Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Динмухамед Абсаттаров: «modern trade» может не полностью, но все же вытеснит традиционные рынки

18 Февраля 2019
8297 просмотров

Старый добрый торговый рынок. Почему рынки до сих пор остаются одним из главных видов торговых объектов?  

Согласно казахстанскому законодательству все торговые объекты можно поделить на стационарные (здания, капитальные строения), нестационарные (киоски, павильоны и прочее), и торговые рынки.  

В прошлом году «Атамекен» провел детальную паспортизацию всех рынков в стране. Надо заметить, что итоговые цифры получились, близки к официальной статистике. Результат такой: всего по республике насчитывается 787 рынков, из которых функционирующих – 699, не функционирующих – 71, перерегистрированных в торговые дома – 17.

Общая площадь 699-и рынков составила 8 225 923 м2, при этом торговая площадь равна 4 379 788 м2, а количество торговых мест 152 026. Среднегодовой оборот товаров составил 1 052 млрд. тг.

Экономика рынков является прямым барометром социально-экономической ситуации в стране. По официальным данным, товарооборот на рынках РК всего за один год с 2017 года по 2018  увеличился на 400 млрд. тенге. При этом доходы населения особо не растут, если даже не проседают из-за инфляции, ослабления курса нацвалюты и тому подобных вещей. Отсюда вывод – в трудной экономической обстановке наблюдается переток покупателей со средне- и крупноформатных торговых домов и ТРЦ на базары.

Но это обманчивое ощущение потребителей! На базаре цены зачастую не ниже, чем сетевом ритейле. Сегодня от современной розницы исходит достаточно много предложений, как в ценовом диапазоне, так и по качеству. Это касается и продуктовой линейки, и непродовольственного сегмента. Food-retail предлагает потребителям широкий ассортимент качественной и доступной по цене продукции. При этом различные административные меры по регулированию базаров малоэффективны, так как переход в современные форматы – это неизбежный тренд и доказательством этому являются бизнес-модели ТД и ТРЦ в занятии средних ценовых диапазонов и привлечении покупательского потока у открытых рынков. На сегодня разница в цене большинства товаров незначительная или отсутствует.

Двигаемся дальше. Согласно паспортизации, из функционирующих 699 рынков, 660 являются частными и 39 коммунальными. Число занятых на рынках составило 239 977 человек, из которых 76 013 – собственники бутиков (ИП), 151 255 – наемные продавцы, 3 185 – грузчики, 9 524 – прочие работники (в том числе администрации рынков). И это не просто голые цифры, смотрим «изнутри». Для почти 70% торгующих, рынки являются постоянным рабочим местом на протяжении длительного периода времени, и для 50% из них – места на рынках являются собственным бизнесом.

Из приведенных данных можно увидеть, что торговля играет большую роль не только в экономике, но и социальном плане. Для многих торговые рынки олицетворяют пережитки тяжелых времен «зари независимости», в то же время для других – источник стабильного заработка. Но 21 век – век технологий и современных форматов торговли.

По данным исследований Euromonitor и McKinsey&Company, доля современной розницы в Казахстане сегодня составляет всего 23% от общего объема (в прошлом году было 17%), в то время как, например, в Турции – 40%, России и Китае по 66%, а в наиболее развитых странах, например, США – 85%. Мы неизбежно идем к тому, что современные форматы сменят неэффективные площади базаров. Вопрос в том, как скоро это будет и как к этому придем. Со временем, так называемый «modern trade» может не полностью, но все же вытеснит традиционные рынки. Однако проникновение таких форматов как дискаунтеры, food и nonfood retail и других, весьма замедлено и не предпринимаются никакие шаги для ускорения этого процесса. Пока мы наблюдаем только административные методы – «снести контейнеры, облагородить места и т.д.», и нет никакого стимулирования.

Важно отметить, какие вопросы волнуют больше всего продавцов и покупателей на рынках. Около половины торгующих не устраивает обеспеченность парковочными местами и порядка 67% покупателей. Примерно 57% посетителей рынков указали на низкое качество товаров и порядка 44% населения не находят нужный товар на рынках. При этом такие актуальные вопросы, как санитарное состояние рынков, возможность безналичной оплаты и состояние антипожарной безопасности, волнуют население меньше всего.

Да, наверное, Правительство приняло верное решение о необходимости модернизации торговых рынков. Но возникает вопрос – как проводить эту модернизацию, на что ориентироваться и что это даст? Согласно проведенной «Атамекеном» паспортизации сегодня еще 110 рынков нуждаются в модернизации, и потребность в финансовых средствах составляет порядка 85 млрд. тенге.

К сожалению, торговля до сих пор не относится к приоритетным видам деятельности, и на нее не распространяются меры государственной поддержки. При этом торговля занимает значимое место в экономике страны, это 15-18% ВВП, а доля занятых в торговле составляет 1,3 млн человек, или 16% от всего занятого населения. Цифры весьма внушительные, поэтому пора принимать и соответствующие меры по развитию торговли.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры