Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Крутой маршрут казахстанских автобусов

11 Августа 2015
4874 просмотров

Сфера пассажирских перевозок напоминает полосу препятствий - уцелеют немногие!

Почему не соблюдаются Правила субсидирования автоперевозчиков? Кто ограничивает и ущемляет их права? Как решить вопрос с нелегальными перевозчиками ? Эти и другие вопросы находятся на контроле Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».

Как рассказал директор Департамента правовой защиты предпринимателей НПП Олег Савеленко, все эти проблемы стали предметом обсуждения на заседании Совета по защите прав предпринимателей НПП РК «Атамекен», состоявшемся в январе этого года. Тогда-то и вскрылись многие проблемы, с которыми сталкиваются в регионах предприниматели, занятые в сфере автобусных пассажирских перевозок.

Одна из главных проблем - выделение субсидий автоперевозчикам. По словам Олега Савеленко, существуют Правила субсидирования на 2014-2015 годы, однако, как показал анализ, в отдельных регионах они попросту не соблюдаются. Таким образом, налицо ограничение и ущемление прав бизнесменов, занимающихся автоперевозками.

В целях выяснения ситуации на местах и выработки конкретных мер, по итогам рассмотрения данного вопроса Совет по защите прав предпринимателей НПП поручил региональным палатам провести общественный мониторинг этой сферы.

«Необходимо было выявить проблемы перевозчиков с учетом специфики регионов, факты нарушений прав и законных интересов предпринимателей, провести анализ гражданско-правовых отношений перевозчиков и управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог и принять меры по правовой защите предпринимателей», - рассказал директор департамента правовой защиты предпринимателей НПП.

Как показали промежуточные итоги мониторинга в регионах, выявлен ряд проблем. К примеру, управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны неправомерно направило уведомления о расторжении контракта с автоперевозчиками. 

«Одной из первых отреагировала Палата предпринимателей Астаны, которая предоставила информацию о нарушениях в сфере автоперевозок в столице. Мы обратились в прокуратуру города, департамент комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Астаны с запросом о проведении проверки по данным фактам. Прокуратура города выявила нарушения и внесла акт прокурорского реагирования, комитет по защите конкуренции возбудил антимонопольное расследование. По информации столичной прокуратуры, она начала досудебное расследование в отношении управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны», - рассказал Олег Савеленко.

В Алматы сложилась другая ситуация. Так, акиматом г.Алматы не исполняется и не исполнялось решение маслихата города в части субсидирования убытков перевозчиков в связи с осуществлением перевозок пассажиров, пользующихся правом льготного проезда. Судебные решения вынесены не в пользу перевозчиков. В связи с этим Палата предпринимателей г.Алматы  направила письмо заместителю акима города, курирующего вопросы транспорта. В результате с 1 октября этого года в Алматы вводится автоматизированная система учета и оплаты проезда, которая позволит решить вопрос планирования бюджетных средств на финансирование затрат по покрытию расходов перевозчиков за предоставление услуг льготным категориям граждан.

В Алматинской области по итогам мониторинга выявлено, что автоперевозчиков обязывают заключать договоры с Центром управления пассажирских перевозок, которое ведет координацию маршрутов. А из него следует, что перевозчики обязаны ежемесячно приобретать у ТОО листы диспетчерского отслеживания, стоимость которых составляет 20 000 - 45 000 тенге в месяц и 240 000- 540 000 в год на одного предпринимателя. Также установлены нарушения со стороны управления транспорта при проведении конкурса на внутриобластные и межобластные конкурсы. По итогам встречи с перевозчиками направлено соответствующее письмо в прокуратуру Алматинской области с просьбой провести анализ законности проведения конкурсов пассажирских перевозок.

Мониторинг показал, что проблема субсидирования перевозчиков существует во многих регионах, в отдельных областях субсидии вообще отсутствуют, например, в городах Семей и Усть-Каменогорск, в Карагандинской субсидии не выделяются с 2012 года. В Жамбылской области субсидирование проводится только по трем маршрутам, более того, при заключении договоров акимат города обязал перевозчиков нести расходы по бесплатному провозу отдельных категорий пассажиров. К слову, в Атырауской области убытки перевозчиков в связи с осуществлением перевозок пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, не возмещаются за счет бюджетных средств.

Аналогичная ситуация в Костанайской области. Как отмечают в РПП, в настоящее время перевозчики региона обходятся без какой-либо государственной поддержки. Механизм субсидирования затрат перевозчиков, связанных с социально значимыми перевозками в области не работает.

«По информации предпринимателей, какие-либо отношения с управлением не влекут за собой решение проблемных вопросов. Договора о субсидировании убыточных социально значимых маршрутов не заключалось», - отмечают представители ПП Костанайской области.

По словам Олега Савеленко, в области также существуют судебные споры между перевозчиками и управлением пассажирских перевозок.

«В Костанайской области выявлен факт судебного разбирательства относительно незаконного расторжения договора перевозки пассажиров и багажа между ИП Шуренова Г. и управлением. Данный судебный спор находится на контроле  РПП, ИП Шуренова оказана необходимая правовая (консультационная помощь) в подготовке  материалов к судебным заседаниям», - рассказал О.Савеленко.

В Костанайской и Северо - Казахстанской областях также существует проблема нелегальных перевозчиков. «Непонятно, с чьего позволения работают нелегальные автоперевозчики, которые создают недобросовестную конкуренцию. В ЮКО бывало так, что предприниматели выигрывают тендер, но им не дают возможности выйти на маршруты, более того, расторгают договор с ними», - пояснил представитель НПП, добавив, что налицо определенная зависимость от управления пассажирскими перевозками, которое манипулирует всеми этими действиями. Таким образом, ущемляются права частных перевозчиков.  

По словам директора департамента правовой защиты предпринимателей НПП наиболее острая ситуация сложилась в Южно-Казахстанской области, где зачастую наблюдаются факты превышения должностных полномочий. Так, в Шымкенте автобусные пассажирские перевозки не субсидируются, самый низкий тариф проезда на общественном транспорте по РК (50 тенге), не предусмотрено обилечивание. В одностороннем порядке расторгнуты договоры с перевозчиками, идут судебные разбирательства.

В качестве примера Олег Савеленко привел факты нарушений акимата г.Туркестан, допущенных в отношении ИП Накипова. По его словам, здесь речь идет о предвзятом отношении при проведении конкурса на право осуществления внутригородских пассажирских перевозок. Замакима города Танибергенов выступил в качестве председателя конкурса, в котором, к слову, принимал участие его отец, вследствие чего и возник конфликт интересов.

Прокуратурой области по данному факту возбуждено дисциплинарное производство в отношении Танибергенова, которое находится на стадии рассмотрения.

«По сути, большинство проблем субсидирования - в отсутствии нормального нормативного регулирования этого вопроса. По итогам проведенного мониторинга будут выработаны рекомендации по устранению системных проблем в сфере автоперевозок. Наша первостепенная задача - обеспечить защиту предпринимателей, чьи права были нарушены», - заключил Олег Савеленко.  

По его словам, мониторинг проводился с целью установления стабильной и прозрачной работы предприятий, работающих в сфере автоперевозок.

Карлыгаш Жусупбекова 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры