Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Приемы против лома: Дорожная карта против коррупции приносит плоды

17 Мая 2018
1554 просмотров

Напомним, в ходе первого Республиканского форума по вопросам противодействия коррупции 5 декабря 2016 года была подписана Дорожная карта по реализации Соглашения о сотрудничестве между Агентством РК по делам государственной службы и противодействию коррупции и НПП РК «Атамекен». В рамках Дорожной карты проведен анализ коррупционных рисков в 16 сферах деятельности, волнующих предпринимателей. В ходе анализа данных было сделано 800 рекомендаций государственным органам по устранению коррупционных рисков.

По результатам работы можно назвать ТОП-5 причин, которые содействуют коррупции.

  1. Нормы правовых актов допускают возможность содействия должностными лицами в уклонении от исполнения обязательств;
  2. несовершенство законодательства, позволяющее должностным лицам возможность предоставления непредусмотренных преимуществ;
  3. отсутствие правовой регламентации тех или иных общественных отношений (правовой пробел);
  4. необходимость автоматизации либо совершенствования процессов;
  5. отсутствие прозрачности в деятельности госорганов. 

Исходя из анализа, можно выделить 8 основных направлений, в которых были приняты или рассматриваются рекомендации «Атамекена» и АДГСиПК – госзакупки, сельское хозяйство, налоговое администрирование, Строительство, архитектура и градостроительство, налоговое администрирование, здравоохранение, транспортный контроль, земельные отношения, пожарная безопасность, энергетика.

 

Госзакупки

Анализ показал, что в этой области необходимо создание правовой основы для функционирования централизованной службы госзакупок. Рекомендации «Атамекена» и АДГСиПК нашли отражение в Законе, который предусматривает кардинальные изменения системы государственного регулирования в сфере госзакупок. Проект  учитывает  создание центральной службы. Она будет аккумулировать основные закупки на всех уровнях бюджета, за исключением местного самоуправления.

Новый законопроект сократил основания осуществления госзакупок способом из одного источника по несостоявшимся закупкам. И путем прямого заключения договора. Для национальных управляющих холдингов, кроме фонда «Самрук-Казына», национальных холдингов и национальных компаний, предложено установить единый подход и принципы проведения закупок.

 

Сельское хозяйство

Сегодня, в сфере сельского хозяйства имеется высокая степень риска конфликта интересов при распределении бюджетных средств. В рамках Дорожной карты установлены системные административные барьеры при оформлении кредитов через Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства. Такая мера связана с «непостоянством» перечня необходимых документов.

МСХ РК исполнило ряд рекомендация Дорожной карты. В пилотном режиме был автоматизирован процесс выдачи субсидий на минеральные удобрения, сроки выдачи сокращены с 5 до 3 дней. Основной плюс проекта - решение о выплате либо невыплате субсидий принимается информационной системой без участия человека.

Изменения коснулись и зерновые культуры. Был исключен погектарный порядок субсидирования с переходом на кредитование конечной продукции.

На электронный формат переводятся услуги по выдаче разрешения на перемещение мясной продукции. Для удобства предпринимателей, заявки на субсидирование развития племенного животноводства можно подать в электронном виде.

Разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса», предусматривающий устранение устаревших, коррупциогенных и неэффективных норм.

 

Налоговое администрирование

Анализ показал нестабильность налогового законодательства. В кодекс от 2008 года внесено более 140 изменений и дополнений. Стоит отметить, что за 3 года формы налоговой отчетности и правила их составления подвергались изменениям 5 раз. Это ведет к нарушениям требований законодательства. К примеру, несвоевременно снимаются ограничения, наложенные на имущество. У предпринимателей не остается выхода, и они вынуждены неформально решать вопросы. Одной из новелл нового Налогового кодекса стала норма, ограничивающая внесение изменений и дополнений не более 1 раза в год. При этом неясности будут толковаться в пользу налогоплательщика.

В МФ РК направлены рекомендации по снижению количества проверок для добросовестных бизнесменов. Это мера облегчит нагрузку на предпринимательство и будет стимулировать к добровольному исполнению своих налоговых обязательств, в результате чего будет обеспечено своевременное поступление средств в бюджет.

 

Строительство, архитектура и градостроительство

Анализ показал, что в сфере строительства преобладают уголовные дела в отношении руководящих должностей. Определены самые распространенные преступления:

  1. подписание фиктивных актов выполненных работ;
  2. согласование проектов субъектов МСБ либо регистрация актов приемки жилых домов в эксплуатацию за взятки;
  3. не привлечение к административной ответственности и общее покровительство;
  4. хищение бюджетных средств, выделенных для строительства социальных объектов.

Направленные в уполномоченный орган рекомендации по борьбе с коррупцией сегодня уже работают. В подзаконных актах установлены требования о наличии аттестованных экспертов в штате экспертных организаций в строительной сфере. НПП инициированы поправки в КоАП по установлению конкретных сумм штрафов и исключению дискреционных норм.

 

Здравоохранение

При изучении коррупционной составляющей в медицинской сфере выявлены факты необоснованного назначения медицинскими работниками определенных лекарств. Зачастую это происходит из-за сговора с поставщиками препаратов и аптеками. Выявленные проблемы направлены в Министерство здравоохранения, которое разработало законопроект, предусматривающий введение государственного регулирования цен на все лекарственные средства. Чтобы осуществить цель, в Казахстане введут  европейскую систему инспектирования производителей лекарств (раз в 3 года вместо проверки только при регистрации). Будут  установлены четкие лимиты наценок. Для оптового звена – от 20 до 10%, для розничного – от 50 до 10% .

Переход к электронным закупкам лекарственных средств и мед. изделий обеспечит повышение прозрачности и открытости процесса, исключение контакта с потенциальными поставщиками, упрощение процедур и снижение административных барьеров.

Утверждены новые Правила выбора поставщика услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, где предусмотрено включение в конкурсную комиссию представителей НПО.

Приняты Правила закупа услуг у субъектов здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования. Документ на 22% сократил формы отчетной документации, на 30% – формы первичной медицинской документации. Проводится работа по автоматизации государственных услуг, оказываемых Минздравом (из 39 госуслуг 22 уже автоматизированы).

 

Транспортный контроль

Коррупционные риски в сфере обоснованы не регламентированным поведением сотрудников транспортной инспекции с водителями. Также не стабильная работа специальной автоматизированной измерительной системы (САИС). Внесенные после анализа рекомендации нашли свое отражение в рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта». В данный момент ведется работа по устранению перебоев в работе САИС и инициирован законопроект по вопросам транспорта.

 

Земельные отношения

В ходе анализа выявлено несколько системных причин, способствующих незаконному предоставлению прав на земельные участки. Еще одной сферой коррупционных рисков стали земельные отношения. Изучено более 120 регламентов государственных услуг, установлены многочисленные противоречия, и расхождения в части результатов оказания государственных услуг, отказов, критериев отказа. Уязвимыми, например, являются слабый государственный контроль за законностью принимаемых местными исполнительными органами решений, дискреционные полномочия у должностных лиц, в виду отсутствия исчерпывающего списка документов.

Для устранения коррупционных рисков проводят работу по нескольким направлениям:

  1. В 2018 году планируется переход на автоматизированный формат получения госуслуг по изготовлению и выдаче актов на право частной собственности на земельный участок, постоянного и временного землепользования. Пилотный проект стартовал в Актюбинской, Жамбылской, Северо-Казахстанской областях и Астане.
  2. разработан законопроект с прозрачными процедурами выделения земель сельскохозяйственного назначения
  3. ведется работа по созданию единой системы градостроительного кадастра
  4. планируется автоматизировать госуслуги по выдаче актов на земельный участок

 

Пожарная безопасность

Охраняемым объектом выступает безопасность граждан страны. Органы по чрезвычайным ситуациям наделены беспрецедентными полномочиями по проведению контрольных мероприятий. Каждая функция – разрешительные действия. Главная проблема – слабая проработанность нормативных актов, регламентирующих процедуру проведения проверок в области пожарной безопасности. В сфере пожарной безопасности установлены исчерпывающие основания для проведения выборочных проверок, постановки на учет и снятия с учета объектов в области гражданской обороны.

 

Энергетика

В частный сектор передано оказание услуг обеспечение электроэнергией, водоснабжение и теплоснабжение. Эти услуги, имея монопольный характер, оказываются определенными субъектами. Однако недостаточно регламентирован процесс организации этой деятельности. Сложная процедура получения технических условий и иных документов для подключения к услугам в сфере энергетики, создает административные барьеры и условия для совершения коррупционных проявлений при принятии решений.

В практике имеются факты истребования излишних и необоснованных документов. В прошлом году только в Карагандинской области 20% (88) отказано в предоставлении услуги. Основная причина - отсутствие необходимых мощностей. Также монополистами начисляются несоразмерно высокие штрафные санкции в период отсутствия приборов и пломб. Опираясь на опыт передовых стран, где основные реформы в сфере энергетики связаны с модернизацией и усовершенствованием процесса подключения к сетям, исключению платежей за подключение и создание сервиса «одного окна», «Атамекен» и АДГСиПК предложили рассмотреть вопрос о создании Единых центров обслуживания в сфере энергетики. И ввести соответствующую ответственность должностных лиц субъектов естественных монополий.

 

Плодотворное сотрудничество

Итоги проделанной работы в рамках Дорожной карты свидетельствуют о положительном результате сотрудничества Агентства и Национальной палаты предпринимателей. 28 февраля 2018 года проведен 2-ой Республиканский форум предпринимателей по вопросам противодействия коррупции. Где была утверждена Дорожная карта на 2018 года, в которой затронуты вопросы:

  1. проведение анализа контрольных функций (в сферах сельского хозяйства, строительства, архитектуры и градостроительства, регулирования естественных монополий и защиты конкуренции, техрегулирования, экологии), анализа регуляторных инструментов в этих сферах, инвентаризации нормативных правовых решений маслихатов;
  2.  усиление ответственности должностных лиц;
  3. совершенствование мер противодействия коррупции;
  4.  цифровизация, оптимизация государственных услуг

По остальным сферам, прошедшим анализ коррупционных рисков разработаны и реализуются планы по исключению либо минимизации выявленных коррупционных рисков.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры