Проект Таможенного кодекса ЕАЭС обсудили в НПП РК
В Национальной палате предпринимателей состоялось заседание «круглого стола» на тему «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: возможности и угрозы для бизнеса», на котором представители Министерства национальной экономики, Комитета государственных доходов Министерства финансов и бизнес-сообщества обсудили сформированную редакцию проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (проект ТК Союза).
Открывая мероприятие, заместитель Председателя Правления НПП РК Рахим Ошакбаев отметил, что по настоянию белорусско-казахстанско-российского Бизнес-Диалога бизнес-сообщество впервые получило возможность участвовать в разработке проекта ТК Союза на площадке Евразийской экономической комиссии.
Подготовка проекта ТК Союза близится к завершающей стадии: его редакция сформирована, в ноябре этого года документ планируется направить Сторонам для проведения процедуры внутригосударственного согласования. По информации Евразийской экономической комиссии, ТК Союза после подписания и ратификации в государствах – членах ЕАЭС может вступить в силу 1 января 2016 года.
В этой связи Национальная палата предпринимателей инициировала «круглый стол», предоставив заинтересованным сторонам возможность обменяться мнениями по новеллам проекта ТК Союза, поднять проблемные вопросы, связанные с его разработкой и правоприменением, выработать консолидированную позицию по отдельным нормам.
Начальник Управления таможенной политики Департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики РК Ержан Жамбулов сообщил, что в проект ТК Союза имплементированы положения 16 международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, и 6 проектов международных договоров.
«Вместо многочисленных международных договоров, содержащих в себе целый ряд разрозненных норм, государства получат комплексный, логически выстроенный, усовершенствованный и отвечающий требованиям сегодняшнего дня документ. Что касается переходных положений проекта ТК ЕАЭС, в которых обычно и устанавливают сроки начала применения отдельных норм или статей международного договора, отличные от даты его вступления в силу, уже сейчас понятно, что по объективным причинам надо будет устанавливать различные сроки вступления в силу его отдельных положений», - отметил Ержан Жамбулов.
По мнению представителя МНЭ РК, можно говорить только о выгодах и преимуществах, которые получит бизнес от проекта ТК Союза:
– приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного только в исключительных случаях;
– осуществление выпуска товаров в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации;
– возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;
– автоматический выпуск товаров в случае, если не сработали профили системы управления рисками;
– запрет на последующий запрос от участников ВЭД документов и сведений, ранее представленных в таможенные органы при предварительном информировании и таможенном декларировании товаров;
– усиление ответственности таможенных органов за неправомерные действия (бездействия) и др.
Жамбыл Тортаев, координатор по проекту ТК Союза от Комитета государственных доходов МФ РК, в своем выступлении поддержал наличие выгод: усовершенствование института уполномоченного экономического оператора, закрепление в проекте целей предоставления предварительной информации, максимальное использование информационных технологий, сокращение национального сегмента, установление электронной формы переписки между участниками ВЭД и таможенными органами и др.
Алихан Мамбеталин, директор Департамента таможенного администрирования НПП РК, назвал шесть основных норм, которые, по мнению Нацпалаты, серьезно ухудшат условия ведения международной торговли. Он проинформировал, что в связи с серьезными опасениями казахстанского бизнеса по этому поводу и игнорированием предложений Национальной палатой направлено обращение в МНЭ РК с просьбой вынести их на очередное заседание Координационного совета по вопросам экономической интеграции. Алихан Мамбеталин также отметил необходимость упрощения языка, которым написан проект ТК Союза, включения в проект рамочных норм – по примеру Евросоюза, а также исключения норм, влекущих возможность двойного толкования.
Геннадий Шестаков, председатель совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров (представителей), представляющий интересы казахстанского бизнеса в Москве в составе Рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства при ЕЭК, отметил, что проект ТК Союза не отражает положений Киотской конвенции, к примеру:
- по сокращению количества документов, представляемых для таможенного оформления;
- по уплате таможенных платежей и налогов после подачи декларации на товары;
- по классификации ошибок, при которых не применяются санкции;
- по порядку возмещения ущерба, нанесенного таможенной службой, а также по порядку возврата таможенных платежей и налогов при ошибках таможни.
К числу важных проблемных норм, включенных в проект ТК Союза, Геннадий Шестаков отнес:
- возможность аннулирования таможенной декларации только после досмотра;
- норму о задержании товаров, что приведет к созданию в пунктах пропуска международной свалки по уничтожению отходов за счет государств-членов ТС и ЕЭП;
- норма об исключении страхования для однообразия квалификационных требований таможенных представителей в Казахстане и др.
Курмангалий Алдабергенов, председатель Евразийского союза участников внешнеэкономической деятельности, и Сергей Архипкин, президент Казахстанской Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники и сложных технических систем, обратились к представителям МНЭ РК с просьбой вынести консолидированные предложения бизнес-ассоциаций Алматы для расмотрения на площадке Евразийской экономической комиссии. В их число вошли предложения, связанные с:
- разграничением ответственности между таможенным представителем и декларантом;
- исключением ответственности декларанта и таможенного представителя за самостоятельно выявленные ошибки;
- ответственности железнодорожного перевозчика за недостачу товаров;
- возможностью приостановления деятельности таможенного представителя;
- изменением решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и др.
На диалоговой площадке Нацпалаты государственные органы и бизнес получили возможность обсудить преимущества и угрозы, которые несет проект ТК Союза для бизнеса, определить основные направления, по которым должна осуществляться дальнейшая работа по данному проекту.
Позиция НПП РК относительно проекта Таможенного кодекса ЕАЭС здесь.
Подробнее о докладе координатора по проекту ТК Союза от Комитета государственных доходов МФ РК Жамбыла Тортаева здесь.
Подробнее о докладе начальника Управления таможенной политики Департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики РК Ержана Жамбулова здесь.
Подробнее о докладе председателя совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров (представителей), представляющего интересы казахстанского бизнеса в Москве в составе Рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства при ЕЭК Геннадия Шестакова здесь.
Сводные предложения от бизнес-ассоциаций по проекту ТК Союза здесь.
Оставьте комментарий:
Комментарии: