Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Создавать бизнес лучше в одиночку или сообща?

24 Февраля 2016
9601 просмотров

Анализ уровня вовлеченности предпринимателя в создании своего дела

 Уровень вовлеченности предпринимателя в организации своего дела, %

Источник: составлено на основе социологического опроса населения

Большинство потенциальных предпринимателей планируют управлять будущим бизнесом самостоятельно. Особенно высокий уровень индивидуального потенциального предпринимательства зафиксирован в Костанайской и Мангистауской областях. Наименьший уровень подобного показателя имеется в гг. Астана и Алматы. Города республиканского значения являются драйверами предпринимательской среды, особенно в части юридических лиц. Тем самым организация укрупненных форм МСП требует большего вклада в развитие дела со стороны основателей в части финансирования, организационных вопросов и т.д. Подобные издержки формируют действие со стороны потенциальных предпринимателей к кооперации усилий.

 Структура управления потенциальным предприятием, %

Источник: составлено на основе социологического опроса населения

Также на желание совместного управления в республиканских городах оказывает воздействие миграция населения. Коренное население имеет определенные преимущества в качестве необходимой недвижимости, определенных знакомств и т.д. Для приезжего населения подобные издержки формируют значительные сложности.

Среди областей, в которых потенциальные предприниматели изъявили желание кооперироваться, большинство желает сотрудничать с двумя или тремя партнерами.

Компании из средней категории незначительно отстают от областей-лидеров в части предложения инновационной продукции и услуг. Исключение составляют только Мангистауская, Костанайская и Восточно-Казахстанская области.

 Инновационность продукции, %

Источник: составлено на основе социологического опроса населения

Предприниматели из группы со средним уровнем будущего предпринимательства  планируют производство имеющихся на рынке товаров и услуг, что, в свою очередь, создает значительные сложности при создании и становлении предприятия. Так, 6 из 10 предпринимателей будет предлагать полностью идентичный товар или услугу. Единственной возможностью для конкуренции на подобном рынке является ценовая политика.

Отсутствие компаний-конкурентов отметило среди средней категории только 6 предпринимателей из 100. Относительно лучшие условия по предпринимательской деятельности сформированы в Западно-Казахстанской, Жамбылской областях и г. Алматы.

 Конкуренция на сегменте рынка, %

Источник: составлено на основе социологического опроса населения

Большинство респондентов отмечает, что им были доступны необходимые технологии производства товаров и оказания услуг более 5 лет назад, что говорит о низкой конкурентоспособности товаров и услуг с точки зрения инноваций. Вместе с тем доступность технологий дает определенные преимущества для будущих предпринимателей.

 Доступность технологий и процедур, %

Источник: составлено на основе социологического опроса населения

Проведенный обзор показывает низкую экспортоориентированность потенциальных предпринимателей данной группы регионов. С учетом сжатия экономики Казахстана внутренний рынок потребления для вновь создающихся компаний будет нести в себе определенные риски. Только 4 региона планируют экспортировать товары и услуг на экспортные рынки: г.Алматы, г.Астана, Атырауская и Западно-Казахстанская область.

При этом выше обозначенные регионы планируют экспортировать малую долю своей продукции (не более 10%), что является свидетельством низкой экспортоориентированности предприятий.

Экспортоориентированность начинающего предпринимателя, %

Источник: составлено на основе социологического опроса населения

Среди респондентов из группы регионов со средним уровнем бизнес- инициативы около трети потенциальных предпринимателей имеют место работы, но рассматривают возможность открытия своего дела. Данное положение оказывает отрицательное воздействие на предпринимательскую активность, так как отсутствует эффект прямого стимулирования предпринимательской деятельности.

Относительно высокий уровень использования деловой возможности при открытии бизнеса отмечается в Павлодарской, Костанайской областях, а также в г. Алматы.

Исследование проведено НПП РК "Атамекен" по заказу Министерства национальной экономики РК


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры