Реестр проблем
Проблема по подтверждению соответсвия продукции.
Ранее №628. Проблема по подтверждению соответсвия продукции. В настоящее время на казахстанском рынке услуг по подтверждению соответствия продукции появились представительства организаций из других государств-членов ЕАЭС (РФ и РБ), которые не являясь органами по подтверждению соответствия и не имея аттестатов аккредитации создают на территории Казахстана свои представительства и предлагают услуги по: - выдаче сертификатов соответствия требованиям Технических регламентов Союза; - регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям Технических регламентов Союза; - выдаче Свидетельства безопасности конструкции транспортного средства и т.д. Сроки выполнения работ, декларируемые этими представительствами (1-3 рабочих дня), не соответствуют реальной продолжительности работ по подтверждению соответствия так как, за такое время невозможно отобрать образцы от продукции, находящейся в Казахстане, отправить эти образцы в Россию в аккредитованную испытательную лабораторию, провести там испытания и после этого оформить сертификат соответствия. Соответственно, и стоимость таких работ не соответствует реальным затратам на выполнение работ по подтверждению соответствия. По нашему мнению, подобная деятельность на рынке оказания услуг по подтверждению соответствия продукции дискредитирует всю систему подтверждения соответствия продукции на территории ЕАЭС, так как у потребителей таких услуг формируется ошибочное мнение, что легальный документ о соответствии (сертификат или декларация) можно получить за 1-3 дня за определенную сумму, без каких-либо испытаний продукции, представив по электронной почте информацию о наименовании продукции, её изготовителе и нормативном документе на продукцию.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Предложение по решению проблемы:
Инициировать вопрос о внесении изменений в положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения (Решение КТС № 319 от 18.06.2010).
Пути решения:
1. Направить предложения в КТРМ МИР РК, ТОО НЦА, КЗПП МНЭ РК 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.
Дата включения в реестр:
2016-11-11 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2017-05-15 00:00:00
Ход исполнения:
07.06.2017; Вопрос неоднократно был вынесен на рассмотрение уполномоченных органов - Комитета технического регулирования и метрологии МИР РК (далее - КТРМ) и Комитета защиты прав потребителей МНЭ РК (ныне - Комитет охраны общественного здоровья МЗ РК), при КТРМ была создана соответствующая рабочая группа с участием представителей КТРМ, КЗПП, НПП. Было проведено совещание с участием вышеуказанных посреднических (консалтинговых) фирм. Было отмечено наличие отдельных правовых пробелов в данном вопросе. В настоящее время КТРМ, совместно с НПП и отечественными органами по подтверждению соответствия подготовлены поправки в проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы», которые были внесены депутатом в Сравнительную таблицу к законопроекту. В настоящее время данная поправка дорабатывается с учетом предложений иных депутатов.10.04.2019; Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы» от 8 января 2019 года, внесено изменение в Закон Республики Казахстан «О рекламе» в части установления запрета рекламы услуг по обязательному подтверждению соответствия и (или) посреднических услуг в сфере подтверждения соответствия продукции организациями, не аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия (вступил в силу 21 января 2019 года).
12.10.2017; В соответствии с проектом Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы» внесены изменения в Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года «О рекламе». В настоящее время данный проект находится в Мажилисе Парламента РК на рассмотрении.
12.12.2016; ------
24.07.2017; Одобрено ГО, через депутатов внесены изменения в законопроект "О рекламе"
28.03.2019; Суть проблемы заключалась в том, что на территории РК появились представительства органов по сертификации других государств-членов ЕАЭС (РФ и РБ), которые не имея казахстанскую аккредитацию на территории Казахстана оказывают услуги по: - выдаче сертификатов соответствия требованиям технических регламентов; - регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов; - выдаче свидетельства безопасности конструкции транспортного средства и т.д. Сроки выполнения работ по подтверждению соответствия (отбор образцов, испытания и.т.д.) этими представительствами составляло 1-3 рабочих дня, что не соответствует реальной продолжительности работ по подтверждению соответствия. Для решения данной проблемы предлагалось инициировать вопрос о внесении изменений в Порядок включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения (далее- Решение Коллегии № 319). В данном направлении проведена следующая работа. 5 декабря 2018 года Решением Совета Евразийского экономического союза № 100 принята новая редакция Порядка включения аккредитованных органов по оценке соответствия в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения (вступил в силу 23 марта 2019 года). Порядок предусматривает усиление ответственности органов по оценке соответствия. Примечание: органы по оценке соответствия для осуществления работ по подтверждению соответствия должны быть включены в Единый реестр органов по оценке соответствия Союза. Таким образом, Порядком установлены дополнительные критерий для включения в Единый реестр: - предоставления права уполномоченному органу устанавливать в национальном законодательстве дополнительные требования для включения органов по сертификации в национальную часть единого реестра; - отсутствие в штате органа по сертификации лиц, допустивших нарушения, повлекших за собой выпуск в обращение продукции не соответствующей требованиям технических регламентов и нормативных документов. - отсутствие в течение срока действия аккредитации, присвоенной уполномоченным органом, выявленных в течение года нарушений, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и нормативных документов. Также согласно вышеуказанному Порядку необходимо иметь действующую аккредитацию, присвоенной уполномоченным органом государства-члена, на территории которого зарегистрирован орган по сертификации. Факт осуществления деятельности на территории государства без соответствующей регистрации и аккредитации будет классифицировано как нарушение законодательства. Информация о таких нарушениях подлежит представлению в уполномоченный орган государства-члена ЕАЭС, на территории которого зарегистрирована головная организация согласно Порядку взаимодействия органов государственного контроля государств-членов ЕАЭС. При установлении таких фактов орган по сертификации теряет право на осуществление деятельности в течение одного года в соответствии с Решением Совета ЕЭК № 100 от 5 декабря 2018 года. Кроме этого, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы» от 8 января 2019 года внесено изменение в Закон Республики Казахстан «О рекламе» в части установления запрета рекламы услуг по обязательному подтверждению соответствия и (или) посреднических услуг в сфере подтверждения соответствия продукции организациями, не аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия (вступил в силу 21 января 2019 года). На основании изложенного, отмечаем, что необходимые меры для решения проблемы, связанной с незаконной деятельностью органов по подтверждению соответствия приняты полностью.
31.07.2018; Данный вопрос неоднократно выносился на рассмотрение уполномоченных органов - КТРМ МИР РК и КООЗ МНЭ РК, также на площадке КТРМ было проведено совещание с участием органов по сертификации посреднических (консалтинговых) фирм. КТРМ совместно с НПП и отечественными органами по сертификации были подготовлены и внесены через депутатов Мажилиса Парламента РК поправки в проект ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рекламы», в части установления запрета рекламы услуг по обязательному подтверждению соответствия и (или) посреднических услуг в сфере подтверждения соответствия продукции организациями, не аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия. Справочно: Законопроект находится в Мажилисе Парламента РК. Вместе с тем в рамках законопроекта РК «О стандартизации» НПП РК и бизнес-сообществом подержаны поправки депутатов Мажилиса Парламента РК в части повышения ответственности за нарушения требований технических регламентов, в том числе путем продления срока исковой давности за нарушения законодательства по техническому регулирования. Справочно: Законопроект находится в Сенате Парламента РК. Также по предложению НПП относительно вопроса по пресечению незаконной выдачи документов об оценке соответствия (в том числе свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств) на территории ЕАЭС в рамках проекта Решения Совета Евразийской экономической комиссии «О типовых схем оценки соответствия» поручено Коллегии ЕЭК подготовить внесение изменений в План разработки техрегламентов ЕАЭС и внесения изменений в техрегламенты Таможенного союза в части дополнения пунктами, предусматривающими внесение в техрегламенты ЕАЭС (ТС) изменений касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия (в том числе способов фиксации процесса и результатов испытаний) на основе типовых схем оценки соответствия. Справочно: Проект Типовых схем оценки соответствия одобрен и принят Советом Евразийской экономической комиссией - 18 апреля 2018 года.
31.07.2018; Текущая ситуация: 1. В 2017 году вопрос неоднократно выносился на рассмотрение уполномоченных органов - КТРМ МИР РК и КООЗ МНЭ РК, также на площадке КТРМ было проведено совещание с участием органов по сертификации посреднических (консалтинговых) фирм. КТРМ совместно с НПП и отечественными органами по сертификации были подготовлены и внесены через депутатов Мажилиса Парламента РК поправки в проект ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рекламы», в части установления запрета рекламы услуг по обязательному подтверждению соответствия и (или) посреднических услуг в сфере подтверждения соответствия продукции организациями, не аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия. Законопроект находится в Мажилисе Парламента РК (21 мая 2017 году было 1 чтение). 2. В рамках законопроекта РК «О стандартизации» НПП РК и бизнес-сообществом подержаны поправки депутатов Мажилиса Парламента РК в части повышения ответственности за нарушения требований технических регламентов, в том числе путем продления срока исковой давности за нарушения законодательства по техническому регулирования. Законопроект находится в Сенате Парламента РК. 3. Также по предложению НПП относительно вопроса по пресечению незаконной выдачи документов об оценке соответствия (в том числе свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств) на территории ЕАЭС в рамках проекта Решения Совета Евразийской экономической комиссии «О типовых схем оценки соответствия» поручено Коллегии ЕЭК подготовить внесение изменений в План разработки техрегламентов ЕАЭС и внесения изменений в техрегламенты Таможенного союза в части дополнения пунктами, предусматривающими внесение в техрегламенты ЕАЭС (ТС) изменений касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия (в том числе способов фиксации процесса и результатов испытаний) на основе типовых схем оценки соответствия. Проект Типовых схем оценки соответствия одобрен и принят Советом Евразийской экономической комиссией - 18 апреля 2018 года.
Ответственный исполнитель:
Бектурсунова Меруерт Талгаткызы
Эксперт 1 категории
ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Руководитель подразделения:
Ермекбаев Тимур Абайевич
Директор
ДЕПАРТАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
t.yermekbayev@palata.kz