Кого охотнее кредитуют банки?
Сейчас в Казахстане сложилась ситуация, когда приостановка кредитования бизнеса может привести к остановке всей казахстанской экономики. Безусловно, это не могут не понимать власти, однако, если верить главе Нацбанка, многое зависит от степени пугливости БВУ, передает kapital.kz.
Как недавно сообщил официальный сайт премьер-министра РК со ссылкой на Национальный банк РК, общий объем кредитования экономики Казахстана банками за 2014 год увеличился. «Общий объем кредитования банками экономики за 2014 год повысился на 7,2%, составив 12,106 трлн тенге. Из них 14,8%, или 1,788 трлн тенге, составляют кредиты малому бизнесу», - указано в сообщении.
Как проинформировали в Нацбанке, совокупные активы банковского сектора Казахстана увеличились за 2014 год на 17,9%, составив 18,239 трлн тенге.
Совокупные обязательства банковского сектор, по данным Нацбанка РК, за 2014 год увеличились на 18,7%, до 15,880 трлн тенге. В структуре обязательств банков по-прежнему доминируют вклады клиентов, доля которых занимает 71,5%.
Объем депозитов резидентов в банках за 2014 год повысился на 15,9%, и достиг 11,694 трлн тенге. Депозиты в национальной валюте снизились на 17,7%, до 5,198 трлн тенге, в иностранной валюте увеличились на 72,2%, до 6,496 трлн тенге. Вклады населения в банках (с учетом нерезидентов) повысились за 2014 год на 12,5%, до 4,438 трлн тенге.
В принципе, посыл про то, что кредитование бизнеса выросло, понятен. То, что в большей мере кредитовали малый бизнес, тоже понять можно. Он более мобилен, а деньги любят счет, поэтому, кредитуя малый бизнес, сильно рискуешь, но при этом можно настолько же сильно выиграть.
Что на самом деле и происходит.
Если же обратиться к официальной статистике, то на 1 сентября 2014 года субъектам малого бизнеса было выдано кредитов на сумму 1 623,42 млрд тенге, что на 10,99% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Хорошо и то, что в основном кредиты брались в национальной валюте, меньше – в иностранной валюте: 69% против 31%.
Но и здесь имеется свое «но». По данным на 1 сентября 2014 года, по сравнению с аналогичной датой 2013 года доля выдачи кредитов в иностранной валюте возросла на 40,21%, до 499,17 млрд тенге. Или долларизация казахстанской экономики еще к осени прошлого года шла довольно быстрыми темпами.
Есть и другой не менее примечательный фактор. На 1 сентября 2014 года на торговлю было выдано кредитов на сумму 527,36 млрд тенге, что на 19,01% больше по сравнению с прошлым годом этого же месяца. То есть банки стремились нарастить оборот денег, чтобы быстрее получить маржу. Все просто как дважды два.
И вместе с тем в промышленность на 1 сентября 2014 года ушло кредитов на сумму 205,56 млрд тенге, да, на 14,75% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, но, как все заметили, почти в 3 раза меньше, чем в торговлю.
Сфера строительства после кризиса 2007-2008 годов стала наименее привлекательным сегментом. На 1 сентября 2014 года сюда пришло 152,38 млрд тенге, что на 31,71% меньше, чем на 1 сентября 2013 года. Про сельское хозяйство даже стыдно говорить – всего 66,32 млрд тенге, правда, на 11,25% больше, чем в 2013 году.
Вот и получается, что львиная доля кредитов фактически ушла на «купи-продай», и тогда, на 1 сентября 2014 года, и потом, на 1 января 2015 года, нет никаких очевидных предпосылок к тому, чтобы структура кредитования экономики изменилась. Причем сами банки в том, что они неохотно идут в реальный сектор, и все больше – в торговлю, обвинять нельзя. У них обязательства перед акционерами, вкладчиками. Если давать деньги в реальный сектор, где сроки кредитования длиннее, то потом замучаешься объяснять акционерам и вкладчикам, почему их деньги не прирастают деньгами.
Тревожные звонки
И вот теперь, в 2015 году, стали слышны тревожные звонки со стороны финансового сектора.
Так, в конце января текущего года депутат Светлана Кадралиева на пленарном заседании мажилиса парламента заявила, что казахстанские банки не хотят выдавать кредиты в тенге. «В партию «Ак жол» поступают многочисленные обращения от предпринимателей по поводу того, что банками второго уровня практически прекращена выдача кредитов в тенге. Все кредиты выделяются либо в долларах, либо с привязкой к курсу иностранных валют. В тех отдельных случаях, когда кредиты предоставляются в тенге, процентная ставка становится настолько высокой, что лишает смысла любую предпринимательскую деятельность», - сказала она, адресуя свой депутатский запрос председателю Национального банка РК Кайрату Келимбетову.
Естественно, глава Нацбанка не мог не отреагировать.
И 12 февраля 2015 года на брифинге Кайрат Келимбетов пообещал, что казахстанские банки второго уровня (БВУ) начнут выдавать кредиты в тенге в ближайшее время. «На период краткосрочной нехватки мы соответствующие средства будем предоставлять банкам второго уровня. Я думаю, что они в самое ближайшее время начнут выдавать кредиты в тенге», - сказал он.
А потом стал говорить вещи, которые не могут не воодушевлять. Например, о том, что, возможно, и это пока прогноз, совокупный объем кредитных портфелей комбанков возрастет в 2015 году на 10%. «Мы ожидаем, что кредитный портфель также должен вырасти, хотелось бы, чтобы он вырос существенно, порядка свыше 10%, но жизнь покажет, как будет развиваться экономика. Я считаю, что 2015 год - это такое дно кризиса, когда все те определенные негативные внешние шоки, которые могли бы реализоваться, в повестке дня стоят», - отметил он.
По его словам, Нацбанк продолжит предоставлять долгосрочную ликвидность банкам.
«Мы в настоящее время по линии Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), по линии предоставления свопов институтам развития и международным финансовым институтам, а также по линии фонда проблемных кредитов предполагаем предоставить через банки второго уровня поддержку в плане предоставления долгосрочной тенговой ликвидности. В прошлом году мы такую поддержку практически на 2,5 трлн тенге оказали», - сказал он.
Теперь все стало на свои места. Снова, как и в 2007-2008 годах, БВУ накачают ликвидностью, которая должна позволить им начать кредитование национальной валютой. Единственный странный нюанс – это привлечение к этому процессу ЕНПФ, вроде, именно там и лежат наши с вами пенсионные накопления.
А об обязательности БВУ можно, кстати, судить по тому, как они возвращали ранее полученные деньги. Помните, президент Нурсултан Назарбаев спрашивал у банкиров, куда делись 10 млрд тенге, которые были брошены на поддержку БВУ в 2007-2008 годах. А теперь вспомните, как банкиры на этот самый вопрос отвечали. Если ничего не упустил, то часть денег должна была вернуться после продажи БТА.
Сначала бы получить ответ на этот самый вопрос главы государства. А уже потом думать о накачке ликвидностью БВУ.
Но самые странные слова на том самом брифинге 12 февраля 2015 года сказал К. Келимбетов. По его мнению, всем нужно успокоиться и приступить к «нормальному, деловому обороту, который был в предыдущие годы».
«Это такая естественная реакция банков, поскольку они считали, что будет проведена одномоментная девальвация, поэтому они страховали свои валютные риски путем предоставления валютных кредитов, с одной стороны, а с другой стороны, поскольку у них есть резкая нехватка на сегодняшний день тенговой ликвидности», - пояснил он причину невыдачи кредитов.
Если наши БВУ такие пугливые, то 7,2%-ной рост в 2014 году может оказаться манной небесной по сравнению с тем, что произойдет в 2015 году. Оно и понятно - девальвационный фактор так и не снят, российский рубль падает, и непонятно, где на самом деле остановится, нефть то растет, то снова падает, в общем, все, как всегда.
Оставьте комментарий:
Комментарии: