Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Открытое небо без «черных дыр»

11 Июня 2015
11720 просмотров

В последние годы туристический рынок Казахстана лихорадит. Крупные игроки банкротятся, владельцы бизнеса прихватывая «кассу», сбегают из страны. Все это бьёт по имиджу туристических фирм. Часть из них не выдерживают такого удара и закрываются. По мнению официального представителя АТАК (Ассоциация Туристических Агентств Казахстана) Дениса Кривошеева, отрасль экономики, где работает 2,5 тысячи агентств, может просто исчезнуть в течение 2-3 лет, если не вмешаться в эту ситуацию. Без работы останутся около 25 тысяч человек.

- Посмотрите, что происходит три последних года: после краха таких крупных игроков, как «On Travel», «Гульнар – Тур», «Алмаз туризм», а теперь и «Travel System», бизнес ежегодно теряет до десяти миллионов долларов. А учитывая, что это низкомаржинальный рынок страдает очень много предпринимателей.

-  Насколько известно, АТАК официально предупреждал об угрозе банкротства компании Travel System за неделю до случившегося. Почему никто ничего не предпринял?

- Нас не услышали и поначалу даже стали обвинять в том, что мы ничего не понимаем и баламутим рынок. Перед этим мы встречались с главой Travelsystem Романом Ханом, чтобы понять, насколько верны наши опасения. Он пытался нас уверить, что все хорошо. Но мы-то знали об их  проблемах с авиакомпанией SCAT и «наземных» долгах.

-  …И через неделю наступил час «Х». Как вам удалось впервые за все время быстро среагировать и взять ситуацию в свои руки?

Благодаря изменениям в законодательстве, мы смогли понять и определить, кто кому сколько должен. Разделение на туроператоров и турагентства сделало систему открытой и прозрачной. После того, как стало известно о несостоятельности  компании Travel System, мы за очень короткое время,  буквально, за ночь, собрали все списки по пострадавшим. Мы знали, кто и где находится. К работе нашего оперативного штаба подключились партнеры, госорганы. Наш человек находится в Турции, чтобы регулировать вопросы на месте. Тесно работаем и с чешскими представителями. Все «пожарные» вопросы решены. Люди возвращаются домой. Оперативное вмешательство, своевременные антикризисные мероприятия АТАК помогли избежать паники и многие негативные последствия.

-  На ваш взгляд, что нужно реально сделать, чтобы исправить ситуацию?

Рынок специфический. Там много правил игры, вводных и переменных. Вмешательство в него государства только усугубит положение. В туристическом бизнесе есть две главные проблемы. Одна из них – дорогие авиаперелеты. Нужно «открыть» небо для конкурирующих авиакомпаний. Если на этот рынок зайдут новые игроки-лоукостеры – будет отлично. Вторая проблема – страхование. Мы предлагаем  страховать туристов от трех главных рисков: от невылета,  - если компания не может выделить средства, он может в любой момент купить билет и по приезду потребовать через страховую компанию те средства, которые он потратил, - так же по прилету это неразмещение в отелях и т.д. Это – хороший и новый инструмент для страховых компаний. Только саморегуляция и страхование избавит рынок от любых инцидентов и расставит все на свои места. Страховые компаниям сразу будет видно, какие туристические компании достаточно надежны, а какие нет.

С этим  предложениями мы хотим обратиться в НПП, чтобы совместно разработать модульные поправки в законодательство, которые бы регламентировали новые взаимоотношения на рынке. Тогда отпадет надобность в отдельном законе о Туризме. Он просто будет не нужен, так как, если все застраховано, это – ГПК (Гражданско Процесуальный Кодекс). Как и все предприниматели действуют в рамках ГПК, так и туристический рынок должен функционировать без профильных законов. Если мы сейчас не сделаем этого, то 25 тысяч человек останутся на улице. Это в основном женщины с высшим образованием, со знанием языков, которые задействованы в активной экономике. Да, пока они работают на «вывоз». Но придет время, когда они начнут работать на «ввоз» - привозить туристов с других стран. И мы тогда рискуем потерять целый пласт экономики.

В это непростое время важна консолидация абсолютно всех участников рынка. Для этого сейчас регистрируется Союз Туристической отрасли, куда войдут все ассоциации, туроператоры, агентства и отельеры. Только вместе мы сможем преодолеть все трудности и реформировать туристический рынок.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры