Несправедливая конкуренция в Таможенном союзе подрывает казахстанский бизнес
Совершенствование государственной политики в АПК
4 февраля 2014 года на площадке Национальной палаты предпринимателей РК состоялось совещание по вопросам конкурентной политики стран-участниц ТС и ЕЭП.
В совещании приняли участие представители Евразийской экономической комиссии, Агентства по защите конкуренции, Министерства экономики и бюджетного планирования РК, АГМП, АО «Эйр Астана», ОЮЛ «Союз птицеводов Казахстана», АО «НК «КТЖ», АО «ЦРТП» и других отраслевых ассоциаций, а также бизнес-сообщества.
Представители Евразийской экономической комиссии выступили с докладом о задачах Комиссии на 2014 год в отношении следующих направлений конкурентной политики Единого экономического пространства:
1. Разграничение полномочий Евразийской экономической комиссии в части контроля трансграничных рынков;
2. Контроль за соблюдением единых правил конкуренции и за соблюдением запрета на недобросовестную конкуренцию;
3. Недобросовестная конкуренция;
НПП РК совместно с представителями бизнеса констатировали, что ситуация в сфере обеспечения справедливой конкуренции в Таможенном союзе требует неотложных мер. «Вследствие отсутствия справедливой конкуренции в Таможенном союзе мы начинаем выносить «трупы» предприятий из наших отраслей, которые не выдерживают такой несправедливой конкуренции, и полагаем, что эта ситуация требует неотложных мер как от Евразийской комиссии, так и от казахстанских уполномоченных органов», - отметил заместитель председателя правления НПП Рахим Ошакбаев.
Практически во всех отраслях в Таможенном союзе состояние дел с обеспечением справедливой конкуренции аховое, считает Ошакбаев.
По его словам, в сферах сельского хозяйства, авто и железнодорожных перевозок, потребительских товаров имеются явные признаки несправедливой конкуренции, и бизнес Казахстана ожидает того, что наднациональный орган сможет проводить относительно эффективную политику по обеспечению справедливой конкуренции.
В качестве примера он привел сферы молочной и мясной продукции. «В последние три года в Казахстане идет буквально экспансия поставок субсидированного дешевого мяса и молока. Если смотреть по замороженному мясу, то с 2011 по 2013 годы объем импорта белорусского мяса вырос в 4,5 раза и сейчас составляет около 6 тысяч тонн. Мы знаем, что белорусские предприятия, как правило, имеют государственную форму собственности, получают скрытое субсидирование, в том числе в виде невозвратных кредитов. Таким образом, субсидированные товары поступают на казахстанский рынок, что не дает возможности нашим производителям окупать те кредиты, которые они взяли для организации производств. Это и есть несправедливая конкуренция».
Также на совещании был обсужден раздел «Конкурентная политика» проекта Договора о создании Евразийского экономического союза.
В рамках обсуждения НПП РК в очередной раз выразила обеспокоенность громоздкой структурой проекта Договора и экстремально короткими сроками его рассмотрения сторонами, что негативно отразится на качестве такого основополагающего наднационального акта.
Нацпалата считает, что в проекте Договора о ЕЭС, подлежащего ратификации парламентами, необходимо предусмотреть только учредительные положения (институты, структура, функции Союза и его органов) и интеграционные положения (принципы и цели интеграции). Функциональные положения в части реализации целей и принципов могут быть приняты на другом уровне иерархии нормативных актов будущего Евразийского экономического союза.
НПП РК полагает, что в случае принятия проекта Договора о ЕЭС в редакции, предложенной Евразийской экономической комиссии, дальнейшее совершенствование интеграционных процессов в рамках ЕЭС замедлится.
Так, отраслевые вопросы, которые обладают большей динамикой и спецификой, можно предусмотреть на уровне других законодательных инструментов (на примере аналогичных инструментов ЕС), изменения и поправки в которые можно будет внести оперативно и в сравнительно короткие сроки.
Существует риск, что в процессе реализации норм Договора о ЕЭС странами-участниками, в том числе и предпринимательским сообществом, будут выявлены недоработки и упущения, которые, скорее всего, невозможно будет оперативно исправить из-за присутствия бюрократической составляющей правовой базы ЕЭС, что не будет отвечать реалиям современности.
В этой связи НПП РК предлагает рассмотреть вопрос о возможности разделения Договора на несколько частей, каждая из которых может быть принята по отдельности. Это позволит сохранить необходимую степень гибкости и динамизма правовой базы Евразийского экономического союза и обеспечить готовность к оперативным корректировкам в последующем.
Кроме того, участниками совещания были обсуждены неурегулированные вопросы раздела Договора в части координации экономической деятельности субъектов рынка, осуществляемых в рамках «вертикальных» соглашений, а также размеров штрафных санкций за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, налагаемых комиссией.
Стоит отметить, что изначально редакция Приложения №18 «Протокол о конкурентной политике» составляла более 170 пунктов. После проведения консультаций и совещаний количество пунктов сократилось до 70.
По итогам совещания участники заседания внесли следующие предложения по организации взаимодействия ЕЭК с бизнесом Казахстана:
- создать постоянно действующую рабочую группу по выявлению фактов недобросовестной конкуренции на трансграничных рынках ЕЭП с участием представителей ЕЭК, АЗК, НПП, ассоциаций бизнеса;
- принять к сведению проблемные вопросы, озвученные на совещании, с дальнейшей отработкой с Евразийской экономической комиссией;
- НПП РК с учетом мнения бизнес-сообщества выработать консолидированную позицию по разделу «Конкурентная политика» для направления в государственные органы.
С последней редакцией раздела «Конкурентная политика» можно ознакомиться здесь.
Оставьте комментарий:
Комментарии: