Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Официантов переквалифицируют в курьеров

11 Мая 2020
3822 просмотров

Как компании в РК стараются сохранить рабочие места.

Снижение фонда оплаты труда и реструктуризация закупок являются наиболее распространенными краткосрочными инструментами стабилизации. Об этом говорится в обзоре KPMG, посвященном влиянию COVID-19 на ключевые сектора экономики Казахстана.

Так, согласно исследованию, оптимизация структуры закупок наблюдалась у 48% респондентов. Компании сконцентрировались на закупках ключевых товаров и материалов и временно отложили приобретение второстепенной продукции. Около 67% компаний непродуктовой розничной торговли проводят реструктуризацию кредиторской задолженности путем согласования отсрочки платежей, переноса части объемов текущих поставок на будущее, переноса сроков поставок. Оптимизацию логистической цепочки отметили представители крупной продовольственной розничной торговли – переход к поиску нескольких местных альтернативных поставщиков и формированию микроцепочек поставок.

70% всех опрошенных компаний сократили административные расходы, в том числе командировочные, консультационные, маркетинговые, расходы на обучение и расходы на оплату труда (около 53% компаний-респондентов). Участники рынка пересматривают системы вознаграждений (в сторону увеличения переменной части), снижают оплату труда сотрудникам на удаленном режиме, переводят часть сотрудников в оплачиваемые отпуска и отпуска без содержания. Меры по сокращению расходов на оплату труда в большей степени коснулись авиационного, финансового секторов и розничной торговли. Некоторые компании ведут активные переговоры с арендодателями и добиваются одно-двухмесячных арендных каникул или снижения арендной платы на время карантина. Аэропорты закрывают часть зданий на консервацию для сокращения коммунальных расходов.
 




Оптимизация расходов на оплату труда в период COVID-19 характерна для компаний в авиационном, финансовом секторах и розничной торговле.

Меры оптимизации расходов на оплату труда преимущественно включали перевод сотрудников в оплачиваемые отпуска и отпуска без содержания и оптимизацию размера оплаты труда в соответствии с сокращением рабочего времени. Данные оптимизационные меры преимущественно затронули компании в авиационном, финансовом, горнодобывающем секторах, а также в секторе розничной торговли. Некоторые участники опроса применяют метод перераспределения сотрудников в более приоритетные функции с сохранением рабочих мест. Например, в телекоммуникационной отрасли работников отдела продаж переводят в отделения call-центров, в ресторанах официантов переквалифицируют в курьеров.

Производственно-диспетчерские службы аэропортов и экипажи воздушных судов авиационного сектора были отправлены в оплачиваемые отпуска и отпуска без содержания при отсутствии накопленных отпускных дней. Также была осуществлена оптимизация ФОТ вследствии сокращения рабочего времени.

В розничной торговле применили сокращение заработной платы в пропорции с сокращением рабочего времени, а также перевели в отпуска незадействованные функции. В непродуктовой розничной торговле отмечают снижение бонусов в окладах сотрудников отдела продаж, которые привязаны к плану продаж.

Большинство банков осуществило сокращение размера оплаты труда в пропорции с сокращением рабочего дня в пределах 25%. Некоторые участники отмечают, что сокращение было произведено в соответствии с градацией позиции в наибольшей пропорции для высшего руководства. Лишь несколько респондентов отметили возможность сокращения сотрудников вспомогательных функций.

В горнодобывающей промышленности наблюдались незначительные сокращения заработной платы и переводы в отпуска части персонала.

Многие компании впервые осуществили массовый переход на удаленный режим С вводом карантина все компании осуществили полный или частичный переход на удаленный режим работы (преимущественно для административного персонала). Производственный персонал продолжил работу на объектах. Участники отмечают трудности с отслеживанием продуктивности труда вследствие отсутствия эффективных инструментов контроля. Компании, которые оказались не готовы к переходу на удаленный режим, в срочном порядке организовали закуп необходимой техники. Некоторые респонденты заметили, что в будущем планируют исследовать целесообразность постоянного перехода на дистанционный режим для ряда функций компании, оптимизировав расходы на аренду. В целом, при переходе на удаленный режим, IT подразделения и IT инфраструктура компаний не испытывали существенных нагрузок. Некоторые компании проводили обучающие семинары по эффективной работе в удаленном режиме и информационной

Пересмотр инвестиционных проектов осуществляется практически во всех отраслях

54% опрошенных компаний приостановили или отложили планируемые инвестиционные проекты. В аэропортах среди текущих остались только проекты по восстановлению инфраструктуры, которую было сложно восстановить ранее ввиду интенсивности потока. 66% компаний в секторе непродовольственной розничной торговли заморозили планы по расширению, остальные будут реализовывать проекты в рамках сниженного бюджета и эконом-формата. Компании горнодобывающего сектора приостановили капиталоемкие проекты и пересматривают текущий план капитальных затрат. Практически все банки приостановили или перенесли на следующий год реализацию крупных проектов. Сельскохозяйственные предприятия также временно приостановили крупные проекты, так как испытывают трудности в финансировании и спад выручки. Компании в сфере недвижимости, управляющие торгово-развлекательными центрами, полностью приостановили планы по расширению до восстановления индустрии. Телекоммуникационные компании, напротив, сообщают о необходимости модернизации инфраструктуры ввиду загруженности сетей.

На основе исследования KPMG


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры