Толеутай Рахимбеков: «Инновационные технологии помогут успешно развиваться АПК»
Созданный при НПП Центр агрокомпетенций обучает фермеров инновациям и основам эффективного ведения агробизнеса
Сегодня государство уделяет большое внимание развитию агропромышленного комплекса, исходя из понимания, что за аграриями - будущее, это, по сути, свободная ниша для малого бизнеса. Фермерам оказываются различные виды поддержки в виде субсидий, кредитов, сервисных услуг. Однако крестьянам, которым зачастую приходится, так сказать, «вариться в собственном соку», требуется и другая помощь. Например, чтобы идти в ногу со временем, нужно внедрять новые технологии. Увы, не все фермеры имеют специальное образование, и зачастую работают по старинке. Но сегодня ситуация складывается так, что без определенных знаний, внедрения инноваций в своем производстве нельзя достичь каких-либо эффективных результатов. Именно в целях повышения квалификации наших аграриев и был создан Центр агрокомпетенций.
О цели создания данного органа, его необходимости, с точки зрения полезности для фермеров, и актуальности проводимых семинаров для аграриев, мы попросили рассказать директора Центра агрокомпетенций НПП РК «Атамекен» Толеутая РАХИМБЕКОВА.
- Толеутай Сатаевич, почему возникла такая потребность? Насколько наши фермеры сегодня нуждаются в обучении?
-Должен заметить, что подавляющее большинство наших фермеров, руководителей агроформирований не имеют специального сельскохозяйственного образования. Вместе с тем даже при наличии специального высшего профильного образования современное развитие АПК требует постоянного повышения квалификации, поскольку практически каждый день приходят в производство инновации, новые технологии.
Одной из основных проблем агропромышленного комплекса как раз является недостаток информации о новых технологиях, инновациях у сельхозформирований. В связи с этим Министерство сельского хозяйства РК разработало бюджетную программу-информационное обеспечение субъектов АПК на безвозмездной основе. То есть для самих аграриев это будет бесплатное повышение квалификации. Исполнителем госзадания определена Национальная палата предпринимателей, поскольку «Атамекен» является единственной структурой, имеющей филиалы во всех сельских районах регионов.
В рамках реализации программы нам поручено провести порядка 700 семинаров с охватом 10 тысяч субъектов АПК. Заказчик - МСХ определило 25 приоритетных направлений, по которым будут проводиться семинары.
- При проведении семинаров учитывается ли специализация регионов?
- С 1 по 21 июля мы провели 110 семинаров почти во всех регионах страны, за исключением Актюбинской, Мангистауской и Атырауской областей, где обучение фермеров начнем с 8 августа. Мы не собираемся обучать фермеров по месяцу или полгода. Нам важно услышать от них конкретные вопросы, на которые должны дать такие же ответы.
Безусловно, при выборе направлений во главу угла ставилась специфика регионов, допустим, по верблюдоводству львиная доля семинаров проводится в Мангистауской области. Есть несколько семинаров по этой тематике в Кызылординской, Южно-Казахстанской и Алматинской областях. Зерновые культуры охватывают, в основном, Акмолинскую, Костанайскую и Северо-Казахстанскую области. Кроме того, семинары по зерновым культурам мы намерены провести также в Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях, где тоже производят озимую пшеницу. Кукуруза, в основном, выращивается в талдыкорганском регионе Алматинской области, рис - в Кызылординской области, там же и в ЮКО - хлопок, такие направления, как мараловодство, пчеловодство, развито в Восточно-Казахстанской, впрочем, по разведению пчел большой интерес проявили фермеры Алматинской области, ЮКО и Жамбылской области, овцеводство и коневодство у нас развивают в Карагандинской области.
При выборе тем проводимых семинаров учитываются запросы самих фермеров. Тематики подбирались на основании предложений, которые нам представили отраслевые ассоциации, собранные, в свою очередь, ими у своих членов, у фермерских и крестьянских хозяйств, у крупных товариществ с ограниченностью и т.д.
Безусловно, за три-четыре дня, или, за месяц, полгода невозможно охватить весь спектр вопросов, касающихся сельскохозяйственного производства. И мы поставили перед собой задачу - в течение одного-двух дней ответить на конкретные вопросы, которые интересуют фермеров. Именно в этом заключается суть передачи инновационных технологий, сортов, пород и т.д. На прошлой неделе на базе центра распространения знаний при институте зернового хозяйства, и базового хозяйства -ТОО «Новокубанское» Акмолинской области рассматривался вопрос о применении биостимуляторов роста растений, фермерам рассказали, что их применение позволит повысить урожайность зерновых и кормовых культур на 15-20 процентов. Причем есть однородные биостимуляторы, но влияние на растения в условиях последних двух лет у них совершенно разное. В этом году все лето шли дожди, поэтому эффективно применять один вид биостимуляторов. В то же время в засушливые годы биостимуляторы не играют своей роли, необходимо применение других препаратов.
В Кызылординской области мы планируем проводить семинары по рисоводству с применением автоматизированной системы полива. То есть регулируется подача воды в рисовые чеки, что позволяет на 30-35 процентов снижать затраты воды. Это достаточно большой показатель, примерно, 30-32 тыс. кубометров воды необходимо на 1 гектар посевов риса. При автоматизированном поливе экономия составляет 8-9 тыс. кубометров воды с одного гектара. Этот метод уже апробирован в регионе, проведены научные исследования. Теперь нужно фермерам рассказать и показать, что ничего сложного нет, ведь, как известно, зачастую препятствием на пути к новому служит страх перед новизной. Такая же боязнь у аграриев перед применением новых технологий. А эта автоматизированная система полива риса достаточно проста: поплавок держит воду и не позволяет поступать на поля. Влага впитывается в почву, уровень воды понижается, поплавок открывается, вода подается на рисовые чеки.
Планируются достаточно интересные семинары и по животноводству, в частности, по снижению стресса животных, влияющего на ежесуточные привесы. Казалось бы, какие у них могут быть стрессы? Между тем, например, на птицефабрики очень часто не пускают посторонних людей, ссылаясь на санитарные нормы, привнесение каких-то инфекций и т.д. Да, их опасения оправданны. Но главной причиной является стресс, который испытывают птицы при посещении птицефабрики чужими людьми. И, если такое все же случается и птицы на один грамм недополучили привеса, а там два-три миллиона птиц, мы теряем 2-3 тонны мяса птицы, и это уже определенные убытки, которые теряет фермер. То же самое с более крупными сельхозживотными, находящимися на откорме. При хороших технологиях и кормах животные на откормочных площадках могут получать привес 1,5 кг в день на каждую голову. От того, где стоит обслуживающий персонал, во что он одет, как он регулирует прогон животных, какова температура воды, подаваемой для поения, все это является стрессообразующим фактором. То есть таких технологий много, просто нашим фермерам о них надо говорить, и не только говорить, а показывать на семинарах, чтобы он воочию убедился в том, что новые технологии вполне понятны и ясны, и не надо бояться внедрять их у себя.
Еще одно новшество, которое начали применять наши передовые аграрии, это специальные станки для прогона животных. Такие станки завозят из-за рубежа. Они позволяют, во-первых, упростить процедуры отбивки молодняка. Во-вторых, проводить ветеринарные мероприятия. При существующих технологиях для ветмероприятий на 200 голов необходимо было привлекать 10-12 человек. С помощью новых станков со стадом в 600 голов справляются 1-2 человека. Все большее применение в животноводстве находят УЗИ-технологии, которые уже на 20-25 день позволяют определить, ждет ли корова приплод. При помощи таких же технологий можно определять толщину мяса, ее мраморность. Раньше для этого надо было в обязательном порядке забивать 1-2 головы.
Или возьмем шпалерное садоводство. Мы привыкли выращивать яблони и груши высотой 6-7 метров, но за ними, как известно, сложно ухаживать, собирать урожай и т.д. Сейчас их можно выращивать как виноградники, высотой 2-3 метра, их привязывают к тросам, которые натянуты между бетонными столбами. И урожайность таких садов намного выше.
Далее - производство кормовых культур. Одно время в Казахстане применяли такое новшество, культурные пастбища, электропастухи, электроизгороди, потом постепенно о них забыли, сейчас мы пытаемся возродить эту технологию. В поле находится ветроустановка, которая поднимает воду для поения и вырабатывает электроэнергию. Все поле делится на несколько участков, которые огорожены электрическими тросами, к которым скот боится подходить, это и называется электропастухом. На участках устанавливается целая система автопоилок. Скот, когда на одном из участков заканчивается трава, перегоняется на другой участок. В это время травяной покров на первом участке начинает восстанавливаться, затем животные переходят на третий, четвертый участок и т.д. И так по кругу. Через некоторое время скот возвращается на исходную позицию. Всеми этими процессами может управлять один человек.
Таких технологий много в мире, и потребности у фермеров есть, они сами спрашивают, какими кормами обеспечивать поголовье животных. К примеру, руководитель одного из крупнейших в нашей стране агрохолдинга интересовался у ученых, что можно засеять на солончаковых полях.
Сегодня государство большую помощь оказывает животноводству. Как мы знаем, завезли высокопродуктивную породу скота, построили племенные репродукторы, у которых уже рядовые фермеры покупают быков-производителей, телок. Но при этом встает вопрос: а как кормить? Ведь не каждый фермер знает, как рассчитать рацион кормления, чтобы не потерять эффекта от высокопродуктивных пород. А у нас зачастую начинают кормить, как привыкли, и в результате теряем весь эффект, и говорим, вот, мол, подсунули что-то не то. На самом деле здесь требовалось применить совсем другой рацион кормления и поения.
Если вернуться к птицеводческой отрасли, то и здесь тоже нужен особый уход за цыплятами, чтобы получить нормальные суточные привесы.
В Мангистауской области развито верблюдоводство. Здесь также важно знать, как повысить продуктивность этого вида животных, как они должны пастись. В Центре агрокомпетенций есть зарубежный эксперт-француз, который 20 лет работал в арабских странах и занимался верблюдоводством. Он научит наших фермеров новым содержания верблюдов, режиму пастьбы, умению подбора тех пастбищ и т.д. И это важно, поскольку, развивая верблюдоводство, мы можем производить шубат. Также можно приступить к сублимированию сушки верблюжьего молока с целью сбыта в Астану, Алматы и там восстанавливать. Между сухим и восстановленным молоком большой разницы нет. Если мы научились сушить коровье молоко, почему нельзя верблюжье или кобылье, а потом восстанавливать? Все-таки перевозить сухое молоко намного выгоднее, и с точки зрения экономики, и с учетом сроков хранения.
- Помимо новых технологий, о чем еще могут рассказать, разъяснить фермерам эксперты Центра агрокомпетенций?
- Первый – экономическая эффективность предлагаемых на семинаре технологий, то есть какой эффект получит фермер от внедрения нового сорта, породы или технологий.
Второй раздел - меры государственной поддержки АПК по конкретному направлению. К слову, проведение обучающих семинаров, проводимых на бесплатной для фермеров основе, тоже является одной из мер господдержки. Борьба с вредителями растений, субсидирование подачи поливной воды, гербицидов, пестицидов, осуществление закупочных операций тоже относятся к мерам помощи субъектам АПК со стороны государства. В Казахстане оказывается очень много мер господдержки, и не только в виде субсидирования и кредитования. Но зачастую фермеры попросту о них не осведомлены. Даже про субсидии не все знают, но даже если слышали о тех или иных направлениях субсидирования, то не знают, как их получить, куда обратиться. Еще один момент. Когда аграриям сообщают о предлагаемых субсидиях, они, увидев перечень документов, необходимых для их получения, махнув рукой, попросту игнорируют помощь государства, поскольку не желают заниматься сбором документов. А если разобраться, то 9 из 10 документов лежит… «на дне сундука» у супруги! Это стандартный набор документов, к примеру, копия удостоверения личности, госакт на землю, свидетельство индивидуального предпринимателя, которые у каждого из них есть на руках. И к ним потребуется всего лишь предоставить пару других документов, касающихся доходности предприятия и т.д.
Третий раздел - кооперация в сельском хозяйстве. Причем мы ориентируем наших ученых-экспертов на то, что главное в сельском хозяйстве не производственная кооперация. Не надо пытаться объединить всех фермеров в один большой кооператив, поскольку у людей на генном уровне срабатывает страх перед коллективизацией, колхозами и т.д. Когда им об этом говорят, у них, естественно, происходит отторжение такого рода кооперации. Вопрос должен идти о кооперации отдельных функций сельхозтоваропроизводителей. Сам фермер должен заниматься своим прямым делом - производить продукцию, за остальное у него голова не должна болеть. Он умеет 24 часа в сутки и 365 дней в году выращивать, например, скот или овец, зерно или овощи, пусть этим и занимается. А у нас аграрии начинают заниматься и сбытом своей продукции, поиском ГСМ, техники, удобрений, если он животновод, то ищет ветеринара и т.д. А надо им предложить объединить отдельные функции и создать кооперативы, которые бы занимались всеми этими процессами. Какие у сельхозтоваропроизводителей основные проблемы? Во-первых, сбыт продукции. Любая предпринимательская деятельность направлена на извлечение прибыли через сбыт произведенной продукции. Вторая проблема - это недостаток сервисного обслуживания. Третья проблема - это финансовые ресурсы. Вот создание кооперативов на селе должно быть ориентировано на решение этих проблем. К примеру, фермеры и личные подсобные хозяйства в одном сельском округе объединяют свои функции по сбыту и создают сбытовой кооператив, скажем молокоприемный или овощеприемный пункт. Сервисные услуги, в частности, в области ветеринарии, агрохимического, технического обслуживания (МТС), по заготовке кормов и т.д. могут оказывать также созданные самими сельчанами кооперативы. Зачем содержать каждому фермеру ветеринара, когда его услуги может оказывать специализированный кооператив? Аналогично и по созданию машинно-тракторных станций, техникой которых могли бы пользоваться все аграрии. Это освободило бы фермеров от лишних функций. При этом параллельно решалась бы проблема занятости сельского населения.
Для решения проблемы финансового обеспечения сельхозтоваропроизводителей можно было бы создать кредитные кооперативы в сельских округах. В России подобные кооперативы существуют, и довольно эффективно, не прибегая к господдержке. Почему бы такие кооперативы не создать и у нас? Причем их услугами могли бы воспользоваться и фермеры, личные подсобные хозяйства, и другие жители села, которым выдавали бы потребительские кредиты на приобретение бытовых товаров, оплату учебы детей в вузе, то есть на разные цели. Почти по такому же принципу работают кооперативы в Германии.
Суть кредитного кооператива в том, что это своего рода касса взаимопомощи, когда можно получить деньги на какие-либо нужды и постепенно рассчитываться. В России на 75-80 процентов источником фондирования являются деньги самих пайщиков. Там используют такой механизм, как сберегательные займы пайщиков. Это почти то же самое, что и депозиты. Правда, вознаграждение по сберзаймам выше, чем по депозитам банков. Соответственно, и кредиты кооперативов стоят дороже. Но сельчане работают с кредитными кооперативами, потому что их привлекают короткие сроки рассмотрения заявок, несоизмеримо меньшее, чем в банках, количество требуемых документов, щадящее залоговое обеспечение - вместо залога работает принцип солидарной ответственности, когда срабатывает наш менталитет: в селе все друг друга знают, и здесь не получится смошенничать или сбежать с деньгами. В сельских кредитных товариществах, которые, кстати, сегодня действуют у нас, возвратность кредитов выше, чем в банках, именно из-за солидарной ответственности участников. И главное преимущество кредитных кооперативов в близком расположении, не нужно за кредитами ехать в областной центр.
- Какова роль зарубежных экспертов?
- Во-первых, опыт зарубежных экспертов нужен при разработке методик и учебных программ. Они делятся с нашими специалистами своим опытом организации семинаров, методологией преподавания. Во-вторых, их знания необходимы для обучения наших экспертов, лекторов и консультантов районных палат предпринимателей. Ведь не секрет, что не каждый академик, профессор может быть оратором, и задача зарубежного специалиста - научить их умению владеть аудиторией, передавать аграриям свои знания доступным языком. Из опыта прошлых лет мы знаем, что фермеры попросту уходили из зала, когда ученый начинал им читать лекции на ту или иную тему, поскольку он говорил на одном языке, а фермеры ждали от него другого и на другом, доступном для них языке.
Также зарубежные эксперты необходимы, в первую очередь, для базовых, передовых хозяйств, которые нуждаются в точечных консультациях. Сегодня к проведению семинаров мы привлекли специалистов из Франции, Германии, Австралии, Сербии, Канады, Украины и России.
- Как сами фермеры отнеслись к новшеству? Устраивает ли их подача материала?
- Впечатления у наших фермеров хорошие. У них накопилось много вопросов, они также делились своим мнением, предлагали свои идеи по дальнейшему развитию АПК. Не скажу, что все было гладко, безусловно, возникали какие-то сложности. Но фермерам понравилось именно то, что теоретическая и практическая части семинара шли в одном ключе. Бизнес сам задавал тон, определяя, какие темы актуальны для них, на базе каких хозяйств нужно проводить семинары.
Карлыгаш ЖУСУПБЕКОВА
Оставьте комментарий:
Комментарии:
Манарбек
Администратор
Информацию по семинарам в Карагандинской области можете посмотреть в онлайн-режиме в разделе extension портала fermers.kz, либо узнать в Сall-центре НПП - 597960 (набирается без кода г. Астаны, бесплатно со всех регионов Казахстана).
Спасибо за проявленный интерес! Ждем Вас на наших семинарах!