Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Программа форсированной индустриализации – бег на месте?

10 Сентября 2014
12020 просмотров

 

Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) реализуется уже 4 года. За это время государство инвестировало значительные средства в поддержку различных проектов. Но пока остается еще много вопросов относительно эффективности инициатив бизнеса и соотношения вложенных госсредств к конечному результату. 

Аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства Шолпан Сапаргали отвечает на главный вопрос: действительно ли, что сегодня ГПФИИР – это бег на месте?

В настоящее время отношение к ГПФИИР двоякое. Одни считают, что программа активно реализуется, другие эксперты не видят особых изменений. Так к чему мы все же пришли в процессе реализации программы?

- Учитывая, что программа фактически начала реализовываться всего 4 года назад, с 2009 года, то сегодня пока сложно утверждать, что будут достигнуты все намеченные конечные результаты и цели. Если посмотреть на мировую практику, то для полной индустриализации страны нужно около 20 лет, как это, к примеру, происходило в Южной Корее. То есть в полной мере за 4 года поставленные амбициозные цели были не достигнуты. К примеру, в ГПФИИР предполагалось, что реальный рост ВВП к 2014 году составит где–то 38,4% по отношению к 2008 году. В номинальном выражении это 26 триллионов тенге. По факту, по состоянию на 2012 год рост ВВП составлял порядка 22%. За оставшиеся полтора года до конца программы понятно, что поставленная высокая цель, скорее всего, не будет достигнута. То же самое и по росту валовой добавленной стоимости несырьевого сектора ВВП. Здесь предполагалось, что к 2015 году он составит не менее 39,5% к уровню 2008 года. По факту этот показатель раза в полтора ниже.

Но ведь по каким-то моментам есть положительная динамика?

- Есть показатели, которые показали динамику роста. Например, увеличение производительности в обрабатывающем секторе и в снижении энергоемкости производства. Здесь показатели были не просто достигнуты, но и перевыполнены. Давайте сразу поясню, что если к запланированному сроку не наблюдается достижения запланированных цифр, это не делает программу ГПФИИР бесполезной или не эффективной. И тем более нельзя утверждать, это прошедшие годы реализации программы - это был «бег на месте». Результаты были получены и для программы они очень неплохие.

Что, по-вашему, мешает программе еще более активно и эффективно реализовываться?

- Учитывая, что ГПФИИР разрабатывалась очень быстро, и в ее рамках были поставлены очень амбициозные цели, факторов, тормозящих ее реализацию, было немало. Ведь, к примеру, приходилось параллельно с реализацией программы прорабатывать всю законодательную и нормативную базы, приходилось, чтобы избегать прямого государственного финансирования, прорабатывать инструменты государственной поддержки и создавать условия для инвесторов. И все это происходило параллельно. Учитывая все эти факторы и саму структуру ГПФИИР, ее результаты достаточно неплохи. Посмотрите, сколько в программе, которая должна быть индустриальной и инновационной, проектов не индустриальных. Отмечу также, что половина объема финансирования ГПФИИР пошла не по промышленному сектору, не на инновационные проекты, а в проекты транспортной инфраструктуры. И в том числе были расходы поддерживающего характера, как, например, субсидии на авиаперевозки. Что касается транспортного сектора, то почти весь огромный проект «Западная Европа-Западный Китай» включен в ГПФИИР. И, соответственно, он не дает вклада непосредственно в рост обрабатывающей промышленности. Учитывая все перечисленное, нужно извлечь уроки для следующего периода реализации программы.

Шолпан Сапаргали

Как Вы считаете, что изменится в ближайшую пятилетку и в какую сторону?

- На сегодня разработан и утвержден на заседании правительства следующий этап программы - ГПФИИР-2. Недостатки реализации первого этапа программы были учтены, и теперь она сфокусирована на проектах промышленности и инновационном секторе. Во-первых, определены четкие приоритеты и будут поддерживаться только те секторы, которые в Казахстане имеют четкую траекторию для продвижения. Например, это нефтепереработка и переработка металлургии, потому что здесь у нас есть ресурсы и возможности. То есть акценты будут расставлены на отрасли, где однозначно есть спрос и ресурсы. Во-вторых, будут определены конкретные товарно-продуктовые группы, на производстве которых следует сфокусироваться. В-третьих, будет реализовываться новая кластерная политика. Кластеры будут трех видов: национальные, региональные и отраслевые. Четвертое направление – это инновационные кластеры на базе ПИТ «Алатау» и «Назарбаев Университет». База на этих объектах уже создана, и эти кластеры смогут заработать. В тоже время, некоторые инновационные или другие сектора не будут в приоритете. Это, к примеру, фармацевтика. В Казахстане нет большого спроса на продукцию этого сектора. Однако, если за развитие неприоритетной отрасли возьмется частный капитал и предложит какие-то прорывное проекты ее развития, то эти инициативы будут поддержаны. Для этого в ГПФИИР-2 заложены и деньги, и возможности, и инструменты. Но основной упор будет сделан на узкий круг отраслей, которые точно обеспечат добавленную стоимость и от которых будет быстрый и явный эффект.

По мнению специалистов, десятки и сотни объектов программы, откормочные площадки, цементные заводы, электроподстанции, лишь количественные добавки, не меняющие отношения к экспортно-сырьевой и импортной зависимости экономики Казахстана. По–вашему, они правы?

- Частично они правы. Как уже показал опыт реализации ГПФИИР -1, есть много проектов, которых не должно быть в этой программе. Например, туристические или проекты сельхозпереработки. Для них есть свои программы, в рамках которых они и будут реализовываться. С другой стороны, то, что некоторые проекты небольшие, не означает, что их не должно быть. Большое складывается из маленького. Должно быть много таких мелких проектов, потому что каждый проект – это дополнительные рабочие места, это налоги и свой, хоть и небольшой, вклад в рост экономики. Например, все сельское хозяйство состоит из сельхозформирований. Они все в совокупности дают ощутимый вклад в развитие отрасли.

Почему составляются и не осуществляются проекты нефтехимической и химической промышленности?

- Да. Это очевидный вопрос. При том, что Казахстан обладает богатыми нефтегазовыми ресурсами, было бы очевидным переход к обработке именно данных ресурсов. Такие проекты запланированы в ГПФИИР. В их числе, несколько НПЗ, нефтехимическая компания, заводы по переработке и производству нефтехимической продукции. Но здесь есть и свои сложности. Во-первых, это достаточно крупные проекты, требующие тщательной и длительной подготовки. Начиная с этапа инициации проекта, планирования, разработки проектно-строительной документации и проведения всех необходимых согласований. Кроме того, эти проекты имеют смешанное финансирование, которые требуется тщательно структурировать, определить и согласовать доли государственного участия и частного займа. Есть и другие сложности. Например, по проектам объединенной химической компании предполагалась привлечь займовое финансирование от Банка Развития Казахстана. Для БРК, в свою очередь, понадобилось финансирование из бюджета. И это все дополнительные процедуры, которые занимают время. И я сейчас рассказала только о нескольких факторах, которые влияют на сроки реализации проектов.

Повышение доли инновационной и высокотехнологичной продукции, несырьевых товаров и АПК в экспорте, обеспечение собственными стройматериалами и продовольственная независимость внутреннего рынка называются некоторыми экспертами как «неосуществимые задачи». По-Вашему, это действительно из области фантастики?

- Нет. Все вполне реально. Что касается проектов, которые не должны быть в ГПФИИР, то для них есть свои программы, и ГПФИИР не должна на них отвлекаться. Но что касается инновационного сектора, на который ГПФИИР собственно и направлен, и соответственно под который и создаются необходимые институты и инструменты, то они могут быть реализованы. Уже, к примеру, создан СЭЗ «Парк Инновационных технологий». Здесь уже создана вся инфраструктура и теперь остается наполнение - создание условий как для иностранных, так и внутренних инвесторов, удобная инвестиционная политика, меры господдержки. И все это вполне реализуемо.

Что касается коммерческих проектов, то есть такой нюанс, как ментальность. Даже по абсолютно коммерческим проектам частные предприниматели ожидают, что государство будет их финансировать напрямую. Но хотелось бы отметить, что если государство будет само финансировать, то дешевле проекты реализовать без частного предпринимателя, как бюджетные инвестиционные. Кроме того, государство не должно идти в коммерческие проекты. Это неправильно, потому что нарушается конкуренция на рынке и ослабляются предпринимательские инициативы. А бизнесмены должны уметь привлекать для своих проектов инвестиции, уметь заинтересовывать инвесторов, которым будет интересно и выгодно вкладывать в эти проекты. Государство в свою очередь должно создать условия, дать инструменты, которые будут помогать реализации проектов.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры