Реестр проблем
Завышенные требования торговых сетей от поставщиков.
Завышенные требования торговых сетей от поставщиков: Оплата за рекламу продукции. Ретро – бонус в размере 10 % ежемесячно от реализованной продукции. Постановка на учет по НДС. Талаева Таттыгуль Жаксыбаевна, Директор ТОО "Телерадиокомпания "Тандем", Председатель Комитета развития МСБ РС, 8 (701) 511-46-37, tandem-radio@mail.ru
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Предложение по решению проблемы:
#254 Утвердить фикс ставку для ритейлеров на полки
Пути решения:
1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы( МТИ) 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.
Дата включения в реестр:
2022-02-22 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2022-06-30 00:00:00
Ход исполнения:
07.06.2022; Данный вопрос не имеют четкой формулировки и обосновывающих аргументов – примеры, цифры, наличие финансового ущерба для субъектов частного предпринимательства, расчеты по доминированию торговых сетей на розничном рынке, ущемление интересов производителей и т.д. В настоящее время все привилегированные условия для субъектов внутренней торговли устранены на законодательном уровне, включая торговых сетей. В частности, Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей» от 25 июня 2020 года № 346-VI установлено, что субъекты розничной внутренней торговли на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) устанавливают торговую надбавку в размере не более пятнадцати процентов от закупочной цены производителя или оптового поставщика. При этом, предусматривается введение строгих административных мер в случае нарушения субъектами торговли законодательных норм, при принятии и реализации продовольственных товаров. В рамках указанных поправок НПП «Атамекен» в госорганы направлено 6 писем (рег. №640/Б-04 от 24.01.2019 г., рег. №975/18 от 31.01.2019 г., рег. №4278/18 от 17.04.2019 г. и рег. №6620/18 от 7.06.2019 г., № 9474/Б-03 от 09.08.2019 г. и №15394/18 от 20.12.2019 г.). По информации Союза торговых сетей Казахстана, только 30-35% торговли в РК работают официально, включая современный формат торговых объектов. Вся остальная часть розничного торгового оборота внутри Республики проходит по «серым» схемам, вне правового и фискально-статистического учета – т.н. «стихийная розница». Как следствие, низкий уровень администрирования субъектов при больших товарно-денежных оборотах. По данным Центра исследований «Talap», более 90% торговли на рынках находится в «ненаблюдаемой зоне», порядка 70% товаров магазины сегодня закупают неофициально. При этом все меры регулирования и, соответственно, ответственность и меры наказания также охватывают только добросовестный торговый бизнес, тогда как «серая зона» остается неурегулированной. В то же время, вырабатывающая значительную долю ВВП (порядка 17%) отрасль оптовой и розничной торговли на сегодняшний день не входит в число приоритетных сфер и не получает инвестиционные преференции. Кроме того, обеспечение доступа отечественной продукции повседневного спроса в розничные сети была выделена как республиканская проблема и находилась в Реестре НПП «Атамекен» с 2016 года. Предприниматели жаловались на существенные сборы розничных сетей за аренду торговых полок, так называемая «дань за доступ к прилавку», большие сроки отсрочки платежа за поставленную продукцию (до 90 дней) и неравные условия, касающиеся возврата непроданных товаров. Данный вопрос решен в рамках подписанного Главой государства 2 апреля 2019 года Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес среды и регулирования торговой деятельности». В частности, внесены изменения в Законы «О регулировании торговой деятельности» в части установления ретробонусов (торгового вознаграждения) для поставщиков социально значимых продовольственных товаров на уровне 0%, а для других продовольственных товаров на уровне 5% от суммы договора поставки. Наряду с этим, согласно пункту 8-1 «Правил внутренней торговли», утвержденного приказом и.о. Министра национальной экономики РК от 27 марта 2015 года №264, субъекты внутренней торговли при осуществлении своей деятельности размещают товары отечественного производства в визуально и физически доступных местах. При осуществлении продажи товаров посредством организации торговой сети субъекты внутренней торговли размещают продовольственные товары отечественного производства на торговой площади и (или) полочном пространстве не менее тридцати процентов от общей торговой площади и (или) полочного пространства занятого продовольственными товарами. В случае отсутствия в данном объеме продовольственных товаров отечественного производства, оставшиеся места и (или) полочное пространство заполняются другими товарами по усмотрению субъекта внутренней торговли. Кроме того, действующим законодательством для отечественных товаропроизводителей (далее – ОТП) предусмотрены существенные привилегии во взаимодействии с торговыми сетями, в том числе Законом РК от 12 апреля 2004 года «О регулировании торговой деятельности». Эти преференциальные условия предусматривают ограничение торговой надбавки и размеров торгового вознаграждения при реализации продукции ОТП. Для категории социально значимых товаров взимание т.н. «ретро-бонусов» запрещены. Касательно установления каких-либо ограничений, в том числе законодательного характера по недопущению доминирующего входа на рынок любых зарубежных игроков (крупных торговых сетей, монополизирующих, парализующих и блокирующих розничные торговые каналы сбыта и доступ отечественных товаров на полки) сообщаем, что любые прямые или косвенные ограничения являются нарушением норм ВТО и ЕАЭС, членом которых является Республика Казахстан. Более того, на сегодняшний день в сегменте розничного ритейла РК превалирует доля казахстанских торговых сетей: - SMALL (ТОО "Скиф Трейд"); - Magnum (ТОО "Magnum Cash&Carry"); - METRO (ТОО "METRO Cash & Carry") – Германия. - АЛМА (ТОО "Алма Розничные сети"); - Анвар (ТОО "Анвар"); - Galmart (ТОО "Жетi Аспан"); - Interfood; - Астыкжан (ТОО "Центр торговли Астыкжан"). Международная торговая сеть «Ramstore» (Турция) прекратила деятельность на казахстанском рынке. На основании вышеизложенного, считаем, что действующим законодательством (в т.ч. Законом РК "О регулировании торговой деятельности" и Правилами внутренней торговли) предусмотрены исчерпывающие нормы по недопущению возникновения факторов, мешающих эффективному сбыту и тормозящих развитие отечественных предприятий.Ответственный исполнитель:
Момынбеков Алибек Алтынбекович
Эксперт 1 категории
ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
a.momynbekov@atameken.kz
Руководитель подразделения:
Айтбаев Асет Маратович
Директор
ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
a.aitbayev@atameken.kz