Поддержка отечественного бизнеса в условиях ВТО
Традиционно государственные закупки странами используются как один из способов поддержки национальных производителей и поставщиков услуг
Это сладкое слово - «госзакупки»...
Сфера государственных закупок занимает существенную долю в мировом товарообороте и, по данным Европейской комиссии, оценивается в размере 1000 млрд. Евро в год. В национальной экономике доля государственных закупок составляют 10–25 процентов ВВП страны. К примеру, эта цифра в ЕС оценивается порядка 16% ВВП.
В Казахстане в 2014 году доля государственных закупок в ВВП, включая квазигосударственный сектор, составила ориентировочно 24%, из которых 10% приходится на закупки национальных компаний АО «ФНБ «Самрук-Казына».
Как видно, рынок государственных закупок очень привлекателен для бизнеса, учитывая, что значительные средства, выделяемые государством на поддержание внутренней экономики, распределяются именно в виде государственных заказов. А государство является на сегодня одним из самых платежеспособных заказчиков.
Плюрилатеральный подход в ВТО
В ВТО вопросы государственных закупок регулируются Соглашением ВТО о правительственных закупках, которое является плюрилатеральным соглашением. Иными словами, подписание данного соглашения является не обязательным условием вступления в ВТО.
Согласно преамбуле документа, Соглашение должно способствовать открытию национальных рынков госзакупок и предоставлению поставщикам из стран, подписавших данный документ, равных с национальными поставщиками условий участия, запрету на дискриминацию иностранных поставщиков, обеспечению прозрачности законодательства и применяемых процедур закупок.
В настоящее время Соглашение ВТО о правительственных закупках подписано 43 странами-членами ВТО. Еще 31 члены ВТО являются сторонами данного соглашения лишь в качестве наблюдателей, 12 стран ВТО, включая Россию, находятся в процессе переговоров по присоединению к данному соглашению.
Однако начать переговоры по присоединению не означает присоединиться. Сроки ведения переговоров по присоединению к Соглашению ничем не ограничены. Это значит, что у страны есть право, а не обязательство присоединиться к Соглашению. Китай, например, ведёт переговоры по присоединению уже 13 лет, Австралия – 19 лет, Новая Зеландия – 6 лет.
Соглашение ВТО о государственных закупках (статья V) содержит положения об особом и дифференцированном режиме для развивающихся стран. Это может быть обусловлено неэкономическими условиями, связанным с защиты национальной обороны, здоровья людей, животных и растений, а также интеллектуальной собственности и т.д.
Необходимо также отметить, что Соглашение распространяется не на все виды и сферы государственных закупок. Сфера его применения может быть ограничена по стоимости контрактов, видам и происхождению продукции, а также по закупочным организациям.
Не отрываясь от мирового коллектива
Казахстан до конца этого года планирует стать 162-м членом ВТО. Следовательно, при каких условиях Казахстан войдет в ВТО в сфере регулирования государственных закупок становится самым острым и открытым вопросом.
В целом, подписание Казахстаном Соглашения ВТО о правительственных закупках предполагает, что в перспективе это позволит значительно повысить прозрачность проведения государственных закупок в стране. К примеру, в случае подозрений на оказание неправомерного предпочтения или дискриминации того или иного поставщика, члены Соглашения могут прибегнуть к процедуре торгового спора в ВТО.
Внимание со стороны членов Соглашения к ограничениям на рынке государственных закупок и возможность оспаривать неправомерные решения через систему ВТО могут стать стимулом для повышения эффективности и снижения коррупционных факторов в системе государственных закупок.
Во-вторых, присоединение к Соглашению в перспективе приведёт к снижению стоимости и повышению качества государственных услуг в стране. И в-третьих, казахстанские компании получат доступ на рынок государственных закупок других стран ВТО.
По оценке ВТО, в результате расширения сферы применения Соглашения стоимость государственных закупок, которые открыты для международной конкуренции, увеличились в десятки раз.
Поэтому Казахстан в перспективе, по всей вероятности, возьмет статус наблюдателя и начнет процесс переговоров по присоединению к данному Соглашению. Однако подписание такого рода соглашения несет в себе риски экономической безопасности.
Обыкновенный протекционизм
Необходимо отметить, что в условиях глобальных и интеграционных вызовов отечественный бизнес столкнулся с серьезной проблемой невысокой конкурентоспособности казахстанских компаний, в особенности из производственного сектора. Поэтому национальный рынок государственных закупок остается действенным инструментом государственной поддержки для дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.
В практике ВТО существует как открытые, так и скрытые формы протекции национальных поставщиков в сфере государственных закупок. К примеру, в США, ЕС и Израиле применяются преференциальные ценовые поправки против иностранных поставщиков. Когда заявка от зарубежного поставщика может быть признана победившей только в том случае, если ее стоимость на определенный процент ниже конкурсной заявки в сравнении с самой низкой ценой, предоставленной отечественным поставщиком.
Одним из скрытых форм поддержки национальных поставщиков могут быть сжатые сроки для предоставления конкурсных заявок, которые не могут выдержать иностранные поставщики. Также это могут быть требования иметь представительства или филиалы для зарубежных компаний или технические спецификации, ориентированные на отечественные стандарты и т.д.
Сделано в Турции
Турция является членом ВТО с 1995 года и с 1996 года имеет статус наблюдателя в рамках Соглашения ВТО о правительственных закупках.
В настоящее время в Турции многие разрешительные документы для ведения бизнеса согласно национальному законодательству выдает Торговая Палата Турции (ТОББ). В процессе участия в государственных закупках различные сертификаты, лицензии, которые выдает ТОББ, создают преимущество для участия отечественного бизнеса в госзакупках.
Например, в соответствии со ст. 10 Закона Турции «О государственных закупках» от участника закупок в целях оценки его профессиональной и технической квалификации может быть затребованы документы, относящиеся к производству и /или производственным мощностям.
Согласно другому документу «О разъяснении Закона Турции «О государственных закупках», а также Правилам закупок товаров и услуг Турции в целях определения профессиональной и технической квалификации поставщик должен предоставить организатору закупок в качестве документа производственного характера Индустриальный сертификат, заверяющий производственную мощность предприятия, который выдается ТОББ.
Организатор закупок не может также допустить к закупкам участника, который не имеет Документ, свидетельствующий, что предприниматель является добросовестным поставщиком, который предпринимателю выдает ТОББ специально для участия в закупках.
Для получения Индустриального сертификата эксперты ТОББ, в составе которого обязательно должен быть отраслевой инженер, выезжают на производство предприятия, чтобы, во-первых удостовериться в существовании предприятия, во-вторых оценить его производственную мощность на основе разработанных методик ТОББ, определить наличие производственных помещений, систем качества, патентов, лицензий, используемых в производстве и т д.
Еще одним правовым механизмом, направленным в поддержку турецкого производителя при участии в государственных закупках является предквалификационный отбор.
К одним из видов закупок согласно Закону Турции «О государственных закупках» относится закрытый вид конкурса.
Согласно данному закону, закрытым конкурсом являются - закупки товаров, услуг или работ, производство или осуществление которых требует специализации и/или применения высокотехнологичного производства.
В соответствии со статьей 20 вышеупомянутого закона, закрытые конкурсы проводятся путем предквалификационной оценки потенциальных поставщиков. При этом предквалификационная оценка должна осуществляться в соответствии с применением квалификационных требований, указанных в статье 10 закона выше, которая устанавливает требование по предоставлению потенциальным поставщиком документов производственного характера, которым является Индустриальный сертификат.
Согласно статье 63 того же закона Турции, организатор государственных закупок в тендерной документации по закупке товаров, работ или услуг может предусмотреть условную скидку в виде 15% отечественному поставщику, имеющему Сертификат соответствия продукции отечественному производству, который выдается ТОББ.
В соответствии с документом Министерства индустрии и Торговли Турции «О разъяснениях по выдаче Сертификата соответствия продукции отечественному производству» одним из необходимых документов при получении вышеуказанного документа является наличие у предпринимателя Индустриального сертификата.
Согласно разъяснениям министерства, минимальный уровень достаточной переработки для получения Сертификата соответствия продукции отечественному производству, составляет 51%.
Вместо эпилога
Необходимо признать, что Казахстану в условиях глобализации и экономической интеграции необходимы совершенно новые механизмы и меры по защите внутреннего рынка и дальнейшей реализации экономической политики. С этой точки зрения крайне важно изучение опыта и применение лучшей практики стран, являющимися не одно десятилетие членами различных экономических интеграционных объединений.
Как показывает зарубежная практика, одним их таких эффективных механизмов, отвечающих современным вызовам глобальной экономики, является формирование благоприятной институциональной среды и условий для развития и поддержки предпринимательства.
Нурлан Сакуов, Секретарь Секретариата Комитета обрабатывающей промышленности
Оставьте комментарий:
Комментарии: