Что будет регулировать Предпринимательский кодекс?
Об этом в эксклюзивном интервью www.palata.kz рассказал заместитель Председателя правления, член правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.
Напомним, что сейчас в Мажилисе Парламента рабочая группа при активном участии Национальной палаты активно обсуждает проект Предпринимательского кодекса.
- Рустам Манарбекович, почему документ для предпринимательства разрабатывается в форме Кодекса? Почему в не формате закона?
- В соответствии с законом «О нормативно-правовых актах» кодексы имеют более высокий статус. Для нас этот выбор был принципиален. Внести в Кодекс изменения и дополнения в процедурном порядке намного сложней. И, соответственно, нам будет проще администрировать те нормы, которые регулируют «правила игры» для предпринимателей и государства. С этой точки зрения, а также при возникновении судебных разбирательств высокий статус Кодекса будет дисциплинировать госорганы.
- Что будет регулировать Предпринимательский кодекс?
- Предпринимательский кодекс нужен для регулирования и выстраивания системы взаимоотношений между предпринимателем и государством. Ведь государство – это, прежде всего, источник публичной власти, и его статус и возможности всегда выше. Мы разработали принципы взаимоотношений, когда государство выступает в той или иной ипостаси. Когда мы начали изучать способы и формы господдержки, то увидели, что у нас нет системы. Все идет от частного.
- В Кодексе будет прописана четкая степень ответственности госорганов за нарушение законных прав предпринимателей?
- Главная цель Предпринимательского кодекса – не установление ответственности, а выстраивание четких и понятных правил игры, чтобы ни предприниматель, ни государство их не нарушали. Например, как должна контролироваться деятельность предпринимателя, какие разрешения и уведомления должны ему выдаваться, как государство поддерживает предпринимателя, по каким критериям, в каком объеме и размере. Понятно, что любой госслужащий должен нести ответственность за свои действия. Если должностное лицо, например, неправомерно доначислило налоги и предприниматель доказал в суде, что это неправомерно – то в отношении этого чиновника, как минимум, суд должен вынести частное определение и второе – Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции должно возбуждаться дисциплинарное производство и назначаться проверка. Чтобы чиновнику неповадно было. Но это не есть цель Предпринимательского кодекса. Мы работаем в рамках антикоррупционной программы, и у нас есть целый пакет предложений.
Это очень важные вопросы - саморегулирование предпринимательства, положение о государственно-частном партнерстве, где тоже отсутствуют правила игры. Поэтому проектов в ГЧП можно пересчитать по пальцам, предприниматели не хотят брать на себя такие риски, в том числе, финансовые. Качественная проработка данных вопросов - это текущая наша задача.
- С учетом того, что будущий Предпринимательский кодекс затрагивает интересы госорганов, и авторам наверняка приходится отвоевывать каждую позицию в министерствах и ведомствах, рискнем предположить, что документ не скоро будет вынесен на обсуждение на пленарном заседании Мажилиса Парламента.
- Мы не стремимся катализировать эти процессы. Ради разработки действительно детального и качественного документа мы готовы подождать полгода, год. Если мы все правильно сделаем, мы произведем тектонические сдвиги, потому что сама идеология Предпринимательского кодекса уникальна.
- Спасибо за беседу.
Жанар Бiрлiкқызы, г. Астана
Оставьте комментарий:
Комментарии: