Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

«Браконьеры» пассажирского транспорта

21 Мая 2015
6021 просмотров

Нелегалы не только внаглую перехватывают потенциальных пассажиров у добросовестных перевозчиков, передвигаясь по маршруту регулярных автобусных сообщений, но и стараются выезжать в одно и тоже с ними время. Официальные перевозчики, получившие свои маршруты, выдержав коммерческий конкурс, бьют тревогу. Их маршруты могут стать нерентабельными, а некоторые и вовсе уже закрыты. Об этом и многом другом речь шла на сегодняшнем заседании Экспертного совета по транспорту и логистике при Палате предпринимателей СКО.

Тема взволновала всех. Участие в заседании приняли представители департамента внутренних дел, прокуратуры, инспекции транспортного контроля, департамента государственных доходов, управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог СКО, Петропавловского автовокзала, а также сами перевозчики.

«Сегодняшнее заседание Экспертного совета направлено на рассмотрение вопросов, связанных с устранением и профилактикой фактов нелегального осуществления пассажирских перевозок и соответственно, недобросовестной конкуренции», - отметил, открывая работу заседания, и.о. директора Палаты предпринимателей СКО Турар Искаков.

На сегодняшний день число нелегальных перевозчиков в СКО значительно превышает количество автобусов, задействованных в легальных перевозках. Об этом на заседании экспертного совета заявил председатель совета Булат Рахимов.

«Сбор пассажиров незаконно осуществляется рядом с автовокзалом и рынками по нефиксированной стоимости в любое удобное для них время. При этом перевозки осуществляются по маршрутам регулярных автобусных сообщений. Это представляют серьёзную угрозу для добросовестных перевозчиков. По словам предпринимателей, закрыты многие маршруты внутриобластных сообщений. Существование нелегальных перевозок также влечет существенные последствия в виде потерь поступлений в бюджет», - пояснил Булат Кенесович.

Нелегальные перевозки пассажиров носят стихийный характер и осуществляются без проведения предрейсового медицинского и технического осмотра водителей и автотранспортных средств, с нарушением режима труда и отдыха, что также представляет значительную опасность для жизни и здоровья пассажиров и может привести к необратимым последствиям.

О мероприятиях, направленных на устранение и профилактику фактов незаконного (нелегального) осуществления пассажирских перевозок, недобросовестной конкуренции проинформировал начальник отделения организации надзора за дорожным движением Управления административной полиции ДВД СКО Аян Самигуллин.

В частности он отметил, что на стационарных постах сотрудниками административной полиции на постоянной основе проводится регистрация автотранспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа на межрайонных, межгородских, межобластных и международных сообщениях. При выявлении нарушения правил дорожного движения, водитель привлекается к административной ответственности.

«Прокуратурой Северо-Казахстанской области разработан план организационных мероприятий совместно с транспортной прокуратурой, налоговым департаментом, управлением пассажирского транспорта, инспекцией транспортного контроля и ДВД области. Через средства массовой информации проведены разъяснения технических и законодательных требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим услуги по перевозке пассажиров и багажа, а также доведена процедура регистрации юридических и физических лиц, осуществляющих эти услуг», - проинформировал Аян Амангельдинович.

Однако всего этого недостаточно для решения сложившейся ситуации. И понимают это не только добросовестные предприниматели, но и представители правоохранительных органов. Полицейские признаются, что основной проблемой при выявлении водителей, осуществляющих нелегальные пассажирские перевозки, является отсутствие доказательной базы. Как правило, задержанные полицией водители утверждают, что везут родственников на какое-либо торжество. Впрочем, не признаются в том, что заплатили за проезд и сами пассажиры.

Единственно верным решением здесь может быть только - ужесточение санкций за нелегальные пассажирские перевозки и введение метода контрольной закупки или «тайного покупателя», считают перевозчики.

Индивидуальный предприниматель Марина Шевченко занимается пассажирскими перевозками с 1994 года, а с 2006-го обслуживает маршрут «Петропавловск - село Гусаковка Айыртауского района». И все бы ничего, но вот с недавнего времени ее выручка стала «уходить» в карман нелегального перевозчика.

«С февраля текущего года по нашему маршруту ездит нелегальный перевозчик, забирает людей из Саумалколя. Дал объявление в районной газете об осуществлении услуг и ездит безнаказанно. С марта я обиваю пороги правоохранительных органов с этой проблемой, но никто не хочет мне помочь.  Как ездил этот паренек, так и продолжает ездить. Я занимаюсь пассажирскими перевозками с 1994 года, с 97-го работаю с автовокзалом. «Петропавловск - Гусаковка» - это мой единственный маршрут. И сейчас у меня такое положение, что я не могу ни зарплату водителям выдать, ни отремонтировать свой транспорт - не позволяют финансы. Однозначно, нужно ужесточить санкции за осуществление нелегальных пассажирских перевозок», - говорит предприниматель.

«Я не против конкуренции, не против таксистов и других перевозчиков, но нужно работать на равных условиях. Почему я должен платить 500-600 тысяч тенге в виде налога, а кто-то обслуживать мои маршруты безпошлинно? Поэтому я за ужесточение санкций и введение таких мер, как «тайный покупатель», - поддержал коллегу предприниматель Павел Ильюшенко.

Идея провести контрольную закупку возникала и у правоохранительных органов. Но вопрос в том, где взять на это деньги, как зафиксировать их передачу, а потом изъять у водителя переданные ему деньги. Одним словом, для проведения такой операции необходимо юридическое обоснование.  

Пока же доказательством осуществления нелегальных перевозок не являются ни табличка с наименованием маршрута на лобовом стекле автобуса, ни наличие в нем пассажиров, ни ежедневное передвижение по одному и тому же маршруту. Складывается ситуация, когда «перевозчику-браконьеру» проще заплатить штраф в размере 5 МРП (или 10 МРП при повторном нарушении), и дальше продолжать осуществлять незаконный извоз.

Участники заседания Экспертного совета предложили не только ужесточить наказание, но и создать такие условия, при которых нелегалам было бы просто невозможно работать. К примеру, разрешить парковку на вокзале только для автомобилей специализированных таксомоторных парков, у которых заключены соответствующие договоры с авто- железнодорожным вокзалом.   

По итогам обсуждения было предложено создать оперативную рабочую группу для решения вопросов борьбы с нелегальными пассажирскими перевозками.

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры