Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Проект «Бастау Бизнес»: оправдались ли вложенные деньги?

28 Декабря 2017
16318 просмотров

В 2017 году Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» запустила уникальный проект - «Бастау Бизнес». Его особенность в том, что любой безработный или самозанятый житель сельской местности мог обучиться азам предпринимательства, получить льготный кредит на открытие своего дела 

На протяжении года участие в проекте приняли 15 000 человек, из них свыше трех тысяч стали полноправными бизнесменами. Давайте узнаем, чем сегодня занимаются вчерашние безработные и домохозяйки.

От пельменей до умных роботов

Побаловать вкусной едой своих родных и близких – истинное хобби Айжан Куановой из города Ерейментау Акмолинской области. Поэтому, когда она узнала о возможности заняться бизнесом, решила не упускать шанс и реализовать себя в том, что умеет делать лучше всего. Женщина поставила цель: обучиться и открыть пельменный цех. Прошла тесты, на протяжении месяца исправно посещала занятия, после чего успешно защитила бизнес-план и обратилась за кредитом.  

«Конечно, на старте были трудности по сбору документов для получения кредита. Но и здесь «Атамекен» очень мне помог. Деньги получила, теперь буду работать на себя. Нацпалата до сих пор помогает, консультирует по всем вопросам. Я очень люблю готовить, к этому лежит душа, поэтому планирую дальше расти и развиваться», - отметила предпринимательница.

19-летний Артур  Озеров из Зеленовского района Западно-Казахстанской области, также обучался по проекту «Бастау Бизнес». В свое время его родители купили домой специальное оборудование для чистки ковров. Недолго думая, парень решил превратить занятие в источник дохода. Открыл на селе минимойку для автомобилей. На курсах получил дополнительные знания и теперь вынашивает идею открыть при автомойке общественную баню. На эти цели уже получил 3 миллиона тенге, всего под 6% годовых.

Молодой предприниматель Амантай Измагамбетов из Актюбинской области вот уже два года занимается гостиничным бизнесом. По проекту «Бастау Бизнес» мужчина обучился маркетинговым стратегиями и навыкам успешных продаж. По итогам, защитил свой проект перед комиссией, получил льготное кредитование на ближайшие пять лет. Сейчас ведет ремонт, расширение и обустройство гостиницы. Все ради клиентов.     

 

Саодат Каримова из Шымкента стала участницей конкурса инновационных проектов и выиграла грант в размере трех миллионов тенге. Девушка готовится к открытию образовательного центра по сборке смарт-роботов.

«Обучившись по «Бастау Бизнес» я знаю, как запустить свой бизнес с нуля, знаю все юридические тонкости по открытию проекта. С разработкой бизнес-плана и сбором документации для участия в конкурсе мне помогли эксперты Палаты предпринимателей ЮКО. На грантовые деньги хочу купить компьютеры, столы, электронные компоненты и микросхемы.  Сейчас веду переговоры с поставщиком оборудования, техники, компьютеров и 3D-принтеров», - отмечает девушка.

И все же большинство открытых на селе проектов (примерно 80%) реализуются в сфере АПК – животноводства и растениеводства. Жетпис Намазбеков из Илийского района Алматинской области после обучения взял кредит на обустройство собственной мини-фермы.  

«Я очень обрадовался, когда узнал о проекте в поддержку начинающих предпринимателей. Это большой шанс, чтобы начать или расширить свой бизнес. Обучение прошло на одном дыхании. Теорию закрепляли практическими навыками. Выезжали на хозяйства и предприятия, знакомились с предпринимателями, обменивались мнениями. Раньше у меня в сарае было всего две коровы, то теперь стало больше десяти. Век живи - век учись», - отмечает Жетпис Намазбеков.

А что в сухом остатке?

Проект «Бастау Бизнес» имеет несомненную финансовую и социальную выгоду. Во-первых, это возможность самостоятельного заработка для вчерашних безработных, а также шанс расширить дело для тех, кто только встал на путь предпринимательства. Во-вторых, каждый из проектов создает в среднем от 1 до 4 рабочих мест. Сами проекты разрабатываются, исходя из потребностей конкретного региона, а также собственных маркетинговых исследований бизнес-тренеров. К примеру, никто не порекомендует участнику открывать второй продуктовый магазин, если аналогичный по соседству не приносит дивидендов.

Участниками проекта стали жители самых разных возрастных категорий: молодежь – 27,7%, от 30 до 49 лет – 51,2% и от 50 – 57 лет – 16,5%. Естественно, молодежь – 27,7% - являются представителями данной возрастной категории от 17 до 29 лет. Что касается гендерного разделения, то 41,4% обучившихся в проекте составляют женщины, 58,6% представители сильного пола.

В 2018 году проект будет продолжен. Уже известно, что он пройдет в 160 районах страны. Для этих целей подготовлен пул из 80 бизнес-тренеров. Как обещают в «Атамекене» процесс обучения будет усовершенствован, в частности, будут максимально учитываться региональные особенности ведения бизнеса. Требования к самим тренерам также будут предъявляться на порядок выше, ведь в планах не только обучать азам бизнеса, но и новым технологиям и методикам его ведения.

Где обучали?

Проект «Бастау Бизнес» был реализован в 14 областях, в 80 районах. В течение 2017 года с апреля по ноябрь слушатели обучились в 6 потоков.  Набор на курсы осуществлялся ежемесячно. В 2017 году стояла задача обучить 15000 сельских жителей и открыть 3000 новых субъектов бизнеса. На сегодняшний день цели  достигнуты на 100%. По итогам шести потоков разработали и защитили свои проекты перед областной комиссией 8285 участника из 15000, что составляет 56 % от общего числа обученных. Из них 3314 – открыли либо расширили бизнес. С 2018 по 2021 годы «Атамекен» намерен увеличить показатели вдвое: обучить  30 000 человек, обеспечить запуск новых бизнес-проектов в количестве 6000.

Все для того, чтобы обеспечить достижение главной цели – увеличить количество малых и средних предпринимателей и их вклад в экономику Казахстана.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры