Сможет ли казахстанская одежда конкурировать с мировыми брендами?
Отечественные швейники готовы производить брендовую одежду при условии поддержки со стороны государства.
Со своим предложением по увеличению казахстанского содержания в отечественном fashion retail (мода в розницу) генеральный директор казахстанской компании «MIMIORIKI», производящей детскую одежду, Инна Апенко пришла в Национальную палату предпринимателей РК «Атамекен».
На этот шаг ее побудил тот факт, что, по ее словам, 80 процентов покупателей отмечают высокое качество и дизайн одежды казахстанских брендов, но указывают на высокую цену, учитывая и местное производство. К слову, сегодня в Казахстане действуют такие известные отечественные бренды (помимо «MIMIORIKI»), как Aida Kaumenova, Semiramida, La Peri, Glasman, Zibroo, Adili, Pentatonika, Kuralai, Elegant, выпускающие качественные вещи, которые вполне могут конкурировать с зарубежными брендами.
Почему нужно развивать отечественный фэшн ритейл? Отвечая на этот вопрос, глава компании «MIMIORIKI» апеллирует к цифрам. По ее словам, это позволит обеспечить 580 процентов высокой добавленной стоимости, нарастить потенциал внутреннего рынка до 30% потребности вместо действующих 10 процентов, к тому же будет решен вопрос женской занятости, поскольку 85% работающих в швейной промышленности - это женщины.
Инновационная концепция по развитию легкой промышленности в Казахстане - стратегическая программа развития швейных предприятий с собственными брендами (QazBrands) инициирована Ассоциацией легкой промышленности Казахстана.
Данный проект отечественных швейников уже нашел поддержку у министерства по инвестициям и развитию РК, готовы помочь предпринимателям и Национальная палата предпринимателей «Атамекен» совместно с Ассоциацией легкой промышленности.
Программа была презентована и в мажилисе парламента, где депутаты также поддержали идею отечественных производителей одежды. Как сказала заместитель председателя мажилиса Дарига Назарбаева, в Казахстане 80% импортируемой продукции в легкой промышленности не сертифицировано и плохого качества. При этом, по ее словам, со стороны государства сегодня нет надлежащего контроля за качеством ввозимой продукции из-за рубежа. Также есть опасения, что в случае присоединения Кыргызстана в ЕАЭС в ближайшее время на внутренний рынок хлынет поток дешевого и некачественного ширпотреба и отечественная легкая промышленность может испытать шоковую терапию. Впрочем, глава «MIMIORIKI» считает, что «кыргызские швейники не являются для наших производителей помехой, поскольку мы выпускаем и будем выпускать брендовую одежду».
«Стратегическая программа развития швейных предприятий с собственными брендами (QazBrands) предполагает консолидацию всех основных игроков казахстанского рынка одежды - дизайнеров и швейного производства, которые впоследствии должны сформировать спрос для развития текстильной отрасли и увеличить экспорт продуктов с высокой добавленной стоимостью», - рассказала Инна Апенко.
По ее словам, в случае принятия программы в течение 5 лет отечественные швейники станут производить казахстанские бренды одежды мирового уровня, повысится их имидж внутри страны, возрастет экспорт готовой продукции швейной отрасли в 3 раза и т.д.
В качестве примера бизнес-вумен привела пример Турции, где в 2004 году была запущена программа Turquality (Туркуолити). Согласно этой программе, 80 процентов затрат по аренде покрывает турецкое государство как за пределами, так и внутри страны. Государственная поддержка национальных брендов позволила создать высокий имидж товаров на внутреннем рынке, создать мировую известность турецких брендов и увеличить рост производства в 2 раза в течение 5 лет.
По мировым брендам сложилась другая ситуация. К примеру, торговые дома привлекают известные марки одежды, такие, как Zara, низкой стоимостью арендной платы. В России существует достаточно хорошая госпрограмма по развитию легкой промышленности, созданы условия и для швейников Узбекистана и Кыргызстана.
Как заверяет Инна Апенко, в случае поддержки со стороны государства за 10 лет и в Казахстане можно создать 10 глобальных брендов.
Какую помощь, прежде всего, ожидают отечественные производители одежды?
«Мы просим субсидировать затраты на аренду в торговых сетях, на маркетинг и продвижение внутри страны, освободить от НДС на срок действия программы, а также от импортных пошлин на сырье, которое не производится внутри страны», - пояснила руководитель ТОО «MIMIORIKI».
По ее словам, «необходимо изменить текущую ситуацию, когда у казахстанских потребителей есть некое неприятие продукции, сделанной в Казахстане».
«Мы («MIMIORIKI») меняем это отношение и воспитываем гордость. Хотя у нас тоже был период, когда клиент поначалу не верил, что это казахстанская продукция, но, приобретя наш товар, он оценивал его качество и возвращался снова. Создавая видеосюжеты, организовывая пресс-туры на фабрику, мы доказывали клиентам, что данная продукция выпущена в Казахстане, после чего отношение к нам менялось. То есть в рамках своего бренда мы смогли это сделать. К остальным казахстанским брендам пока, увы, скептическое отношение. И сегодня нужны усилия и ресурсы для того, чтобы переломить эту ситуацию», - резюмировала Инна Апенко.
Карлыгаш Жусупбекова
Оставьте комментарий:
Комментарии: