Минобороны РК «вынуждает» бесплатно кормить военнослужащих
Предприниматели пострадали от халатности сотрудников министерства
Суть проблемы в том, что в 2016 году между частной компанией и Министерством обороны РК был заключен договор по организации питания военнослужащих одной из войсковых частей со сроком действия до 31 декабря 2016 года. Во второй половине декабря этого же года с этой компанией был заключен дополнительный договор на организацию питания еще на два месяца - январь и февраль уже 2017 года. Соглашения были письменно закреплены 29 декабря 2016 года.
В результате, компания взятые на себя обязательства выполнила в полном объеме, однако своих денег не увидела. Минобороны заявило, что оплачивать оказанные услуги не будет, так как дополнительный договор не зарегистрирован в органах казначейства и, следовательно, не вступил в силу.
Предприниматель попал в тупик: формально все правильно. Однако, у поставщика услуг нет даже возможности самостоятельно зарегистрировать договор. Ведь именно заказчик, в данном случае министерство, обязано было предоставить дополнительный договор на регистрацию в органы казначейства и в случае отказа уведомить предпринимателя.
Неоднократные обращения в министерство с просьбой решить этот вопрос не нашли ответа. Странно то, что в своих «отписках» госорган вину признает, сообщив что виновные наказаны, однако подписывать акты и оплачивать услуги не спешит.
При дальнейших разбирательствах выяснилось, что пострадавших от недобросовестных действий Министерства обороны РК набралось более десятка предпринимателей, а точнее имеются сведения об 11 субъектах малого и среднего бизнеса, которые понесли ущерб на общую сумму около двухсот миллионов тенге (191 840 399 тенге). Возможно таковых еще больше, однако «трезво» оценив ситуацию они просто не обращались за помощью и не заявляли о проблеме.
Ущерб исчисляется не только суммой неоплаченных услуг, он и мультипликативно отразился на своевременности выплаты заработных плат работникам, выплаты налогов, оплате кредитов и т.д.
Бизнесмены обратились в Национальную палату предпринимателей «Атамекен», также направили коллективное обращение в адрес Главы государства и Премьер-министра РК.
«Факты оказания услуг подтверждены актами приемки услуг и сверок, подписанных предпринимателями и командирами воинских частей (приемщиками услуг), но министерство все же отказывается платить по счетам», - заявил адвокат Астанинской коллегии адвокатов Мухтар Кожахметов.
Интересен и тот факт, что питание военнослужащих обеспечивается за счет бюджетных средств и куда же министерство направило два месяца неоплаченных денег? Ведь солдаты фактически накормлены бесплатно.
Многочисленные обращения в адрес руководства министерств обороны и финансов не позволили урегулировать спор мирным путем. Обращения в судебные органы аналогично не нашли поддержки и оставлены без удовлетворения.
«Данная ситуация негативно отражается на репутации Минобороны, однако само министерство об этом видимо не задумывается», - подчеркнул адвокат.
Мухтар Кожахметов добавил, что выход из ситуации есть, однако при условии, что Минобороны среагирует на жалобы предпринимателей. Проблема, возникшая из-за халатности госчиновника не может разрешиться сама с собой, даже если тот понес наказание и уже не работает в госоргане.
«Как выход – примирительные процедуры, которые позволяют на законном основании, с учетом принципа справедливости разрешить этот вопрос. Однако, почему-то ответчики не хотят идти на это, считая, что пусть предприниматели понесут материальные потери, чем министерство примет законное решение в его пользу. Министерству обороны РК необходимо взять на себя ответственность и принять единственно верное решение – урегулировать спор в рамках медиации», - считает адвокат пострадавших предпринимателей.
Эксперт Департамента правовой защиты предпринимателей Алмас Кемелбеков, в свою очередь, подчеркнул, что в ситуации свою роль сыграло отсутствие четкой регламентации вопросов государственных закупок в Министерстве обороны РК.
«Общеизвестный факт: у любого договора две стороны: покупатель-продавец и заказчик-исполнитель. В данном случае, у министерства практически все договоры на оказание услуг имеют отсылку к ведомственным актам, а точнее к Регламенту взаимодействия структурных подразделений Министерства обороны и Генерального штаба ВС РК и РГУ МО РК при организации и проведении государственных закупок товаров, работ и услуг. Отсюда стороной договора является заказчик – главное управление государственных закупок (РГУ «Войсковая часть 20015»), представляющее интересы Минобороны в договоре, и это значит, что в таком случае все структурные подразделения министерства должны действовать через него, не имея самостоятельных прав и обязанностей. Однако этим же регламентом предусмотрены еще несколько сторон: организатор госзакупок, заказчик, довольствующий орган и приемщик, у каждого из которых свой алгоритм действий при исполнении договоров о госзакупках», - поясняет эксперт.
Заказчик – это уполномоченное госучреждение министерства, осуществляющее заключение договора, контроль исполнения и оплату услуг. В данном случае это РГУ «Войсковая часть 20015». Приемщик – структурное подразделение, непосредственно осуществляющее приемку товаров, работ и услуг по договорам о госзакупках. При этом он не является стороной договора, не участвует в его подписании, но в договоре прописываются его права и обязанности, спектр которых едва ли не больше, чем у заказчика, в лице РГУ «Войсковая часть 20015».
Довольствующий орган – подразделение, которое предоставляет заявку на услугу, обеспечивает выполнение государственной функции.
«В нашем случае – организация питания военнослужащих. Оно также не является стороной договора, по факту реализует большое количество прав и обязанностей, но при этом не имеет отношения ни к заказу, ни к приему услуги», - отметил Алмас Кемелбеков.
Эксперт также задался вопросом и о самом заказчике - РГУ «Войсковая часть 20015». Что это за подразделение?
«Как выяснилось, это главное управление, на правах войсковой части в составе Вооруженных Сил РК. Структурно оно не входит в состав центрального аппарата Министерства обороны, и, следовательно, не имеет права выполнять госфункции, возложенные на центральный аппарат министерства. Тем не менее, в соответствии с приказом министра обороны, государственную функцию делегировали в «войска», размыв при этом ответственность между структурными подразделениями. Результат налицо, в случае нарушения условий договора и ущемления прав предпринимателей – спросить не с кого», - подчеркивает сотрудник «Атамекена».
Добавим также, что Национальная палата предпринимателей направило запросы по проблеме в Министерство обороны и Главную военную прокуратуру. На сегодня ситуация не разрешена, но будем надеется, что военное ведомство примет меры.
О дальнейших шагах и результатах разрешения данного спора обязательно расскажем в следующем материале.
Оставьте комментарий:
Комментарии: