Динмухамед Абсаттаров: бизнес готов работать «в белую», но…
Вопросы автоматизации и обеления МСБ в своей еженедельном аналитическом обзоре рассмотрел Динмухамед Абсаттаров.
В период с 14 января по 22 февраля 2019 г. НПП РК «Атамекен», совместно с АО «Республиканский центр помощи предпринимателям» (РЦПП), организовала общереспубликанские выездные конференции в регионах РК под эгидой «О налогах простым языком: Налоги 2019».
Основная цель заключалась в разъяснении населению и бизнесу законодательные нюансы в сфере налогообложения, рынка труда, новые нормативные изменения предпринимательской деятельности. Дали предпринимателям формулы расчетов социальных и пенсионных отчислений, ИПН, проинформировали об ЕСП, ЭСФ, виртуальном складе. Разъясняли об объявленной налоговой амнистии и также привилегиях для электронной торговли.
Конференции состоялись во всех областных центрах Казахстана, а также крупных городах-спутниках. Всего было охвачено 25 городов. Общее число предпринимателей, принявших участие на выездных мероприятиях, превысило 6 тыс. человек.
В целом, результаты показали полезность подобных проактивных инициатив, направленных на равный диалог с бизнесом, именно с малым бизнесом, взаимный обмен мнениями и разъяснение норм законодательства в доступной форме. Практика показывает, что с представителями малого бизнеса нужно разговаривать на простом языке, без высокопарных словосочетаний, терминов концепции и непонятных законодательных проволочек.
Я бы хотел в этом посте отойти от детализации, от точных цифр, разъяснения и сравнения налоговых и других новелл, а остановиться на отдельных базовых тенденциях, которые, я полагаю, необходимо осветить.
1. Интерес к конференциям со стороны населения и предпринимательского сообщества очень высокий. Аудитория активно задавала вопросы, интересовалась нововведениями в части правильного ведения бизнеса, заполнения различных отчетов, трудовых взаимоотношений. Это говорит о том, что бизнес в регионах очень активный и открытый, им не безразличны нормативные изменения.
Они готовы идти на диалог, и стереотипное мнение о том, что малый- и микробизнес закрывается от взаимодействий, не намерены работать «в чистую» и др. подобные тезисы не в полной мере оправданы. Другой вопрос – как мы планируем идти к этому и что даем им взамен в качестве «пряников». Зачастую, предлагаемые государством инструменты, нужно прямо сказать, предусматривают «совковый» метод, без всестороннего учета интересов МСБ и текущую ситуацию в данной сфере.
В последнее время практически каждый день мы слышим призывы о необходимости внедрения элементов цифровизации. При этом, если посмотреть условия «оцифровки» бизнеса, то становится ясно, почему попытки обеления не приносят желаемого эффекта. И отсюда вытекает следующий пункт.
2. Если детально разобраться, то предлагаемые новые подходы по выводу бизнеса из «тени», в большей степени, не выгодны для субъектов. Как пример можно назвать сравнительно высокие ставки банков по обработке безналичных платежей или т.н. «interchange fee», которая в среднем составляет 1,5-3%. И если взять калькулятор и посчитать комиссии МСБ, то к упрощенной налоговой ставке в 3% от оборота прибавляется еще и указанные проценты межбанковского обмена. И это, без учета стоимости «железа». При этом средняя стоимость POS-терминалов на рынке стоит в районе 100 тыс. тенге и выше. Не считая покупку кассовых аппаратов и ERP! Да, налоговым законодательством предусмотрены инструменты возмещения части затрат предпринимателей на данные цели, но они не существенны. Отсутствует норма по сервисной поддержке аппаратов.
Здесь все становится очевидным, почему и односторонние инструменты со стороны государства или фискальных органов не жизнеспособны.
Если в добавок к «упрощенке» предприниматель будет платить еще банковский процент, то его налоговая нагрузка увеличится в двое. Отсюда и выясняются причины основных трех аспектов, по которым МСБ не желает переходить на безнал: это высокая стоимость комиссии БВУ, дороговизна оборудований и необходимость раскрытия действительного оборота.
3. Органы учета сейчас уже требуют трехкомпонентной системы, состоящей из POS-терминалов, онлайн кассовых аппаратов и ERP оборудования. Да, это правильный тренд. Здесь хотелось бы в пример взять отрасль торговли, так как это один из самых больших сегментов в экономике и социальном обеспечении населения.
Как я раньше отмечал, и отдельные эксперты меня в этом поддержали в том, что торговые рынки раньше были и сейчас остаются т.н. «свободными гаванями» для ведения собственного бизнеса и постоянного дохода казахстанских семей. Вопрос не заключался в тотальном контроле и взимании налогов с торговцев на базарах. Рынки обеспечивали и продолжают обеспечивать занятостью большой слой населения. Цифры говорят сами за себя. В торговле заняты 16% из всего трудоспособного населения. Это значит, что каждый шестой трудоактивный гражданин кормит семью, зарабатывая на торговле.
Но, чисто административными мерами или однобоким требованием поголовно провести цифровизацию, без учета интересов бизнеса, по крайней мере, будут малоэффективными. Нужны реальные стимулы для проведения цивилизации базаров, а не простые угрозы со ссылкой на законы и государство.
4. Новые требования по обязательному предоставлению электронных счетов фактур всеми плательщиками НДС, реализаторами импортированных товаров, отмена патента для субъектов в форме ИП торгового бизнеса и многие другие скороспешные обязательства, наложенные КГД очень оперативно, также подвергается всесторонней критике со стороны бизнеса. Соответственно, МСБ будет искать более изощренные пути обхода всех этих требований и, как показывает практика, ему это удается. Надо в открытом режиме прорабатывать и согласовывать с ассоциациями подобные нормы.
5. На сегодняшний день существуют ряд альтернативных между собой систем – мобильные POS-терминалы, пользовательские мобильные платежные приложения (например, Pay Per Koll) или сторонние опции, такие как Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay. И они стоят сравнительно дешевле традиционных терминалов безналичной оплаты. Законодательством их использование не запрещено. Так почему же их не популяризировать.
Примером эффективности служит программа Astra Bus, которая всего за несколько месяцев снизила теневой оборот в сфере общественного транспорта г.Астаны на 95%. При этом переход на «карточный проезд» или сканирование QR-кодов в общественном транспорте через мобильные телефоны не потребовало финансовых расходов у населения.
6. В Казахстане порядка 747 тыс. ИП. По результатам исследования Форума предпринимателей Казахстана, официально на 1 ИП зарегистрирован 1 наемный сотрудник. Однако в реальности на 1 ИП приходится 3-4 занятых, т.е. скрытая самозанятость порождает также проблему социальной уязвимости населения.
По оценке Форума, реальная экономика в розничной торговле в 2017 г. составила более 15 трлн. тг., не учитывая услуги (8,8 трлн. тг. по данным КС МНЭ РК), из которых только 4 трлн. декларируются (КГД). Из этого простой вывод, нам не надо искать новые инструменты повышения доли МСБ в экономике. Их доля, если считать вместе с неофициальной частью, уже составляет весомый процент, нежели официальная цифра в 27% от ВВП.
В заключение хочу «в двух словах» резюмировать все изложенное выше: нужно подходить к вопросам цифровизации и «обеления» малого бизнеса очень взвешенно и учитывать запросы предпринимательского сообщества. Там кроется большой потенциал для роста. Но надо четко понимать главные цели во всех подобных кампаниях:
во-первых, нужно целенаправленно «step-by-step» работать с бизнесом и максимально доводить о важности работать «в белую» и оплачивать все причитающиеся платежи. Что государство не может обособленно развиваться, а малый и микробизнес сами по себе. Они являются весомой частью общества, и государственная экономическая и социальная политика их касается непосредственно. В этом отношении все стороны должны работать обоюдовыгодно;
во-вторых, наверное, сначала нужно понять, какой сегмент бизнеса мы хотим оцифровать и «обелить», и какой результат в итоге хотим получить. КС МНЭ дает одни данные, КГД МФ другие, экспертное сообщество вообще отличные от указанных госорганов. В настоящее время, руководством страны основное внимание ставиться на социальное обеспечение и рост МСБ в регионах, административные меры по «изменению правил игры» должны быть взвешенными и целенаправленными.
в-третьих, насколько бизнес готов ко всему этому, есть ли у них возможность выполнить предписания фискальных органов и к чему они придут в последующем. Конечно же МСБ волнует вопрос, что же будет дальше, не станет ли так, что в начале государство заманчиво всех оцифровало, а потом начнет давить адм. и другими путями, лишь бы вытрясти как можно больше налогов у МСБ.
На эти вопросы надо отвечать открыто, какая цель стоит за каждой инициативой и не ударит ли это по интересам предпринимателей сейчас и в перспективе.
Оставьте комментарий:
Комментарии: