Новый Налоговый кодекс - выход из «тени»
Налоговая политика нацелена на стимулирование выхода бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе
В мировой практике есть страны, которые значительно повысили собираемость НДС за 1-5 лет. Канада благодаря реформе 2009 года повысила собираемость НДС за один год на 42%, и за 5 лет – на 54% за счет:
- перехода с двух НДС, федерального и провинциального на единый, для 2-х крупных провинций;
- развертывания системы электронного администрирования.
Испания благодаря реформе 2009 года на 40%, и за 5 лет – на 60% за счет:
- повышения эффективности администрирования, усиления системы электронного мониторинга совместно с таможней;
- применения схемы обратного зачета для некоторых категорий товаров.
Аргентина в рамках реформы 1990 года на 47%, и за 2 года – на 150% за счет:
- значительного увеличения налогооблагаемой базы с 52,2% ВВП в 1989 до 80% в 1992 через оптимизацию льгот;
- значительного усиления налогового администрирования.
В Азербайджане после введения НДС-счетов поступление НДС увеличилось на 75 %, от предприятий не нефтяного сектора - в 2,3 раза. Для предотвращения нарушений в части неправомерного возврата НДС в Чили введено обязательное использование электронных счетов-фактур. Предотвращен неправомерный возврат в размере до 600 млн долл. США (~3% выручки от НДС). В Мексике обязательное применение электронных счетов-фактур позволило увеличить налоговые сборы на 79 млрд. песо (~12% выручки от НДC).
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
В Казахстане необходимо совершенствование налоговой политики с приближением к стандартам ОЭСР.
В этих целях Законопроектом предусматривается:
- изменение структуры кодекса с текста «по налогам» на текст «по налогоплательщикам»;
- введение принципа добросовестности налогоплательщиков – возможность исключения ответственности при ошибочных разъяснениях положений налогового законодательства;
- возможность толкования в пользу налогоплательщика неясных, неточных положений;
- совершенствование механизмов взимания НДС;
- реформирование действующих СНР с установлением обязательного ведения налогового учета доходов и расходов, а также особенностей налогообложения;
- совершенствование социального налога и социальных платежей;
- определение особого порядка налогообложения самозанятых лиц;
- отмена неэффективных налоговых льгот и норм, противоречащих правилам ВТО;
- совершенствование системы налогообложения недропользователей;
- выработка подхода к отнесению платежей за осуществление действий к сборам, платам или государственной пошлине;
- совершенствование механизма налогового стимулирования организаций, реализующих инвестиционные приоритетные проекты и участников специальных экономических зон;
- совершенствование взимания социального налога, в том числе с установлением максимально унифицированной базы обложения социальными платежами (социальные отчисления, обязательные профессиональные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование);
- структурирование льгот по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе;
- совершенствование механизмов взимания сборов и плат;
- иные вопросы в рамках совершенствования налоговой политики. Предусматривается совершенствование налогового администрирования:
- по противодействию размыванию налоговой базы и вывода прибыли из под налогообложения (BEPS);
- перевод отдельных налоговых услуг на электронный формат;
- отмена предоставления некоторых форм налоговой отчетности, в связи с переходом на электронный формат обмена информацией государственными органами;
- совершенствование процедур назначения проверок, пересмотр и сокращение оснований для назначения внеплановых налоговых проверок;
- прекращения работы в принудительном порядке налогоплательщиков, не осуществляющих деятельность в течение 5-ти лет и более;
- увеличения порога совокупного годового дохода у ликвидируемых налогоплательщиков до 150 000 МРП для возможности проверки аудиторской организацией;
- распространению упрощенного порядка прекращения деятельности физических лиц, занимающихся частной практикой на основе камерального контроля (без проведения налоговой проверки);
- исключению административной ответственности для аудиторской организации в виде лишения лицензии за нарушения по проведению аудита по налогам;
- введению статей по правам и обязанностям должностных и проверяемых лиц при проведении налоговых проверок в главе «Налоговые проверки»;
- исключению привязки к налоговому периоду при определении излишне уплаченной суммы налога, платы;
- введению дифференцированного подхода в целях налогового администрирования, в том числе при применении способов и мер принудительного взыскания задолженности, на основе градации налогоплательщиков в зависимости от степени риска;
- введению горизонтального мониторинга;
- исключению предлицензионного обследования для получения лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции, обеспечив постлицензионный контроль на основании системы управления рисками;
- исключению требования о представлении копий документов для подтверждения экспорта подакцизных товаров;
- совершенствование механизма взыскания налоговой задолженности, путем стимулирования налогоплательщиков к добровольному и своевременному исполнению налоговых обязательств, повышения ответственности за неуплату налогов;
- иные вопросы в рамках совершенствования налогового администрирования.
Разработка нового Налогового кодекса продиктовано условиями глобальной интеграции Казахстана с мировым сообществом (ВТО, ЕАЭС, вхождение Казахстана в 30 конкурентоспособных стран и стремление к стандартам ОЭСР), реализуется в рамках исполнения Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие».
Гульдана Ахметжанова
Оставьте комментарий:
Комментарии: