Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Облегчить жизнь предпринимателю

26 Января 2016
9268 просмотров

Какие поправки вносятся в законодательство в целях улучшения предпринимательской деятельности?

Директор департамента общественного мониторинга Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Ербол Устемиров обозначил несколько позитивных для бизнеса поправок в законодательство Казахстана, которых добилась Палата и над которыми работа еще продолжается. По его словам, актуальным остается земельный вопрос.

«Процедура получения земельного участка затянута и проблематична. Предприниматель запрашивает земельный участок, а ему говорят: «Мы не можем тебе его предоставить, потому что объект не предусмотрен проектом детальной планировки. Бывает, что проект был разработан лет 5 назад, забыли предусмотреть какие-то коммерческие объекты. Мы сейчас тесно взаимодействуем с органами прокуратуры. По отдельным регионам проводили проверки по отдельным регионам. Допустим, по Карагандинской области было предоставлено где-то 120 участков, из них 95 было предоставлено в нарушение ПДП. Получается, кто-то мог получить, а добросовестный предприниматель приходит, ему не дают. Можно предположить, что есть коррупционная составляющая», - отметил Устемиров.

Представитель НПП сообщил, что эта проблема была решена Нацпалатой законодательно. Теперь при предоставлении земельных участков госорганы не могут ссылаться на проект детальной планировки.

«Самая основная проблема в том, что госорган не предоставляет сведения по свободным участкам. Предприниматель должен сам ходить, искать. У нас нет единой базы. Мы продвигаем идею о том, чтобы госорган сам определял перечень свободных участков, и бизнесмены, либо иностранные инвесторы, зайдя на сайт, видели все свободные участки и могли выбрать», - заявил он.

Также Ербол Устемиров отметил, что предприниматели получают земельные участки через аукционы, проводимые акиматами. «Но проведение аукционов - это их право, а не обязанность. Это и представляет проблему. Акиматы могут годами не проводить аукцион - это их право. Мы хотим поменять эту систему, чтобы, в случае, если предприниматель обращается за земельным участком, акимат был обязан в течение месяца или двух провести аукцион. Эту проблему мы сейчас с Министерством национальной экономики проговариваем, концептуально они согласились. Надеемся, в этом году она решится», - сказал он.

Помимо земельных, директор Департамента общественного мониторинга НПП затронул также вопросы сокращения разрешительных документов. Соответствующий законопроект, по его словам, находится в Сенате и будет принят в ближайшее время. «Допустим, предпринимателю, который открывает магазин или салон, нужно подсоединиться к электросетям, водоснабжению или канализации. Монополист в этом случае всегда злоупотребляет своим положением, и может сказать: «Присоединяйся за километр». Предприниматель вынужден присоединяться к сетям, находящимся за километр, хотя мощности есть в районе 10 метров. Эту проблему мы решаем. Теперь по закону все монополисты будут обязаны вести электронную базу о наличии свободных мощностей. Предприниматель может увидеть, есть ли возможность присоединиться к сетям поближе к своему объекту», - сказал представитель Нацпалаты.

Кроме того, Устемиров рассказал, на какой стадии находится вопрос о получении разрешений тяжеловесным и крупногабаритным транспортом. «Это очень коррумпированная сфера. Мы поднимали этот вопрос больше полутора года назад. Госорган костьми ложится, чтобы эту норму не убирали. Мы рассчитывали по километражу, к примеру, чтобы большой автокран из Шымкента перегнать в Актобе, выходит около 5 млн. тенге. Такие проблемы для предпринимателей создаются. В Мажилисе велись по этому вопросу ожесточенные споры. В настоящее время существует такая договоренность, что для крупногабаритных неделимых грузов разрешение останется. А если груз делимый, то разрешение предпринимателю получать не нужно. Мы хотели отменить полностью. У нас была идея, что будет общая схема всех дорог, где можно ездить такому транспорту. Водители заходят на этот сайт, выбирают такую дорогу и по ней ездят. А так, чем платить 5 млн., предпринимателям легче отдать 10% инспектору транспортного контроля. Эта система так и работает, это такой неформальный хлеб для них», - сообщил он.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры