считает необходимым с учетом выявленных НПП 105 проблемных проектов пересмотреть дорожные карты на предмет выработки эффективных мер поддержки, и внести в них корректировки, соответствующие мерам Плана поддержки промышленных предприятий на 2015 год.
Вместе с тем эксперты обратили внимание на системные недоработки в самом подходе к формированию Карты индустриализации.
Алгоритм этой работы таков. Сначала, на первом этапе отбора, в соответствии с Постановлением Правительства «Об утверждении Правил включения проектов в республиканскую и региональную карту индустриализации», акиматы областей направляют проекты в Министерство национальной экономики. Здесь проекты проверяют на соответствие Генеральной схеме организации территории Республики Казахстан.
По мысли ее разработчиков, схема должна была представлять собой карту размещения производительных сил. Обращение к ней помогло бы избежать целого ряда проблем, связанных, например, с открытием двух предприятий одного и того же вида деятельности в одной местности.
Однако в Министерстве отсутствует методика проведения данной работы. Более того, все данные Генсхемы приведены на начало 2012 года и до сих пор не актуализированы.
Параллельно с формированием заключения Минэкономики, акиматы направляют пакет документов по каждому потенциальному проекту (бизнес- план, план-график реализации проекта и его финансово-экономическую модель) в региональные Палаты предпринимателей для рассмотрения и представления рекомендаций.
И хотя, в настоящее время у региональных Палат отсутствует какая-либо единая методика проведения данной работы, здесь изучают проекты на предмет наличия потенциального рынка сбыта производимой продукции (с учетом присутствия в соседних регионах аналогичных предприятий), финансовой устойчивости, наличия собственных средств и возможности применения мер государственной поддержки.
Наряду с этим, акиматы направляют проекты для отраслевой экспертизы в профильные министерства.
В итоге наблюдается дублирование функций акиматов и региональных Палат, что само по себе указывает на отсутствие комплексного подхода к рассмотрению проекта.
Между тем, сегодня эксперты Палаты и акиматов областей разрабатывают Карту регионального развития. Целью этого стратегического документа является выявление реальной специализации регионов с учетом конкурентных преимуществ, как понятного ориентира для инвесторов. В будущем это позволит решить ряд задач. В частности, сформировать портфель перспективных проектов развития; разработать классификатор перспективных направлений деятельности, обусловленных спецификой отдельных регионов; выработать рекомендации по возможностям развития промышленной кооперации и сотрудничества с государствами-членами ЕАЭС. Также это позволит определить «нишевые» инвестиционные проекты и товарные группы и выявить региональных лидеров бизнеса.
Работу по разработке Карты регионального развития НПП планирует завершить к концу текущего года.
Эксперты Палаты пришли к выводу о необходимости, совместно с причастными государственными органами, провести анализ на предмет качества и своевременности предоставления информации по каждому из критериев отраслевого заключения министерств в рамках отбора проектов в Карту. Это поможет НПП, совместно с Министерством по инвестициям и развитию, разработать алгоритм выработки рекомендаций, предоставляемых областными Палатами предпринимателей.
С соответствующим письмом к первому заместителю Премьер-Министра РК Бакытжану Сагинтаеву обратился Председатель Правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов.
Оставьте комментарий:
Комментарии: