Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Чиновников от ЕЭК мнение казахстанского бизнеса не волнует

16 Сентября 2014
7670 просмотров

 

Казахстанское бизнес-сообщество негативно восприняло решение ЕЭК о создании в странах ЕАЭС единой системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности.

Возмущение отечественных предпринимателей, причем вполне обоснованное, стало поводом для обращения Национальной палаты предпринимателей РК к Первому заместителю Премьер-Министра Казахстана Бакытжану Сагинтаеву, в котором НПП просила реализовать право наложения вето на дальнейшее рассмотрение указанного вопроса. По их мнению, это решение ЕЭК не соответствует интересам Казахстана, причем в своем обращении НПП привела достаточно веские доводы и аргументы.

Инициатор введения системы маркировки - крупный российский бизнес ритейл, предполагают, что эта мера защитит рынок Таможенного союза от контрафактной и фальсифицированной продукции. По мнению разработчиков, одной из наиболее значимых отраслей стран Таможенного союза, страдающей из-за нелегально ввезенной и незаконно произведенной продукции, является отрасль легкой промышленности. Они ссылаются на оценки отраслевых экспертов, согласно которым объем рынка товаров легкой промышленности Таможенного союза оценивается в размере 41,8 млрд долларов США, из них доля продукции производителей Таможенного союза составляет лишь 30 процентов, легальный импорт - около 40 процентов. Тогда как неучтенный импорт, составляющий 30 процентов, фактически равен доле отечественного производства, говорят они.

Якобы введение идентификационной маркировки товаров, ввезенных на территорию или произведенных на территории Таможенного союза, позволит эффективно организовать контроль оборота товаров.

Но в Казахстане уже функционирует единая информационная система контроля качества, позволяющая населению, правоохранительным и ответственным органам выявить подлинность производства продукции, появление контрафактной и контрабандной продукции.

К тому же текстильная и легкая промышленность в стране представлена незначительным сектором экономики, который обеспечивает только 12 процентов внутреннего рынка и ближайшие годы не претендует на выход на рынок Единого экономического пространства.

Президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Республики Казахстан Любовь Худова считает, что к качеству продукции данная маркировка не имеет никакого отношения, напротив, данная мера, как и сертификация, не приведут к снижению потока контрабанды или повышению ее качества.

«Что касается контрабанды, то контроль за процессом перемещения возложен на таможенные органы. А это значит, что результат предопределен заранее. В результате мы получаем нагрузку на легального производителя и не более», - заключила она.

«Реальной помощью отрасли могли бы стать возведение барьеров для провоза товаров физическими лицами по весу в упрощенном порядке и создание испытательных лабораторий для контроля ввозимой продукции», - вносит предложения Любовь Худова.

Национальная палата предпринимателей провела ряд встреч с казахстанскими производителями и импортерами в целях выработки единой консолидированной позиции бизнеса о нецелесообразности внедрения данной системы.

Бизнес считает, что основным недостатком данной системы является ужесточение контроля в сфере розничной торговле и, как следствие, увеличении коррупции. Решение же проблемы  качества товаров, как минимум, сомнительно, при этом негативных моментов гораздо больше.

Как отметил директор Департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей Казахстана Алихан Мамбеталин, при разработке данной системы не проведены экономические исследования, а анализ регуляторного воздействия на бизнес вообще не проводился.

«Идея маркировки, в представленном виде, основана на теоретических предположениях о возможном увеличении поступлений в бюджет и снижении уровня контрафакта и до сих пор нигде в мировой практике не реализована. Более того, не просчитано ожидаемое снижение поступлений таможенных пошлин и налогов в бюджет в среднесрочном периоде за счет сокращения объемов импорта и уменьшения налогооблагаемой базы», - считает Алихан Мамбеталин.

Помимо этого, существующая в Таможенном союзе маркировка единым знаком достаточна и уже обеспечивает необходимый контроль. Дополнительная маркировка является дублирующим и избыточным требованием.

«Дублирующая маркировка обременительна как для бизнеса, так и для государства, поскольку предполагает контроль не только на границе, но и в процессе торговли, - говорит Алихан Мамбеталин. - Это приведет к нагрузке на бюджет, создаст новые коррупционные условия для чиновников, негативно повлияет на общую предпринимательскую активность».

Кроме дополнительных расходов, новая система спровоцирует появление новых бюрократических процедур, отчетности, увеличение штата, что приведет к удорожанию товаров для потребителя.

Как считают эксперты Национальной палаты предпринимателей, тотальная маркировка товаров приведет к проблемам при таможенной очистке, в частности, к увеличению сроков оформления и затратам импортеров на хранение товаров, так как маркировка должна будет проводиться на складах под таможенным контролем.

Все эти опасения и консолидированную позицию бизнеса  зампредправления НПП озвучил 15 августа текущего года в Москве на заседании Совета ЕЭК, но на позицию бизнеса даже не обращают внимания.

Если позиция казахстанского бизнеса не будет услышана международными чиновниками от ЕЭК, НПП готова обратиться с соответствующим обращением к Главе государства. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры