Как развивается бизнес в регионах
Резкое ослабление курса тенге, снижение цены на нефть, высокие девальвационные ожидания в Казахстане, серьезно сказываются на деятельности МСБ.
В силу складывающейся экономической ситуации Департамент регионального развития совместно с Региональными палатами предпринимателей на систематической основе проводит консультации с отечественными товаропроизводителями и получает оперативную информацию по ситуации, складывающейся в регионах и на предприятиях. Так, в январе 2016 года проведен анализ текущей ситуации на предприятиях и соответствующих рынках. В этих целях проведен опрос 410 субъектов предпринимательской деятельности, из них – 328 средних и крупных предприятий (таблица 1).
Таблица 1. Количество опрошенных предприятий в региональном разрезе
№ |
Регион |
Всего |
Крупных |
Средних |
Малых |
Не указано |
1 |
город Астана |
36 |
4 |
30 |
|
2 |
2 |
город Алматы |
35 |
5 |
30 |
|
|
3 |
Акмолинская область |
29 |
3 |
23 |
|
3 |
4 |
Актюбинская область |
13 |
3 |
10 |
|
|
5 |
Алматинская область |
31 |
4 |
18 |
4 |
5 |
6 |
Атырауская область |
6 |
1 |
|
2 |
3 |
7 |
ВКО |
32 |
2 |
23 |
6 |
1 |
8 |
Жамбылская область |
22 |
2 |
13 |
6 |
1 |
9 |
ЗКО |
36 |
10 |
25 |
1 |
|
10 |
Карагандинская область |
15 |
1 |
11 |
3 |
|
11 |
Костанайская область |
43 |
10 |
28 |
2 |
3 |
12 |
Кызылординская область |
25 |
2 |
19 |
1 |
3 |
13 |
Мангыстауская область |
11 |
1 |
4 |
4 |
2 |
14 |
Павлодарская область |
11 |
4 |
2 |
4 |
1 |
15 |
СКО |
37 |
7 |
19 |
7 |
3 |
16 |
ЮКО |
28 |
6 |
11 |
8 |
3 |
|
ИТОГО |
410 |
65 |
266 |
48 |
30 |
Основными респондентами выступили предприятия сферы сельского хозяйства – 89, горнодобывающей промышленности – 13, обрабатывающей промышленности – 116, строительства – 32 и торговли – 35.
По результатам текущего анализа обращений и опроса предпринимателей обозначен ряд актуальных проблемных вопросов:
- Уровень загрузки предприятий
- Уровень продаж товаров/работ/услуг
- Уровень задолженности перед кредиторами
- Наличие (уровень) социально-трудовой напряженности в коллективе
- Состояние и динамика рынка
- Основные тренды рынка
- Меры экономической политики, вызвавшие негативный эффект
- Меры экономической политики, вызвавшие позитивный эффект
- Проблемы предприятий.
Уровень загрузки предприятий
Из общего количества анализируемых СПД (328 ед.):
- 121 СПД (или 37%) положительно оценили уровень загрузки мощностей предприятия (респонденты указали от 80 до 100% либо полный или высокий уровень загрузки);
- 128 СПД (или 39%) оценили уровень загрузки мощностей предприятия в целом на среднем уровне (респонденты указали от 50 до 80% либо средний или выше среднего уровня загрузки);
- 55 СПД (или 17%) оценили уровень загрузки мощностей предприятия на низком уровне (до 50% либо низкий или ниже среднего уровня загрузки);
- 3 СПД указали отсутствие загрузки;
- 21 СПД не указали данный раздел (либо указаны данные не позволяющие оценить уровень загрузки).
Уровень продаж товаров/работ/услуг
Из общего количества анализируемых СПД (328 ед.):
- 116 СПД (или 35%) положительно оценили уровень продаж (респонденты указали от 80 до 100%, либо высокий или стабильный уровень продаж, а также повышение по сравнению с прошлым годом);
- 90 СПД (или 27%) оценили уровень продаж в целом на среднем уровне (респонденты указали от 50 до 80% либо средний уровень продаж);
- 76 СПД (или 23%) оценили уровень продаж на низком уровне (до 50% либо низкий или ниже среднего уровня загрузки);
- 5 СПД указали отсутствие продаж;
- 41 СПД не указали данный раздел (либо указаны данные не позволяющие оценить уровень загрузки).
Уровень задолженности перед кредиторами
13 СПД (или 4%) отметили высокий уровень задолженности (в т. ч. отмечают трудности с погашением);
166 СПД (или 51%) отметили отсутствие проблем с уровнем задолженности перед кредиторами (в т. ч. отсутствие кредитных обязательств).
Наличие (уровень) социально-трудовой напряженности в коллективе
Несмотря на определенные кризисные явления в экономике РК, большая часть респондентов – 235 СПД (или 72%) указывают на отсутствие социально-трудовой напряженности в коллективе. Вместе с тем, 46 СПД (или 14%) отмечают, что подобная напряженность в коллективе присутствует. Еще 11 СПД (или 3%) отметили высокий уровень напряженности. 6 СПД указывают на сезонность бизнеса, по причине которой работники находятся в отпуске и 30 СПД не заполнили данный раздел.
Состояние и динамика рынка
В ходе анкетирования СПД было предложено оценить состояние и динамику рынка, на котором функционирует предприятие. Анализ показал следующие результаты:
- 33 СПД (или 10%) отмечают определенный рост рынка;
- 83 СПД (или 25%) указали на стабильность рынка;
- 22 СПД (или 7%) отметили нестабильность рынка;
- 130 СПД (или 40%) отметили спад рынка, в основном по причине снижения покупательской способности, снижения объемов закупок государственных и частных организаций;
- 6 СПД не могут оценить состояние рынка, так как занимают монопольное положение на рынке или деятельность носит сезонный характер;
- 54 СПД не указали данный раздел (либо указаны данные не позволяющие оценить состояние рынка).
Основные тренды рынка
Основная часть опрошенных предпринимателей, 229 СПД (или 70%), не указали (либо указаны некорректные данные), что не позволяет отследить характерные тренды для конкретных рынков. Еще 84 СПД (или 26%) указали характерные в последнее время для экономики проблемы, такие как снижение спроса и рост цен.
Меры экономической политики, вызвавшие негативный эффект
134 СПД (или 41%) указали введение плавающего курса национальной валюты;
10 СПД (или 3%) указали в качестве негативных мер интеграцию казахстанской экономики в рамках ВТО и ЕЭС;
20 СПД (или 6%) указали снижение объемов государственных закупок, субсидий;
140 СПД (или 43%) не указали (либо указаны некорректные данные).
24 СПД (или 7%) указали прочие проблемы (высокие пошлины, налоги и т. д.).
Меры экономической политики, вызвавшие позитивный эффект
34 СПД (или 10%) указали общие меры, такие, как снижение налоговой нагрузки, сдерживание уровня инфляции, поддержку предпринимателей и пр.;
22 СПД (или 7%) отметили государственные программы поддержки ДКБ-2020 и Агробизнес-2020;
17 СПД (или 5%) отметили субсидирование АПК;
6 СПД отметили введение плавающего курса тенге;
4 СПД отметили интеграцию экономики РК в рамках ВТО или ЕЭС;
42 СПД (или 13%) указали прочие меры;
46 СПД (или 14%) ответили, что не ощутили позитивных мер;
156 СПД (или 47%) не указали ответа.
Проблемы предприятий
88 СПД (или 27%) не указали проблемные вопросы, влияющие на деятельность предприятия;
219 СПД (или 67%) указали проблемы общего характера, такие, как снижение спроса на продукцию, недоступность финансовых ресурсов и пр.
В частности, отмечается, что в некоторых банках второго уровня наблюдаются проблемы с тенговой ликвидностью. Многие предприятия отмечают, что банки затягивают сроки рассмотрения заявок, всячески препятствуют в предоставлении кредитов, в результате предприятия испытывают дефицит тенговой наличности на пополнение оборотных средств.
Также отмечаются значительные сложности по сбыту продукции. Так, в сфере машиностроения в среднем по регионам экспорт машин и оборудования в Россию упал более чем на 60%. Предприятия-экспортеры несут убытки в размере 20-50 млн. тенге в месяц. При отсутствии текущей ликвидности, сокращении экспорта и снижении конкурентоспособности отечественной продукции обуславливает перепроизводство и последующее затоваривание внутреннего рынка в краткосрочном периоде.
21 СПД (или 6%) указали проблемы, которые требуют рассмотрения структурными подразделениями НПП и/или РПП.
К примеру, предприятиями обрабатывающей промышленности отмечается, что сырье, используемое для производства (код ТН ВЭД ТС 3901209000 полиэтилен марки HDPE 100) не производится в Казахстане, действует пошлина на ввоз сырья 6,5% не из стран Таможенного союза. Импортное сырье имеет более качественные характеристики, чем российское, кроме того, наблюдается нехватка сырья для внутреннего рынка России, что создает дополнительные сложности для потребителей полиэтилена в Казахстане. Предлагается отменить 6,5% ввозной пошлины на импортное сырье полиэтилена для стран не входящих в Таможенный союз.
Таким образом, по результатам опроса выявлено, что в настоящее время предприятиями в рамках своих возможностей предпринимается ряд действий, в том числе:
– сокращение штата, либо отправка сотрудников в долгосрочные отпуска без содержания;
– поиск новых рынков сбыта продукции (в частности отмечаются страны Средней Азии);
– в целом, компании предпринимают шаги по оптимизации расходов, ощущается необходимость в диверсификации поставщиков и освоении новых рынков.
Для исправления текущей ситуации и развития МСБ в регионах Национальная палата предпринимателей предлагает предпринять следующие шаги:
Налоги и проверки:
- сделать налоговый режим на основе упрощенной декларации со ставкой 3% с оборота (дохода) безальтернативным единым налоговым режимом для субъектов МСБ и аграрного сектора.
- установить периодичность предоставления упрощенной декларации раз в год;
- освободить малый бизнес от необходимости предоставления статистической отчетности, включив ее отдельные элементы в годовую налоговую декларацию;
- включить проверки налоговых органов в общий порядок проведения проверок во избежание увеличения сроков проверок, наложения административного штрафа и нарушения принципа «приоритета предупреждения перед наказанием», установления собственных порядков продления и приостановления проверок.
Доступ к ресурсам:
- создать публичную электронную базу данных всех свободных земельных участков в разрезе: места расположения, площади, целевого назначения, а также экономической оценки земли. Базу данных разместить на портале Электронного Правительства, местных исполнительных органов и периодически обновлять;
- обеспечить доступность для широкой публики информации о стоимости сделок по земельным участкам;
- обеспечить проведение МИО на постоянной основе аукционов по продаже и предоставлении права аренды земельных участков с правом включения предложений физических и юридических лиц в перечень земельных участков, предлагаемых для продажи на аукционе;
- оказывать услуги предоставления земельных участков исключительно в электронном виде в кратчайшие сроки.
Финансирование:
Считаем необходимым актуализировать действующие программы, к примеру, «ДКБ-2020». Сейчас в Программу вносятся изменения, считаем крайне важным учесть предложения НПП, полученные от предпринимателей, которые значительно улучшат доступ предпринимателей к финансированию в рамках программы и повысят эффективность ее реализации. Предложения касаются субсидирования купонной ставки по облигациям на КФБ, изменения условий гарантирования, и др.
Также предлагаем выделить дополнительно 200 млрд. тенге на финансирование МСП на следующие цели:
- 50% на продолжение открытых кредитных линий, а также на финансирование оборотных средств;
- не более 50% на рефинансирование, в том числе валютных займов.
Поддержка несырьевого экспорта
Для продвижения казахстанских брендов предлагается:
1) наиболее перспективными считаем – зонтичные бренды по отраслевому признаку с акцентом на наиболее конкурентные товарные группы, объединяющие товары и услуги, производимые в Казахстане.
2) возмещение части затрат экспортеров, связанных с продвижением брендов на экспортные рынки и увеличения доли возмещаемых затрат с текущих 50% до 80%;
3) снижение стоимости транспортировки отечественных товаров на целевые рынки (возмещение транспортных затрат);
4) предоставление в первоочередном порядке льготного финансирования экспортных операций по линии АО «Байтерек» через БРК и «КазЭкспорт Гарант»;
5) предоставление предэкспортного финансирования;
6) субсидирование внедрения международного «Халал» сертификата.
Доступ к сетям закупа и сбыта
Неразвитость системы закупа и сбыта, переработки продукции отечественных товаропроизводителей препятствуют полноценному развитию отечественного производства.
Предлагается:
- законодательно закрепить меры стимулирования розничных сетей к реализации казахстанской продукции за счет возмещения затрат торговым сетям на реализацию продукции ОТП;
- законодательно закрепить предоставление инвестиционных преференций для строительства стационарных торговых объектов;
- включить сферу торговли в Агробизнес-2020 в раздел по развитию агропродовольственного рынка.
Поддержка отечественного производства (импортозамещение)
В настоящее время доля потребления импорта в обрабатывающей промышленности Казахстана в среднем составляет 57% и считается критическим уровнем для национальной экономики.
Предлагается:
1) На первоначальном этапе провести анализ совместно с госорганами, выделить группы и виды товаров, которые потенциально могут рассматриваться для замещения отечественными товаропроизводителями и утвердить их на уровне правительства;
2) На втором этапе предполагается индентифицировать основных потребителей приоритетных товаров по четырем группам – недропользователи, государственные закупки, квазигосударственные закупки и закупки частных компаний;
3) Третий этап подразумевает поддержку конкурентоспособных производителей, как отечественных, так и иностранных компаний, за счет долгосрочных государственных заказов с основными потребителями в обмен на локализацию и импортозамещение.
Для выполнения вышеуказанных пунктов необходимо создание Программы по локализации производства с созданием «пояса МСБ», в рамках которого должны быть сконцентрированы необходимые ресурсы поддержки в виде инвестиционного контракта, офсетного соглашения, частичного возмещения затрат на покупку импортного оборудования, привлечения инвестиций (через единое окно и сопровождение, путем проведения роуд-шоу в ключевых странах и т. д.).
Оставьте комментарий:
Комментарии: