Владимир ГОШИН: Требования Таможенного кодекса ЕАЭС будут максимально упрощенными
Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза продолжает будоражить бизнес-сообщество интеграционного объединения. Особые сомнения вызывает ряд норм, которые и согласился прокомментировать член коллегии — министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин.
- К числу спорных казахстанские предприниматели отнесли следующие: норма, устанавливающая расширение перечня платежей (специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины), применяемых таможенными органами в качестве обеспечения по таможенной процедуре таможенного транзита. Что будет сделано, чтобы не отвлекать из оборота действующего бизнеса значительных денежных средств?
— В условиях снижения тарифной защиты важнейшим элементом регулирования внешней торговли Таможенного союза становится применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, — начинает беседу Владимир Гошин. — К таким инструментам относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из иностранных государств.
Проще говоря, для защиты отечественных производителей. Меры защиты внутреннего рынка могут устанавливаться в виде соответствующих пошлин либо в ином виде (одобрение ценовых добровольных обязательств, принятых экспортером, одобрение добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером, введение импортной квоты). Установление мер защиты внутреннего рынка регулируется Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года, а с 1 января 2015 года — Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Действующая редакция статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает, что специальные, антидемпинговые, компенсационные меры взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозных таможенных пошлин. Однако такая формулировка вызывала много вопросов в правоприменении. Поэтому в проекте ТК ЕАЭС появилась отдельная глава, устанавливающая правила исчисления, уплаты, взыскания, возврата этих особых видов пошлин. При обсуждении положений проекта ТК ЕАЭС перед экспертами встал и вопрос обеспечения уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Следует отметить, что в настоящее время в рамках ТС и ЕЭП применяется специальная пошлина в отношении посуды столовой и кухонной из фарфора, за исключением происходящей из развивающихся и наименее развитых стран (кроме Китайской Народной Республики), а также антидемпинговые пошлины, установленные в отношении 8 категорий товаров (металлопрокат с полимерным покрытием, подшипники качения, ванны чугунные, холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали, происходящие из Китайской Народной Республики, графитированные электроды, происходящие из Индии, некоторые виды стальных труб и стальные кованые валки для прокатных станов, происходящие из Украины, легкие коммерческие автомобили, происходящие из Германии, Италии, Турции). Причем размер ставок антидемпинговой пошлины зависит от производителя товаров.
Учитывая специфику установления специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, принимая во внимание, что установлению таких мер предшествует проведение соответствующего расследования, проектом ТК ЕАЭС предусматривается, что обеспечение уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин будет являться условием помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в случаях, определенных Комиссией. Таким образом, учитывая категории товаров, в отношении которых устанавливается соответствующая мера защиты внутреннего рынка, риски нарушения таможенного законодательства, Комиссия определит случаи, когда при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, в отношении которых установлены специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, будет требоваться предоставление обеспечения уплаты соответствующего вида пошлины.
Таким образом, несмотря на несколько общую формулировку, что предоставление в отношении иностранных товаров обеспечения уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, определенных Комиссией, является одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, такое обеспечение будет требоваться только в отдельных случаях и не повлечет для бизнеса отвлечения из оборота значительных денежных средств. Тем более что уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин может обеспечиваться не только денежными средствами, но и банковской гарантией, поручительством, залогом имущества, а в Республике Казахстан еще и договором страхования.
При этом следует отметить, что из 11600 позиций товарной номенклатуры специальная и антидемпинговая пошлина установлена в отношении менее 1% позиций.
Доля Республики Казахстан (в стоимостном выражении) в объеме ввозимых товаров, облагаемых специальной и антидемпинговой пошлиной, в I полугодии 2014 года составила всего 5%. Поэтому говорить о «значительности» отвлечения денежных средств для бизнеса Казахстана не приходится.
При этом следует отметить: во-первых, из 11600 позиций товарной номенклатуры специальная и антидемпинговая пошлина установлена в отношении менее 1% позиций; во-вторых, доля Республики Казахстан (в стоимостном выражении) в объеме ввозимых товаров, облагаемых специальной и антидемпинговой пошлиной, в I полугодии 2014 года составила всего 5%; в-третьих, большая часть товаров, облагаемых такими пошлинами, ввозится железнодорожным транспортом и при этом не требуется предоставления никакого обеспечения уплаты таможенных платежей. Поэтому говорить о «значительности» отвлечения денежных средств для бизнеса Казахстана не приходится, а проблема представляется абсолютно надуманной.
— Не менее дискуссионной, по мнению бизнеса, является и норма, устанавливающая право таможенных органов самостоятельно определять физические характеристики товара, самостоятельно осуществлять классификацию, определять происхождение, таможенную стоимость товара при непредставлении лицом после выпуска товаров документов, либо если у таможенного органа имеются признаки того, что содержащиеся в представленных документах сведения являются недостоверными. Каким образом можно укротить безудержные аппетиты таможни? Или наша цель — искоренить бизнес на корню?
— Наша основная цель — создать такой Таможенный кодекс, в котором будут установлены четкие и ясные правила поведения для субъектов хозяйствования и таможенных органов с учетом баланса интересов обеих сторон. Мы ориентируемся на то, что законопослушный бизнес сам заинтересован соблюдать таможенное законодательство и выполнять требования, предусмотренные ТК ЕАЭС, которые будут максимально упрощенными по сравнению с действующим ТК ТС.
Так, например, краеугольным камнем, заложенным в ТК ЕАЭС, является возможность при таможенном декларировании в электронной форме не представлять таможенным органам документы, подтверждающие заявленные в ней сведения. Эта новелла является базисом для осуществления автоматической регистрации таможенной декларации и обеспечения автоматического выпуска товаров.
Однако такая норма не означает, что декларант вообще не должен иметь документов (транспортных, коммерческих, иных, связанных с декларируемыми товарами), на основании которых он заявлял таможенным органам сведения о товарах в таможенной декларации. Напротив, в проекте ТК ЕАЭС предусмотрено, что хозяйствующие субъекты должны хранить документы, на основании которых они заполняли таможенные декларации и которые подтверждают заявленные в них сведения, в течение 5 лет после выпуска товаров и утраты ими статуса товаров, находящихся под таможенным контролем.
При том, что ТК ЕАЭС также предусматривает перенос акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров, эта обязанность иметь и хранить документы, необходимые для проведения таможенного контроля после выпуска товаров, дает возможность проверить достоверность декларирования товаров при проведении таможенных проверок.
Поэтому для хозяйствующих субъектов, которые будут соблюдать требования ТК ЕАЭС, хранить необходимые документы в течение установленного срока и предъявлять их таможенным органам при проведении таможенного контроля, норма, устанавливающая право таможенных органов самостоятельно определять физические характеристики товара, самостоятельно осуществлять классификацию, определять происхождение, таможенную стоимость товара при отсутствии у проверяемого лица документов, на основании которых была заполнена таможенная декларация, никакой нагрузки не несет.
Эта норма является логическим продолжением упрощения порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании и выпуске товаров, своего рода превентивная мера, направленная на то, чтобы хозяйствующие субъекты работали в соответствии с законодательством и не пытались его нарушить. Несколько странно слышать, что такая прозрачная ситуация, заложенная в ТК ЕАЭС, может кем-то расцениваться, как желание искоренить бизнес на корню. Если говорить о нарушителях таможенного законодательства, то их действительно надо искоренять, чтобы такие субъекты не создавали проблем бизнесменам, которые соблюдают таможенное законодательство и не пытаются уклоняться от уплаты таможенных пошлин за счет занижения таможенной стоимости, декларирования товаров другим кодом либо искажения сведений о происхождении товаров, пользуясь правом не представлять таможенным органам при подаче таможенной декларации документы, подтверждающие заявленные в ней сведения.
— Поводом для обсуждения стала и норма, устанавливающая запрет на применение предварительного таможенного декларирования для товаров, в отношении которых опубликованы, но не вступили в силу акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, налогов и изменяющие условия предоставления льгот.
Мало того, что в настоящий момент бизнесу практически не доступно применение предварительного таможенного декларирования товаров, которое широко применяется во всех развитых странах, так эта норма, по сути, запрещает об этом даже мечтать. Почему новый Таможенный кодекс вместо того, чтобы придавать динамику процессу пересечения границ, делает все, чтобы многократно затянуть его?
— Предварительное декларирование ввозимых иностранных товаров, как в действующем ТК ТС, так и в проекте ТК ЕАЭС, предусматривает, что декларация на товары может быть подана таможенному органу до ввоза товаров на таможенную территорию и до предъявления таможенному органу в месте доставки. Между датой подачи предварительной таможенной декларации и датой предъявления товара таможенному органу для принятия решения об их выпуске может быть временной интервал, не превышающий 30 календарных дней. В этот период в Союзе могут быть приняты нормативные правовые акты, которыми вводятся запреты и ограничения, увеличиваются ставки ввозных таможенных пошлин, изменяются условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин либо устанавливаются меры защиты внутреннего рынка. Так как эти акты подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, как правило, через 30 календарных дней после дня их официального опубликования, может сложиться ситуация, когда предварительное таможенное декларирование будет использоваться для умышленного уклонения от выполнения требований новых нормативных актов.
Предлагаемая в проекте ТК ЕАЭС поправка в статью по предварительному таможенному декларированию предусматривает отказ в выпуске товаров, заявленных в предварительной таможенной декларации, если в течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации этой декларации, приняты и опубликованы, но не вступили в силу акты, увеличивающие ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, изменяющие условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или отменяющие такие льготы, либо введены меры защиты внутреннего рынка. В данном случае декларант будет обязан декларировать товары в общеустановленном порядке.
Однако такие случаи, как показывает практика, будут единичными, поэтому не повлияют на применение предварительного таможенного декларирования в целом.
Говоря о плюсах новой редакции этой статьи, следует отметить, что предлагаемая редакция позволит применять предварительное таможенное декларирование не только до ввоза товаров на таможенную территорию Союза, как это предусмотрено в ТК ТС, но и для доставки товаров в место доставки, определенное при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, что существенно расширит возможности применения предварительного таможенного декларирования.
— И последняя норма, требующая обсуждения, — это норма, устанавливающая право таможенного органа запросить сертификат о происхождении товара в случае обнаружения признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения, специальные, защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, специальная квота. При этом, до предоставления сертификата о происхождении товара выпуск товаров не производится. Это и есть процесс упрощения прохождения таможенных процедур?
— Ни для кого не секрет, что основной задачей, стоящей перед таможенными органами Беларуси, Казахстана и России, а теперь и Армении, является обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза, а с момента создания Евразийского экономического союза — таможенного законодательства нового интеграционного объединения. Данная задача возлагается на таможенные органы действующим Таможенным кодексом Таможенного союза и также предусмотрена в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В рамках реализации поставленной задачи таможенные органы осуществляют таможенный контроль перемещения товаров через таможенную границу, в том числе на предмет соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности мер, связанных с действующими запретами и ограничениями, и защитой внутреннего рынка. Данные меры вводятся на территории Союза исходя из экономических интересов государств — членов, а также в целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, животных, растений.
Как правило, устанавливаемые меры зависят от множества факторов и применяются к строго ограниченному перечню товаров. В целях обеспечения точечного применения такие меры вводятся на конкретные товары, классифицируемые определенными кодами по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и отвечающие ряду других требований, к которым зачастую относится и происхождение.
Наиболее ярким примером здесь могут являться меры защиты внутреннего рынка. В настоящее время Союзом установлено одиннадцать мер, включающих в себя как меры, установленные в виде антидемпинговых и специальных пошлин, так и меры, установленные в виде импортных квот (специальные защитные меры). При этом каждая из этих мер подлежит применению только в отношении товаров, происходящих из определенных стран, перечень которых устанавливается решениями Евразийской экономической комиссии о введении соответствующих мер.
При ввозе таких товаров участник внешнеэкономической деятельности обязан подтвердить соблюдение действующих в отношении ввозимого им товара мер (уплатить установленную пошлину, предоставить необходимую лицензию).
В тех случаях, когда сведения о происхождении товаров должным образом не подтверждены декларантом, таможенный орган вправе запросить документы о происхождении товаров, к которым в свою очередь относятся декларация о происхождении и сертификат о происхождении. При этом следует учитывать, что декларацией о происхождении товаров может являться любой коммерческий или иной документ, имеющий отношение к товару и содержащий заявление о происхождении товара.
Случаи, когда таможенные органы могут запросить у декларанта сертификат о происхождении товаров в указанных выше целях, ограничены. Так, запрос сертификата о происхождении товаров может быть осуществлен только тогда, когда таможенный орган осуществил проверку представленных документов и сведений, произвел фактический контроль товаров (если это предусмотрено в соответствии с СУР) и обнаружил, что необходимые сведения о происхождении товаров отсутствуют (отсутствует декларация о происхождении товаров), либо, что представленные документы и сведения имеют признаки недостоверности, например, противоречат друг другу.
Необходимо понимать, что в рассматриваемых случаях без достаточного подтверждения происхождения товары не могут быть выпущены в свободное обращение на территорию Союза, так как в отношении их установлены прямые запреты или ограничения на ввоз, — заканчивает беседу Владимир Гошин.
Оставьте комментарий:
Комментарии: